Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие темы обзоров проекта "СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ"  * Безопасность мест с массовым пребыванием людей. Антитеррор * Технические решения для мониторинга и защиты верхней полусферы * Бюджетные видеокамеры * Турникеты для объектов с высокой проходимостью   Изучайте тематический план и становитесь автором журнала!

Как увеличить экскурсионный потенциал музея благодаря квадрокоптерам. Опыт Государственного Эрмитажа

Игорь Соловей, 20/10/20

Технический прогресс стал настолько стремительным, что в старых фильмах про будущее мы видим повседневные технологии, окружающие нашу жизнь в настоящем. Каждый день мы пользуемся смартфонами и компьютерами, которые переносят нас в любую точку мира в несколько нажатий, помогают без разговоров заказать такси или вещи в магазине. У нас есть возможность надеть 3D-очки и погрузиться в виртуальные миры. Государственный Эрмитаж всегда идет в ногу со временем, используя технологии, которые появились совсем недавно, но уже поражают нас своими амбициями. И действительно, вы можете побывать в музее разными способами, не вставая с дивана, – разве это не удивительно?

Виртуальный визит переносит нас в залы музея, где мы можем изучить любой экспонат, будь то текущая выставка или давно завершившаяся. Онлайн- и офлайн-трансляции дают возможность живого разговора с хранителями, специалистами и экскурсоводами. Электронный каталог экспонатов можно изучать самостоятельно и по изображениям, и по описаниям на сайте музея. в любой точке мира можно надеть очки виртуальной реальности и детально рассмотреть несколько залов, оцифрованных для более тщательного изучения. Немногие знают, что последний вариант дает возможность оторваться от пола, облететь скульптурное изображение и приблизиться к потолочным сводам, фрескам и полотнам.

Соловей1Квадрокоптер позволяет увидеть музей с различных ракурсов и точек

Зачем музею квадрокоптер?

Технически такая детальность оцифровки достижима благодаря квадрокоптерам (беспилотным летающим аппаратам – БПЛА). Они позволяют увидеть музей с различных ракурсов и точек, разглядеть статуи на крыше или очутиться в труднодоступных уголках выставочных залов, в обычном случае недоступных человеческому глазу, без лестниц и каких-либо сложных конструкций.

На сегодняшний день квадрокоптеры могут использоваться в музее для решения следующих задач:

  • научные исследования и разработки;
  • реставрационный надзор;
  • технический надзор;
  • наблюдение со стороны служб безопасности;
  • экстерьерная и интерьерная аэрофото и видеосъемка;
  • онлайн-трансляции;
  • запись рекламы и ТВ-передач;
  • мониторинг предупреждения пожаров;
  • помощь в чрезвычайных ситуациях и поисково-спасательных работах;
  • археологические работы.

На данный момент, изучая возможности пилотирования и исходя из технических возможностей квадрокоптеров, делаются определенные выводы и имеется представление о том, как эти небольшие технические устройства способны помогать музею. Квадрокоптеры необходимы музею, и мы прилагаем много усилий, чтобы это направление было полезным во всех сферах функционирования музейной деятельности.

Где можно летать на квадрокоптере?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо четко понимать, где находится запрещенная зона и для какого конкретного квадрокоптера.

Государственный Эрмитаж расположен в центре Санкт-Петербурга – города федерального значения, в зоне, закрытой для полетов для многих БПЛА, где действуют регламенты получения таких разрешений у органов исполнительной власти. При полетах над населенными пунктами, помимо разрешения на использование воздушного пространства, нужно получить разрешение на полеты от органов местного самоуправления. Для полетов над территорией организации следует получить у нее разрешение. для полетов над конструкциями мероприятий необходимо получить разрешение от организаторов. Разрешение на аэрофотосъемку тоже нужно получать, это требование действует независимо от территории полетов.

Законодательство все еще находится в стадии разработки, поэтому территория полетов квадрокоптеров пока ограничена нежилыми районами. Их не разрешается использовать в городах или местах скопления людей на открытом воздухе, таких как городские парки, площади, территории проведения массовых мероприятий.

Из этого следует, что полет квадрокоптера сегодня возможен в:

  • воздушном пространстве внутри зданий;
  • воздушном пространстве над нежилыми территориями;
  • любом ином случае, если квадрокоптер легче 250 г.

Возможности осуществления полетов имеются, как и большое желание музея заниматься данной деятельностью легально.

Что снимают квадрокоптеры в музее?

Квадрокоптеры используются в Эрмитаже уже несколько лет. более известное название этого вида деятельности – "Эскадрилья Эрмитажа" – дал на одной из ежегодных интернет-встреч Михаил Борисович Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа. Такое название прижилось и часто используется сотрудниками музея в различных обсуждениях, существует одноименный аккаунт в социальных сетях, посвященный этому направлению, и оно даже упоминалось в сценарии ежегодного капустника1.Съемка с квадрокоптера, по словам руководства музея, должна делать его более доступным, защищать и повышать интерес публики к экспонатам, интерьерам и проходящим в нем событиям.

Съемки осуществляются круглогодично, поэтому можно увидеть комплекс зданий Эрмитажа в различные времена года. Лучшее время для проведения съемок – лето и зима. Дневные, солнечные кадры всегда смотрятся лучше, чем сделанные в пасмурную и облачную погоду, когда они получаются хмурыми, темными.

Для музейных служб и отделов
Многие службы музея делают съемки интересных по тем или иным причинам экспонатов, эти видео и фото передаются в различные отделы, в том числе в пресс-службу музея, для дальнейшего использования на сайте Государственного Эрмитажа, в социальных сетях и СМИ. Случаются ситуации, когда музейным службам срочно требуются уже отснятые материалы разных периодов, хранящиеся в архивах.

С высоты птичьего полета
На данный момент в распоряжении музея находится большое количество фото- и видеоматериалов, сделанных с высоты птичьего полета. Отснят весь комплекс исторических зданий в центре Санкт-Петербурга и выставочные комплексы в других частях города. Сняты и выставочные комплексы в других городах, таких как Выборг и Екатеринбург. На очереди ряд городов, в которых обязательно пройдут высотные съемки выставочных комплексов.

Соловей2Государственный Эрмитаж с высоты птичьего полета

Внутри помещений и залов
Помимо привычных кадров с высоты птичьего полета, интерес публики вызвали возможности аэросъемки внутри помещений и залов. Раньше полеты в залах были невозможны. но мир не стоит на месте, технологии развиваются и вместе с ними появляется новое оборудование, позволяющее осуществить такие сложные, но очень интересные в художественном плане съемки, без повреждения экспонатов.

Пилотирование в залах – это непростая, но интересная с художественной и научной точек зрения задача. Продукт, который получается в итоге, во многом уникален, а сам процесс съемки оказывается ответственным, поскольку происходит в непосредственной близости от предметов, бесценных и в культурно-историческом, и в материальном аспекте.

Существуют особенности управления беспилотниками внутри закрытого помещения. В залах GPS-сигнал намного слабее, а зачастую из-за толстых перекрытий и вовсе отсутствует, и неопытному пилоту в этих условиях сложно управлять квадрокоптером. для управления БПЛА в закрытом пространстве нужно заблаговременно освоить навыки пилотирования в режиме работы полетного контроллера, когда задействованы бародатчик и компас квадрокоптера, удерживающие позицию по высоте, поскольку эти системы в таком случае имеют приоритет над GPS.

Осуществление подобных работ не было возможно без проведения тестов в присутствии комиссии, в которую входили специалисты, хранители, смотрители и служба безопасности музея и которая оценивала потенциальную возможность повреждений при столкновениях со стенами, людьми, другими препятствиями, встречающимися на пути квадрокоптеров с защитой пропеллеров. нам удалось доказать, что полеты внутри зданий могут быть безопасными и контролируемыми.

Соловей3Аэросъемки внутри закрытых помещений

Кто пилотирует квадрокоптеры в Эрмитаже?

К сожалению, обучающих курсов в нашей стране еще немного, а в то время, когда мне посчастливилось начать эту деятельность, много лет назад, их совсем не было. Приходилось узнавать информацию из различных профильных источников, переводить материалы зарубежных форумов, самостоятельно разбираться с настройками камеры и управления.

Для того чтобы у Государственного Эрмитажа была полноценная команда пилотов, я поставил задачу проведения инструктажа для всех, кто имеет доступ к оборудованию. Немногочисленная группа энтузиастов из различных отделов музея совместно проводит тренировочные полеты, помогает друг другу в сложных ситуациях, обсуждает нововведения в законодательстве. Благодаря тому, что в современном Эрмитаже установился уважительный и благоприятный корпоративный принцип обмена опытом и технической поддержки, всегда делюсь своим опытом с коллегами и новыми пилотами. Кроме того, я планирую проведение открытых уроков для начинающих пилотов с целью повышения их квалификации, что скажется на уменьшении вероятности столкновений, падений и аварий.

"Как противодействовать применению беспилотных летательных аппаратов в террористических целях?" читать статью >>>

Пилотирование квадрокоптером – процесс сложный и специфичный. Управление системой, в которой килограммовая тушка, оснащенная движимой камерой, перемещается в пространстве с препятствиями, при одновременном визуальном контролировании – задача не из легких. Это мало кому удается с первого раза или после длительного отсутствия практики. Очевидно, что оператор квадрокоптера должен быть ответственным, наблюдательным и внимательным к деталям, иметь хорошую скорость реакции. Но плюс к этому ему нужно постоянно практиковать свои навыки и обладать высокой стрессоустойчивостью.

Управление беспилотными летательными аппаратами – большая ответственность. Все полеты в сложных условиях желательно проводить с помощником, визуально контролирующим полет и обеспечивающим дополнительную безопасность. От пилота требуется знание законов и местного регламента, которые регулируют все вопросы, связанные с владением и управлением квадрокоптеров.

Радует, что у коллег не только есть интерес получить красивую картинку, но и и появляется желание самостоятельно управлять квадрокоптером, достигать новых высот в создании интересного контента и воплощать в жизнь амбициозные, новые, смелые идеи, которые сделают музей более интерактивным и приближенным к посетителям.

Как музей регистрирует квадрокоптеры?

Беспилотные аппараты разделяют на три группы:

  1. До 250 г включительно.
  2. От 250 г до 30 кг.
  3. Более 30 кг.

В "Эскадрилье Эрмитажа" пока существуют две первые категории квадрокоптеров. Третья группа беспилотников не используется в музее по объективным причинам.

Квадрокоптеры менее 250 г нет необходимости ставить на учет. Все беспилотники более 250 г поставлены на учет в Росавиации и имеют свои идентификационные номера, нанесенные на корпус оборудования, как этого требует законодательство.

Все правила постановки БПЛА на государственный учет находятся на сайте Росавиации.

Соловей4Квадрокоптеры Эрмитажа 1-й группы (до 250 г)

QIP Shot - Screen 601-1Квадрокоптеры Эрмитажа 2-й группы (от 250 г до 30 кг)

Как музей сам себе разрешает летать?

Любое появление квадрокоптера в воздухе запланировано для определенной задачи и всегда сопровождается разрешением службы безопасности музея и участием ее сотрудников, в согласовании с проходящими городскими мероприятиями. При полетах в залах музея присутствуют еще хранители и смотрители.

Мы, Государственный Эрмитаж, – первые среди музеев в применении собственных БПЛА для создания арт-контента, особенно съемки в залах.

Опасности при использовании квадрокоптеров и как их избежать

Виновниками многих крушений беспилотников оказываются сами пилоты. Неосторожные действия, неправильная оценка ситуации и попросту банальные ошибки управления способны поставить под угрозу безопасность людей и экспонатов.

Существуют несложные правила, позволяющие предотвратить возможные аварии:

  1. Важно продумать все риски перед вылетом, выбирать большие открытые пространства, особенно в случае одновременного запуска нескольких квадрокоптеров. Даже на безопасной высоте, на расстоянии от зданий, деревьев и других объектов, которые могут угрожать летательному аппарату, не всегда удается держать квадрокоптер в поле зрения, из-за чего
    связь с устройством может быть утеряна. Помимо угрозы столкновения, подобные препятствия мешают управлению. Основное правило – соблюдать безопасную дистанцию между квадрокоптером и людьми, а также объектами частной собственности.
  2. Никогда не ведите квадрокоптер низко над людьми или животными. Игры или неосторожное движение могут повредить беспилотное устройство или нанести травму человеку.
  3. Никогда не управляйте квадрокоптером в состоянии алкогольного опьянения, поскольку это повышает риск получить серьезную травму из-за неосторожного обращения с аппаратом. Неверная оценка ситуации может привести к серьезным проблемам для вас, других людей и чужой собственности.
  4. Перед вылетом каждый раз необходимо проверять пропеллеры на отсутствие микротрещин и заусенцев. Подобные неисправности могут привести к вибрации при записи видео и даже к разрушению пропеллеров. При использовании неоригинальных запчастей во время полета возможен отрыв пропеллеров, после чего квадрокоптер становится неуправляемым, а падение неизбежным. во время сборки квадрокоптеров пилоты часто пренебрегают затягиванием винтов, даже если пропеллеры  самозатягивающиеся. в этом случае при увеличивающейся скорости (частоте) вращения винт неминуемо оторвется. Проверять нужно каждый винт на двигателе.
  5. При программировании автоматического возвращения на точку взлета необходимо задать высоту возврата выше любых преград, чтобы на пути не возникало препятствий в виде зданий, деревьев, столбов, проводов и т.д.
  6. Когда батарея квадрокоптера начинает разряжаться, пилот получает оповещение о недостаточном уровне заряда. В этом случае необходимо сразу же возвратить устройство на точку взлета, иначе летательный аппарат совершит посадку в неудачном месте, например на воде или кроне дерева. Гибель квадрокоптера в такой ситуации неизбежна.
  7. Управление квадрокоптером на высокой скорости очень опасно. У летательных аппаратов так же, как и у автомобилей, есть свой тормозной путь. несвоевременное торможение может привести к крушению.
  8. Нужно всегда помнить, что квадрокоптер может столкнуться с преградами различного характера, такими как ветви деревьев, сооружения, крыши, провода, растяжки, столбы, мачты, трубы, автомобили, антенны, уличные фонари и другие препятствия.

Помните: что бы ни произошло, следует избегать паники и сохранять спокойствие.

Беспилотное будущее

Опыт эксплуатации малых и средних БПЛА в Государственном Эрмитаже позволяет уверенно говорить о перспективности использования подобных технологий как в повседневной работе технических служб музея, так и при создании визуального контента для мультимедийных проектов.

Опасность в этом виде деятельности присутствует и будет существовать всегда. Наша обязанность – преодолеть страхи и максимально продуктивно использовать новейшие технологий. быстрое развитие технологий БПЛА открывает перспективы их более широкого и безопасного внедрения в работу музейного сообщества.

Желаю всем смелости и удачи в полетах!

1 Капустник – специально подготовленное различными отделами музея представление в конце каждого года, подводящее итоги работы Государственного Эрмитажа.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №4/2020

Темы:ВидеонаблюдениеЗащита от БПЛАЖурнал "Системы безопасности" №4/2020Безопасность объектов
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите сотрудничать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ВЫСТУПИТЬ НА ТБ ФОРУМЕ
ПОСЕТИТЬ ТБ ФОРУМ 2021
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...