Трагедия в Кемерово, унесшая жизни десятков людей, вскрыла, в числе других, проблему неработоспособных средств автоматической противопожарной защиты. При этом в "Зимней вишне" имелись как необходимые средства противопожарной защиты, так и договор с лицензированной организацией на их техническое обслуживание. Последовавшие проверки торговых центров контрольно-надзорными органами актуализировали вопрос контрафактной пожарно-технической продукции и подложных, "левых", сертификатов соответствия.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 г. № ИШ-П7-1088 5 марта 2019 г. в Государственную Думу внесен законопроект № 658661-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании". 09.04.2019 г. законопроект рассмотрен в первом чтении.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в федеральный закон "О техническом регулировании" в целях установления правовых механизмов признания недействительными деклараций о соответствии и сертификатов соответствия. В настоящее время отсутствие таких механизмов в законодательстве РФ в области технического регулирования затрудняет своевременное изъятие из обращения опасной и незаконно выпущенной в обращение продукции.
Указанным законопроектом:
Правительство РФ, кроме того, наделяется полномочиями по утверждению порядка признания недействительными деклараций о соответствии и сертификатов соответствия, порядка проверки действительности деклараций о соответствии или сертификатов соответствия органами государственного контроля (надзора), а также порядка проведения обязательной сертификации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.
Применение правовых механизмов признания недействительными деклараций о соответствии и сертификатов соответствия направлено на достижение целей технического регулирования и обеспечение экономической защиты потребительского рынка в том числе от возможного ущерба населению, связанного с приобретением фальсифицированной продукции. Законопроект соответствует положениям договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
С учетом проводимой государственной политики, направленной на борьбу с контрафактной продукцией и фальшивыми сертификатами, полагаем, что МЧС России должно занять более активную позицию в области технического регулирования оборота пожарно-технической продукции. Органы государственного пожарного надзора должны быть наделены правами и обязанностями:
За нарушение правил выполнения работ по сертификации и за выдачу сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании необходимо ужесточить санкции по ст. 14.47 КоАП.
С даты вступления Федерального закона от 28.12.2013 г. № 412 "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" в силу и по настоящее время на рынке появилось значительное количество органов сертификации и испытательных лабораторий, большинство из которых не соблюдают обязательные требования в области аккредитации. При этом основным нарушением является выдача подложных "левых" сертификатов и полный отказ от проведения инспекционного контроля за объектами сертификации.
Этот вывод подтверждается информацией, размещенной Федеральной службой по аккредитации на своем официальном сайте, согласно которой по заявлениям потребителей продукции и услуг службой в 2018 г. было проведено 1 697 внеплановых проверок. По результатам проверок более чем в 70% случаев службой были выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации в деятельности аккредитованных лиц.
Среди аккредитованных лиц, в отношении которых приняты решения о приостановлении и прекращении действия аккредитации, присутствует значительное количество органов сертификации и испытательных лабораторий, имеющих аккредитацию на право подтверждения соответствия пожарно-технической продукции требованиям федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В целях пресечения недобросовестной деятельности органов сертификации и испытательных лабораторий необходимо дополнить ст. 2 "Порядок и особенности аккредитации в отдельных сферах деятельности" Федерального закона от 28.12.2013 г. № 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" п. 8 следующего содержания: "Порядок аккредитации органов сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия в отношении объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности, устанавливается правительством Российской Федерации". В последующем необходимо подготовить проект постановления Правительства РФ, которым утвердить Правила аккредитации органов сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности.
Правилами установить, что:
Альтернативой данному предложению может быть внесение дополнений в Федеральный закон от 07.12.2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" в части нотификации органов сертификации, аккредитованных в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по подтверждению соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности.
Одним из способов государственного регулирования в сфере обеспечения пожарной безопасности является лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности.
Считаем целесообразным ввести лицензирование деятельности в области разработки, производства и реализации пожарно-технической продукции, что будет способствовать не только ограничению обращения на территории России контрафактной пожарно-технической продукции, но и решению ряда основных задач, обозначенных в "Основах государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года", утвержденных Указом Президента РФ от 01.01.2018 г. № 2, в частности:
Введение лицензирования деятельности в области разработки, производства и реализации пожарно-технической продукции на основании Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" позволит обеспечить единство экономического пространства пожарно-технической продукции на территории Российской Федерации за счет установления МЧС России единого порядка лицензирования указанной деятельности и установления исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемого вида деятельности положениями о лицензировании вида деятельности.
В перечень лицензионных требований должны быть включены требования о наличии у соискателя лицензии:
Федеральный закон о лицензировании позволит проводить плановые и внеплановые проверки лицензиатов, в том числе совместные проверки с органами по сертификации. Это будет способствовать повышению качества выпускаемой пожарно-технической продукции и позволит искоренить практику, когда юридические лица ввозят из-за границы, в первую очередь из стран ближнего зарубежья, комплектующие изделия, собираемые впоследствии "в подвалах на коленке", выдавая в последующем готовую продукцию, даже не прошедшую внутрипроизводственный контроль качества, за продукцию собственной разработки и производства
Нина Воронова
Генеральный директор ООО "Консалтинговое бюро "Воронова и партнеры"
Виктор Кривошонок
Заместитель генерального директора ООО "Консалтинговое бюро "Воронова и партнеры"