Технический прогресс стал настолько стремительным, что в старых фильмах про будущее мы видим повседневные технологии, окружающие нашу жизнь в настоящем. Каждый день мы пользуемся смартфонами и компьютерами, которые переносят нас в любую точку мира в несколько нажатий, помогают без разговоров заказать такси или вещи в магазине. У нас есть возможность надеть 3D-очки и погрузиться в виртуальные миры. Государственный Эрмитаж всегда идет в ногу со временем, используя технологии, которые появились совсем недавно, но уже поражают нас своими амбициями. И действительно, вы можете побывать в музее разными способами, не вставая с дивана, – разве это не удивительно?
Виртуальный визит переносит нас в залы музея, где мы можем изучить любой экспонат, будь то текущая выставка или давно завершившаяся. Онлайн- и офлайн-трансляции дают возможность живого разговора с хранителями, специалистами и экскурсоводами. Электронный каталог экспонатов можно изучать самостоятельно и по изображениям, и по описаниям на сайте музея. в любой точке мира можно надеть очки виртуальной реальности и детально рассмотреть несколько залов, оцифрованных для более тщательного изучения. Немногие знают, что последний вариант дает возможность оторваться от пола, облететь скульптурное изображение и приблизиться к потолочным сводам, фрескам и полотнам.
Технически такая детальность оцифровки достижима благодаря квадрокоптерам (беспилотным летающим аппаратам – БПЛА). Они позволяют увидеть музей с различных ракурсов и точек, разглядеть статуи на крыше или очутиться в труднодоступных уголках выставочных залов, в обычном случае недоступных человеческому глазу, без лестниц и каких-либо сложных конструкций.
На сегодняшний день квадрокоптеры могут использоваться в музее для решения следующих задач:
На данный момент, изучая возможности пилотирования и исходя из технических возможностей квадрокоптеров, делаются определенные выводы и имеется представление о том, как эти небольшие технические устройства способны помогать музею. Квадрокоптеры необходимы музею, и мы прилагаем много усилий, чтобы это направление было полезным во всех сферах функционирования музейной деятельности.
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо четко понимать, где находится запрещенная зона и для какого конкретного квадрокоптера.
Государственный Эрмитаж расположен в центре Санкт-Петербурга – города федерального значения, в зоне, закрытой для полетов для многих БПЛА, где действуют регламенты получения таких разрешений у органов исполнительной власти. При полетах над населенными пунктами, помимо разрешения на использование воздушного пространства, нужно получить разрешение на полеты от органов местного самоуправления. Для полетов над территорией организации следует получить у нее разрешение. для полетов над конструкциями мероприятий необходимо получить разрешение от организаторов. Разрешение на аэрофотосъемку тоже нужно получать, это требование действует независимо от территории полетов.
Законодательство все еще находится в стадии разработки, поэтому территория полетов квадрокоптеров пока ограничена нежилыми районами. Их не разрешается использовать в городах или местах скопления людей на открытом воздухе, таких как городские парки, площади, территории проведения массовых мероприятий.
Из этого следует, что полет квадрокоптера сегодня возможен в:
Возможности осуществления полетов имеются, как и большое желание музея заниматься данной деятельностью легально.
Квадрокоптеры используются в Эрмитаже уже несколько лет. более известное название этого вида деятельности – "Эскадрилья Эрмитажа" – дал на одной из ежегодных интернет-встреч Михаил Борисович Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа. Такое название прижилось и часто используется сотрудниками музея в различных обсуждениях, существует одноименный аккаунт в социальных сетях, посвященный этому направлению, и оно даже упоминалось в сценарии ежегодного капустника1.Съемка с квадрокоптера, по словам руководства музея, должна делать его более доступным, защищать и повышать интерес публики к экспонатам, интерьерам и проходящим в нем событиям.
Съемки осуществляются круглогодично, поэтому можно увидеть комплекс зданий Эрмитажа в различные времена года. Лучшее время для проведения съемок – лето и зима. Дневные, солнечные кадры всегда смотрятся лучше, чем сделанные в пасмурную и облачную погоду, когда они получаются хмурыми, темными.
Для музейных служб и отделов
Многие службы музея делают съемки интересных по тем или иным причинам экспонатов, эти видео и фото передаются в различные отделы, в том числе в пресс-службу музея, для дальнейшего использования на сайте Государственного Эрмитажа, в социальных сетях и СМИ. Случаются ситуации, когда музейным службам срочно требуются уже отснятые материалы разных периодов, хранящиеся в архивах.
С высоты птичьего полета
На данный момент в распоряжении музея находится большое количество фото- и видеоматериалов, сделанных с высоты птичьего полета. Отснят весь комплекс исторических зданий в центре Санкт-Петербурга и выставочные комплексы в других частях города. Сняты и выставочные комплексы в других городах, таких как Выборг и Екатеринбург. На очереди ряд городов, в которых обязательно пройдут высотные съемки выставочных комплексов.
Внутри помещений и залов
Помимо привычных кадров с высоты птичьего полета, интерес публики вызвали возможности аэросъемки внутри помещений и залов. Раньше полеты в залах были невозможны. но мир не стоит на месте, технологии развиваются и вместе с ними появляется новое оборудование, позволяющее осуществить такие сложные, но очень интересные в художественном плане съемки, без повреждения экспонатов.
Пилотирование в залах – это непростая, но интересная с художественной и научной точек зрения задача. Продукт, который получается в итоге, во многом уникален, а сам процесс съемки оказывается ответственным, поскольку происходит в непосредственной близости от предметов, бесценных и в культурно-историческом, и в материальном аспекте.
Существуют особенности управления беспилотниками внутри закрытого помещения. В залах GPS-сигнал намного слабее, а зачастую из-за толстых перекрытий и вовсе отсутствует, и неопытному пилоту в этих условиях сложно управлять квадрокоптером. для управления БПЛА в закрытом пространстве нужно заблаговременно освоить навыки пилотирования в режиме работы полетного контроллера, когда задействованы бародатчик и компас квадрокоптера, удерживающие позицию по высоте, поскольку эти системы в таком случае имеют приоритет над GPS.
Осуществление подобных работ не было возможно без проведения тестов в присутствии комиссии, в которую входили специалисты, хранители, смотрители и служба безопасности музея и которая оценивала потенциальную возможность повреждений при столкновениях со стенами, людьми, другими препятствиями, встречающимися на пути квадрокоптеров с защитой пропеллеров. нам удалось доказать, что полеты внутри зданий могут быть безопасными и контролируемыми.
К сожалению, обучающих курсов в нашей стране еще немного, а в то время, когда мне посчастливилось начать эту деятельность, много лет назад, их совсем не было. Приходилось узнавать информацию из различных профильных источников, переводить материалы зарубежных форумов, самостоятельно разбираться с настройками камеры и управления.
Для того чтобы у Государственного Эрмитажа была полноценная команда пилотов, я поставил задачу проведения инструктажа для всех, кто имеет доступ к оборудованию. Немногочисленная группа энтузиастов из различных отделов музея совместно проводит тренировочные полеты, помогает друг другу в сложных ситуациях, обсуждает нововведения в законодательстве. Благодаря тому, что в современном Эрмитаже установился уважительный и благоприятный корпоративный принцип обмена опытом и технической поддержки, всегда делюсь своим опытом с коллегами и новыми пилотами. Кроме того, я планирую проведение открытых уроков для начинающих пилотов с целью повышения их квалификации, что скажется на уменьшении вероятности столкновений, падений и аварий.
Пилотирование квадрокоптером – процесс сложный и специфичный. Управление системой, в которой килограммовая тушка, оснащенная движимой камерой, перемещается в пространстве с препятствиями, при одновременном визуальном контролировании – задача не из легких. Это мало кому удается с первого раза или после длительного отсутствия практики. Очевидно, что оператор квадрокоптера должен быть ответственным, наблюдательным и внимательным к деталям, иметь хорошую скорость реакции. Но плюс к этому ему нужно постоянно практиковать свои навыки и обладать высокой стрессоустойчивостью.
Управление беспилотными летательными аппаратами – большая ответственность. Все полеты в сложных условиях желательно проводить с помощником, визуально контролирующим полет и обеспечивающим дополнительную безопасность. От пилота требуется знание законов и местного регламента, которые регулируют все вопросы, связанные с владением и управлением квадрокоптеров.
Радует, что у коллег не только есть интерес получить красивую картинку, но и и появляется желание самостоятельно управлять квадрокоптером, достигать новых высот в создании интересного контента и воплощать в жизнь амбициозные, новые, смелые идеи, которые сделают музей более интерактивным и приближенным к посетителям.
Беспилотные аппараты разделяют на три группы:
В "Эскадрилье Эрмитажа" пока существуют две первые категории квадрокоптеров. Третья группа беспилотников не используется в музее по объективным причинам.
Квадрокоптеры менее 250 г нет необходимости ставить на учет. Все беспилотники более 250 г поставлены на учет в Росавиации и имеют свои идентификационные номера, нанесенные на корпус оборудования, как этого требует законодательство.
Все правила постановки БПЛА на государственный учет находятся на сайте Росавиации.
Любое появление квадрокоптера в воздухе запланировано для определенной задачи и всегда сопровождается разрешением службы безопасности музея и участием ее сотрудников, в согласовании с проходящими городскими мероприятиями. При полетах в залах музея присутствуют еще хранители и смотрители.
Мы, Государственный Эрмитаж, – первые среди музеев в применении собственных БПЛА для создания арт-контента, особенно съемки в залах.
Виновниками многих крушений беспилотников оказываются сами пилоты. Неосторожные действия, неправильная оценка ситуации и попросту банальные ошибки управления способны поставить под угрозу безопасность людей и экспонатов.
Существуют несложные правила, позволяющие предотвратить возможные аварии:
Помните: что бы ни произошло, следует избегать паники и сохранять спокойствие.
Опыт эксплуатации малых и средних БПЛА в Государственном Эрмитаже позволяет уверенно говорить о перспективности использования подобных технологий как в повседневной работе технических служб музея, так и при создании визуального контента для мультимедийных проектов.
Опасность в этом виде деятельности присутствует и будет существовать всегда. Наша обязанность – преодолеть страхи и максимально продуктивно использовать новейшие технологий. быстрое развитие технологий БПЛА открывает перспективы их более широкого и безопасного внедрения в работу музейного сообщества.
Желаю всем смелости и удачи в полетах!
1 Капустник – специально подготовленное различными отделами музея представление в конце каждого года, подводящее итоги работы Государственного Эрмитажа.