Автору очень близка тема проектирования. Ей были посвящены первые 10 лет профессиональной карьеры автора и пройден путь от инженера-проектировщика до главного инженера проекта по системам безопасности. Эта статья посвящается всем проектировщикам систем безопасности, а также заказчикам, которые вдохновляют проектировщиков профессионально расти и развиваться.
Нормативы и правила в сфере проектирования создавались десятилетиями, совершенствуясь по мере развития технологий. Поскольку проектирование систем безопасности неразрывно связано с архитектурой и строительством, помимо знаний профильных нормативов проектировщики должны на высоком уровне знать строительные нормы и правила, а также уметь работать с архитектурными чертежами.
Давайте посмотрим, как компетенции проектировщиков современных систем безопасности влияют на проекты и стоимость их реализации.
Более пятидесяти лет в сфере проектирования как архитектуры, так и всех инженерных систем зданий и сооружений доминировали только государственные проектные институты. Это были организации с четкой структурой, иерархией и четким функционалом для каждой должности.
Проектные институты являлись хранителями культуры черчения и проектирования. Они были гуру нормативов и проектных решений, придавая значение каждому типу и ширине линий, высоте и наклону текста, расчетам и их проверке, нормам и правилам. Долгие годы до изобретения плоттеров все чертежи были черно-белыми, а само проектирование выполнялось вручную. Чертежи были итогом знаний проектировщиками нормативов в своей предметной области, навыков, опыта и расчетов. Труд проектировщиков был интеллектуальным и очень уважаемым. Чтобы работать проектировщиком, нужно было получить высшее техническое образование, отлично знать математику и любить черчение, быть аккуратным, обладать визуальным вниманием и отличной памятью, много читать и знать наизусть десятки нормативных документов. Нужно было быть инженером в самом лучшем смысле этого слова.
Самыми "страшными" людьми для проектировщиков того времени, помимо ГИПов (главный инженер проекта, назначаемая должность на время выполнения проекта), в проектном институте были нормоконтролеры, которые очень строго следили за соблюдением норм и правил. Поскольку по всем запроектированным инженерным системам ГИП нес административную, а по некоторым системам и уголовную ответственность, в проектных институтах родилась "клятва ГИПа" и множество специфических терминов (см. раздел "Сленг проектировщиков").
С приходом рыночной экономики в 90-х гг. и появлением лицензирования частных компаний проектную деятельность по системам безопасности начали вести системные интеграторы.
Технологии того времени развивались стремительно. Помимо понятных всем ГОСТовских систем связи и сигнализации появились более современные иностранные слаботочные системы, такие как видеонаблюдение, системы домофонной связи (интерком), структурированные кабельные системы и др. Знаниями о них сотрудники проектных институтов еще не обладали, а заказчики уже хотели видеть эти системы на своих объектах, и только интеграторы (они же тогда и дистрибьюторы) умели с ними работать.
Только в конце 90-х гг. в каждой стране СНГ стали появляться новые современные локальные стандарты и терминология.
В течение 90-х и 2000-х гг. для государственных заказчиков проектные институты продолжали выступать генеральными проектировщиками, а в проектировании реальных разделов проекта участвовали системные интеграторы. Из-за задержки в выплате зарплат многие сотрудники проектных институтов стали новыми сотрудниками системных интеграторов, куда и принесли культуру и навыки проектирования. Даже в системном интеграторе можно было почувствовать на себе всю мощь решений ГИПов и бескомпромиссность нормоконтроля с фразой "Читай матчасть!" от людей, проработавших в проектных институтах много лет.
Из-за постоянной турбулентности рынка и нехватки бюджетов с начала 90-х проектирование утратило свой сакральный смысл. Из-за острой нехватки финансовых средств директора и продавцы интеграторов готовы были дарить проект "в подарок", только бы продать заказчику реализацию этого проекта. В жизни опытных проектировщиков случился настоящий перекос: ценность и сложность проектной документации возросла в разы, так как нужно было изучить с нуля множество оборудования и документации, чтобы грамотно делать свою работу, а стоимость их работы была приравнена к зарплатам административных сотрудников. Инженеры-проектировщики тех лет рисовали все возможные проекты, от видеонаблюдения до пожаротушения, лишь бы за них платили деньги.
Многие опытные проектировщики крайне тяжело пережили этот сложный для их репутации и чувства собственного достоинства период.
Тем не менее именно работа опытных инженеров-проектировщиков в числе сотрудников системных интеграторов обеспечила возможность массового внедрения у заказчиков новой техники и перехода от аналогового в цифровой мир.
А вы знаете, что такое кульман, рейсфедер и какие инструменты использовали проектировщики? Окунуться в атмосферу проектного института и проектирования того времени вам поможет фильм "Самая обаятельная и привлекательная" и рис. 1.
Рис 1. Пример плана прокладки сетей из ГОСТ 21.603-80. СПДС. Связь и сигнализация. Рабочие чертежи
В наши дни в странах СНГ работает множество организаций, которые на основании государственных лицензий занимаются проектированием систем безопасности. Среди них государственные проектные институты, системные интеграторы, коммерческие проектные организации и архитектурные бюро.
Итогом работы инженеров-проектировщиков проектной организации был и остается выпуск проекта (см. раздел "Сленг проектировщиков").
Выпуск проекта – это самый ответственный момент для проектировщика, после которого (временно) наступает ощущение свободы и счастья!
В некоторых организациях инженеры-проектировщики еще и осмечивают проекты, но в большинстве проектных организаций созданием смет занимаются инженеры-сметчики. Пока в наших реалиях не внедрена практика независимых сертифицированных консультантов, которая является очень популярной в западных странах. Это эксперты с подтвержденными компетенциями в своей отрасли, которые могут помочь заказчику сформулировать техническое задание/задание на проектирование, а также проверить правильность проектной документации и реализации проекта.
В международном бизнесе также есть практика, когда проектная организация является частью крупного генерального подрядчика, который выполняет проектирование, строительство и реализацию всех инженерных систем, а также ввод в эксплуатацию объектов любого масштаба под ключ.
Некоторые страны СНГ после 2010 г. начали приводить свою нормативную базу в соответствие с международными нормами, но до сих в каждой стране доминируют свои собственные стандарты, нормы, правила и даже термины. Эти факторы должны учитывать проектные организации, работающие в международном бизнесе даже в рамках стран СНГ.
Все самые передовые объекты в мире и их составляющие инженерные системы в настоящее время проектируются по BIMметодологии (Building Information Model или Modeling). BIM-проектирование позволяет поднять в 3D-векторном пространстве архитектуру здания и в 3D-модели запроектировать и отрисовать все инженерные системы.
Это технически сложный и трудоемкий процесс, требующий от проектировщиков высочайшей квалификации и специальных навыков работы в векторных 3D-программах. Тем не менее это самый эффективный и современный метод, позволяющий на этапе проектирования увидеть и устранить все потенциальные проблемы. Подтверждено фактами, что BIM-проектирование значительно снижает стоимость монтажа и пусконаладки по сравнению с традиционным проектированием и монтажом. BIM очень активно используют США, Великобритания, Сингапур и другие страны. В странах СНГ BIM-проектирование уже имеет нормативную базу и появился успешный опыт строительства новых объектов и инженерных систем.
Краткий словарь проектировщика систем безопасности
Официальные терминыТипичных заблуждений у заказчиков два:
Причина такого отношения – отголоски тех времен, когда проектирование начали дарить "в подарок", а также недостаточные компетенции по системам безопасности сотрудников заказчика, которые руководят строительством или модернизацией объектов.
В более жестко нормативных системах, таких как ОВ (отопление и вентиляция) и ВК (водоснабжение и канализация), а также системах пожарной безопасности заказчик вынужден соглашаться на проектирование, потому что инспектор пожарной охраны просто не примет объект в эксплуатацию. Кроме того, ОВ и ВК всегда были неотъемлемой частью архитектурного образования, поэтому руководители строительства отлично знают специфику и важность этих систем. Ни одному заказчику не хочется получить на своем объекте плохое кондиционирование, недостаточное отопление, неработающую канализацию или мигающий свет. Иначе бизнес заказчика просто не сможет нормально работать и приносить прибыль.
Но почему-то к видеонаблюдению, сетям, контролю доступа и другой слаботочке заказчики часто относятся как к второстепенным системам и на этапе бюджетирования стоимости строительства или модернизации объекта этим слаботочным системам уделяется недостаточное внимание, что и приводит к хроническому дефициту бюджетов.
Специалисты ОВ и ВК, особенно в проектных институтах, не часто слышат от заказчика: "У нас есть Х денег, впишитесь с вашими системами в этот бюджет", поскольку не принято угадывать стоимость чиллера или ТП (трансформаторной подстанции). По ОВ и ВК сначала делается проект, потом считается сметная стоимость его реализации.
Специалисты-слаботочники системных интеграторов постоянно слышат от заказчиков: "У нас Х денег на все системы безопасности. Больше нет ни копейки, посчитайте и предложите пару вариантов решений. И кстати, проект нам не нужен!".
Рис. 2. Ирония про реальность на некоторых объектах
Заказчик, особенно тот, который платит, всегда прав. Однако ровно до того момента, пока на объекте не случится нештатная ситуация: кража, разбой, повреждение ценного оборудования или травмирование персонала.
Для расследования этих инцидентов поднимается архив системы видеонаблюдения и протокол событий контроля доступа и т.д.
В этот самый момент, когда в архиве камера недостаточно хорошо видит зону инцидента, плохо различимо лицо человека (рис. 2), не зафиксированы события инцидента, не сработало событие в СКУД (потому что доводчик не дотянул дверь), следует вспомнить тот факт, что все это является последствиями бесплатного проектирования и отсутствия авторского надзора (рис. 3).
Рис. 3. Ожидание и реальность по проекту без проектирования
Проектирование систем безопасности выполняет важную задачу: оно позволяет рассчитать сметную стоимость оборудования, материалов и работ до момента реализации проекта.
Все, что будет учтено в ходе проектирования, снизит заказчику затраты во время реализации и позволит получить предсказуемый результат. Все, что не было продумано и рассчитано в момент проектирования, приведет к удорожанию проекта и к ошибкам монтажа (см. примеры некачественного и качественного монтажа1).
Справка для заказчика
В проектировании каждого проекта со стороны проектной организации задействованы минимум пять человек: разработал, проверил, утвердил, нормоконтроль и ГИП. Чтобы вырастить высококлассного инженера-проектировщика, проектной организации требуется от трех до пяти лет. Чтобы вырастить ГИПа, проектной организации требуется порядка 8–10 лет.
Проектная организация инвестирует в оплату труда проектировщиков, оплату курсов повышения квалификации и лицензии на проектирование.
Проектирование не является бесплатным, даже когда физически не создается проектная документация. Ведь инженеры все равно расставляют оборудование на планах, считают длину кабелей, выбирают коммутационные, оценивают вертикальные и горизонтальные трассы, расставляют оборудование и считают по чертежам стоимость работ и материалов.
Часть задач по проектированию проектные организации выполняют полностью самостоятельно в соответствии с нормативными документами (например, расстановку извещателей и оповещателей охранной и пожарной сигнализации), но в любом случае согласно государственным нормам заказчик является непосредственным участником проектного процесса в качестве проверяющей и принимающей проект стороны.
"Итоги и перспективы развития биометрических технологий" >>>
Например, представители заказчика могут:
Выгодами заказчика от платного и качественного проектирования являются:
Многопрофильная карьера в сфере систем безопасности позволила автору побывать в разных ролях и с разных точек зрения посмотреть на процесс работы над проектом, от коммуникаций с заказчиком, съема задачи и проектирования до реализации проектов по системам безопасности – с позиции проектировщика, ГИПа, руководителя проекта, руководителя отдела, директора по продажам и топ-менеджера.
Ироничная иллюстрация с просторов Интернета (рис. 4) в шутку показывает, что сотрудники интегратора совершенно по-разному видят друг друга на этапе проектирования и монтажа.
Рис. 4. Как видят себя и других проектировщики
Из личного опыта и трансформации профессионального сознания хочется поделиться важной информацией, которая поможет проектировщикам и их руководителям быть успешными.
Итог профессиональной работы инженера-проектировщика – это когда проектировщик на 100% знает, что именно благодаря ему качественно построены и смонтированы системы безопасности на объекте, а заказчик остался доволен результатом. "Малое (проектирование) управляет большим (стоимостью проекта)", поэтому заказчику выгодно оплачивать проектирование и требовать его профессионального выполнения, чтобы полностью контролировать стоимость строительства новых и модернизацию существующих объектов и систем.
1 Швецова А. Как заказчику выбрать интегратора для проекта по системам безопасности // Системы безопасности. 2020. № 5. Стр. 55–59.