Защита транспортного комплекса и обеспечение безопасности объектов имеют огромное значение для безопасности страны, поддержания социальной стабильности общества. При решении этой задачи немаловажную роль играют знания о потенциальных угрозах и преступниках, совершающих акты незаконного вмешательства. В статье рассматриваются различные модели нарушителей, изучаются способы реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.
Наш мир находится в постоянном движении, изменяются и совершенствуются все сферы жизнедеятельности общества. не отстают, а зачастую и разрабатываются опережающими темпами методы совершения актов незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность транспортного комплекса. И хотя технологии обеспечения антитеррористической защищенности и транспортной безопасности не стоят на месте, так называемая гонка вооружений будет длиться еще не одно поколение. Интенсификация транспортной отрасли, эволюционное развитие транспортных систем ставят новые задачи в вопросах транспортной безопасности. Чем более сложные системы создаются человечеством, чем быстрее становятся скорости передвижения и чем больше пассажиро- и грузопотоки, тем более сложные проблемы приходиться решать в области обеспечения транспортной безопасности [1].
Транспортный комплекс является одним из основных объектов, подверженных совершению правонарушений. Его составляющие нередко становятся средством достижения преступных целей лиц и организаций, пытающихся путем совершения противоправных акций добиться удовлетворения имущественных, политических, религиозных и иных целей, подвергая при этом опасности сотни человеческих жизней. Преступления террористического характера, как правило, отличаются тщательной подготовкой, изощренностью и, как показывают события последних лет, обращением к новым техническим средствам их совершения [2]. Никогда не следует забывать о том, что среди всех практически возможных мест массового скопления людей наиболее часто террористическим актам подвергаются именно объекты транспортной инфраструктуры, где, согласно существующей статистике, происходит до 70% всех случаев.
Подобная особенность предопределяет необходимость повышенного внимания соответствующих силовых структур и специалистов к транспортному терроризму как наиболее распространенной форме столь неблаговидной и предельно опасной для общества деятельности, которая и постоянно совершенствуется в плане извращенности своих разрушительных действий, при этом типы и формы использования транспортных средств для претворения в жизнь преступных асоциальных намерений террористов систематически трансформируются. Соответственно, статистика транспортного терроризма приобретает особую и все возрастающую актуальность как в научном, так и в прикладном аспектах [3].
При проведении оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) производится изучение способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ. Всего таких угроз девять, и утверждены они межведомственным приказом Минтранса России, ФСБ России и МВД России от 05.03.2010 г. N 52/112/134:
Полноценное видение решения максимума задач по совершенствованию антитеррористической защищенности объектов транспорта находит свое отражение в глубоком и многогранном анализе потенциальных угроз. Объективность и своевременность анализа позволяют выбирать наиболее правильное направление для каждого объекта в отдельности, с дальнейшим устранением необоснованных затрат как человеческого, так и финансового ресурса, обеспечивая при этом должную защиту [4].
Практика показывает, что для всесторонней защиты объектов транспортной инфраструктуры требуются большие средства, которые можно сравнить с обеспечением деятельности всей транспортной системы. Ни одна страна мира не может этого себе позволить. Сейчас прослеживается тенденция защиты отдельных объектов инфраструктуры, позволяющая снизить ущерб от угроз в сфере транспортной безопасности. Оптимизация работы транспортной инфраструктуры – это научная задача, от правильного решения которой зависит работа системы обеспечения транспортной безопасности. Не случайно повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы заявлено в качестве приоритетной цели Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России" [5].
Одним из исследуемых факторов являются модели нарушителей, каждая из которых представляет собой совокупность сведений о численности нарушителей, их оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также потенциальных действиях.
Определение границ ответственности в рамках любого вопроса всегда являлось и является очень сложной проблемой, поскольку чаще всего носит субъективный, а значит и договорной характер. Проектная модель нарушителя также отражает необходимость взаимной "договоренности" собственника ОТИ и государства по задачам и ответственности за обеспечение безопасности данного ОТИ. Исходя из этого, разработка и утверждение документа с описанием проектной модели нарушителя должна носить совместный характер. Типаж нарушителей, которые могут совершить различные АНВ на ОТИ, нормативными документами также не определен. Хотя по многим признакам в качестве основного нарушителя предполагается террорист, никаких конкретных указаний на это нет.
Получается, что по умолчанию на каждый конкретный ОТИ возлагаются требования по нейтрализации любых угроз АНВ, реализуемых любыми типами нарушителей. Естественно, что без конкретизации сбалансированных и всеобъемлющих мер обеспечения транспортной безопасности между государственными силовыми структурами и субъектами транспортной инфраструктуры невозможно говорить о доверительном сотрудничестве между ними и достижении выполнения задач, поставленных в ФЗ-16 [6]. Несмотря на это, на основании накопленного опыта в обеспечении оценки уязвимости объектов транспорта сформируем основные составляющие базовой модели нарушителя.
Типология нарушителя характеризуется его отношением к защищаемому объекту, количественным составом и его возможности по преодолению системы охраны:
Согласно определению Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", акт незаконного вмешательства (АНВ) – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий. Совершение АНВ любым указанным типом нарушителя характеризуется оснащенностью последнего различными вспомогательными средствами.
Категория "транспортная безопасность", являясь одним из объектов уголовно-правовой охраны, представляет собой состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Иначе говоря, акт незаконного вмешательства – это имеющаяся или реализованная угроза безопасному и устойчивому функционированию транспортного комплекса [7]. Нарушитель может быть оснащен:
Одним из решающих факторов в совершении АНВ является подготовленность нарушителя к воздействию на систему безопасности охраняемого объекта:
1. Физическая подготовленность нарушителя к совершению АНВ:
2. Подготовленность нарушителя владением оружием и техническими средствами:
Физическая подготовленность нарушителя характеризуется развитостью его физических возможностей перемещения на объекте, преодоления препятствий. Соответствующие психологические особенности и физическое состояние позволяют определить высокоподготовленного нарушителя как осторожного, решительного, физически развитого человека. Слабый уровень психофизической подготовленности характеризуется плохим физическим развитием, высоким уровнем тревожности нарушителя, неуверенностью в себе. между ними промежуточное положение занимает средний уровень психофизической подготовленности.
Уровень технической подготовленности нарушителя характеризуется наличием у него технических средств для проникновения и навыками обращения с ними. Высокая степень технической подготовленности характеризуется наличием специального набора инструментов, оборудования и высокой квалификацией по их применению. для технически среднеподготовленного внешнего или внутреннего нарушителя это может быть подобранный под задачу набор самодельных или усовершенствованных технических средств. Нарушитель с низким уровнем технической подготовки использует подручные, бытовые легкодоступные средства или не использует их вообще [8].
На уровень подготовленности нарушителя существенно влияет его осведомленность об ОТИ и о принимаемых мерах по обеспечению безопасности. можно выделить три уровня осведомленности:
Для реализации одной из потенциальных угроз совершения АНВ, указанных выше, и в зависимости от конкретных целей, которые нарушитель ставит перед собой, можно выделить следующие тактики его действий:
Все вышеуказанные характеристики нарушителя являются не более чем составными частями единого целого – базовой модели нарушителя, которая формируется благодаря анализу многих факторов и разрабатывается специально для конкретного типа ОТИ.
Созданная модель нарушителя принимается как базовая, и применительно к ней проходит разработка модели угроз. Здесь могут быть полезными натурные испытания для количественной оценки возможностей "базового" нарушителя, например времени преодоления инженерных средств защиты и технической укрепленности объекта, возможностей обхода системы охранной сигнализации. Завершающим этапом разработки модели угроз является формирование требований к возможностям будущей системы охраны и безопасности объекта в виде списка сценариев действий для проникновения нарушителя "базовой" модели, которые она должна обнаружить. При этом необходимо учитывать также возможные воздействия внешних и внутренних случайных факторов, которые могут способствовать достижению нарушителем своей цели [8].
Как упоминалось выше, формирование базовой модели нарушителя и разработка мер по защите объекта в зависимости от сформированной модели лежат целиком и полностью на субъекте транспортной инфраструктуры, что вызывает определенную реакцию у работников транспортных предприятий, которые, в отличие от представителей силовых ведомств, не обладают опытом и знаниями в области антитеррористической защищенности.
Анализ национальных интересов России, включая национальную безопасность, указывает на особую роль транспортного комплекса и транспортной безопасности в их обеспечении. Эта роль обусловлена наличием задач государственной важности, необходимым условием решения которых является устойчивая, эффективная и безопасная работа транспортного комплекса, его опережающее по сравнению с другими отраслями экономики развитие [9].
Существующие на сегодняшний день в России террористические угрозы на транспорте, в том числе на городском, побуждают федеральные и региональные органы исполнительной власти системно подходить к обеспечению антитеррористических мер. Данный подход заключается во всестороннем анализе и прогнозе развития ситуации, раннем обнаружении планируемых террористических актов, оперативном сопровождении поступающей информации и заблаговременном упреждающем воздействии на террористическую угрозу [10].
Фото предоставлены автором