Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие онлайн-мероприятия компании "Гротек"  30 мая. Защита периметра для объектов транспортной инфраструктуры 4 июня. HRTech: автоматизация рекрутинга, онбординга, оффбординга 6 июня. СКУД и видеоаналитика для автоматизации бизнес-процессов 7 июня. Защита верхней полусферы для крупных и распределенных объектов  Регистрируйтесь и участвуйте!

Модели нарушителей и транспортная безопасность

Иван Тушко, 19/08/21

Защита транспортного комплекса и обеспечение безопасности объектов имеют огромное значение для безопасности страны, поддержания социальной стабильности общества. При решении этой задачи немаловажную роль играют знания о потенциальных угрозах и преступниках, совершающих акты незаконного вмешательства. В статье рассматриваются различные модели нарушителей, изучаются способы реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

01 (9)Авторечвокзал "Ханты-Мансийск", тренировка проноса тест-предмета

Наш мир находится в постоянном движении, изменяются и совершенствуются все сферы жизнедеятельности общества. не отстают, а зачастую и разрабатываются опережающими темпами методы совершения актов незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность транспортного комплекса. И хотя технологии обеспечения антитеррористической защищенности и транспортной безопасности не стоят на месте, так называемая гонка вооружений будет длиться еще не одно поколение. Интенсификация транспортной отрасли, эволюционное развитие транспортных систем ставят новые задачи в вопросах транспортной безопасности. Чем более сложные системы создаются человечеством, чем быстрее становятся скорости передвижения и чем больше пассажиро- и грузопотоки, тем более сложные проблемы приходиться решать в области обеспечения транспортной безопасности [1].

 

Объекты транспортной инфраструктуры – одна из важнейших целей преступников

Транспортный комплекс является одним из основных объектов, подверженных совершению правонарушений. Его составляющие нередко становятся средством достижения преступных целей лиц и организаций, пытающихся путем совершения противоправных акций добиться удовлетворения имущественных, политических, религиозных и иных целей, подвергая при этом опасности сотни человеческих жизней. Преступления террористического характера, как правило, отличаются тщательной подготовкой, изощренностью и, как показывают события последних лет, обращением к новым техническим средствам их совершения [2]. Никогда не следует забывать о том, что среди всех практически возможных мест массового скопления людей наиболее часто террористическим актам подвергаются именно объекты транспортной инфраструктуры, где, согласно существующей статистике, происходит до 70% всех случаев.

Безопасность мест с массовым пребыванием людей. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА. ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ

Подобная особенность предопределяет необходимость повышенного внимания соответствующих силовых структур и специалистов к транспортному терроризму как наиболее распространенной форме столь неблаговидной и предельно опасной для общества деятельности, которая и постоянно совершенствуется в плане извращенности своих разрушительных действий, при этом типы и формы использования транспортных средств для претворения в жизнь преступных асоциальных намерений террористов систематически трансформируются. Соответственно, статистика транспортного терроризма приобретает особую и все возрастающую актуальность как в научном, так и в прикладном аспектах [3].

Потенциальные угрозы объектам транспортной инфраструктуры

При проведении оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) производится изучение способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ. Всего таких угроз девять, и утверждены они межведомственным приказом Минтранса России, ФСБ России и МВД России от 05.03.2010 г. N 52/112/134:

  1. Угроза захвата – возможность захвата ОТИ, установления над ним контроля силой, или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.
  2. Угроза взрыва – возможность разрушения ОТИ или нанесения ему и/или его грузу, здоровью персонала, пассажирам и другим лицам повреждений путем взрыва (обстрела).
  3. Угроза размещения или попытки размещения на ОТИ взрывных устройств (взрывчатых веществ) (ВУ, ВВ)) – возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на ОТИ ВУ (ВВ), которые могут разрушить ОТИ, нанести им и/или его грузу повреждения.
  4. Угроза поражения опасными веществами – возможность загрязнения ОТИ или его критических элементов опасными химическими, радиоактивными или биологическими агентами, угрожающими жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
  5. Угроза захвата критического элемента ОТИ – возможность захвата критического элемента ОТИ, установления над ним контроля силой, или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.
  6. Угроза взрыва критического элемента ОТИ – возможность разрушения критического элемента ОТИ или нанесения ему повреждения путем взрыва (обстрела), создающего угрозу функционированию ОТИ, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
  7. Угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе ОТИ ВУ (ВВ) – возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на критическом элементе ОТИ ВУ (ВВ), которые могут разрушить критический элемент ОТИ или нанести ему повреждения, угрожающие безопасному функционированию ОТИ, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
  8. Угроза блокирования – возможность создания препятствия, ограничивающего функционирование ОТИ, угрожающего жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
  9. Угроза хищения – возможность совершения хищения элементов ОТИ, которое может привести их в негодное для эксплуатации состояние, угрожающее жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц. Можно резюмировать, что компетентными причастными органами рассмотрены самые возможные потенциальные угрозы совершения актов незаконного вмешательства на транспортном комплексе. Некоторые из угроз являются наиболее привлекательными для достижения целей нарушителей. Вместе с тем, если учитывать современный уровень информационных технологий и условия текущей санитарно-эпидемиологической обстановки, которые уже никому не кажутся временным явлением, данный перечень угроз должен быть актуализирован, а главное – не быть типовым для каждого вида транспорта.

Обеспечение транспортной безопасности – научная задача

Полноценное видение решения максимума задач по совершенствованию антитеррористической защищенности объектов транспорта находит свое отражение в глубоком и многогранном анализе потенциальных угроз. Объективность и своевременность анализа позволяют выбирать наиболее правильное направление для каждого объекта в отдельности, с дальнейшим устранением необоснованных затрат как человеческого, так и финансового ресурса, обеспечивая при этом должную защиту [4].

Практика показывает, что для всесторонней защиты объектов транспортной инфраструктуры требуются большие средства, которые можно сравнить с обеспечением деятельности всей транспортной системы. Ни одна страна мира не может этого себе позволить. Сейчас прослеживается тенденция защиты отдельных объектов инфраструктуры, позволяющая снизить ущерб от угроз в сфере транспортной безопасности. Оптимизация работы транспортной инфраструктуры – это научная задача, от правильного решения которой зависит работа системы обеспечения транспортной безопасности. Не случайно повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы заявлено в качестве приоритетной цели Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России" [5].

Одним из исследуемых факторов являются модели нарушителей, каждая из которых представляет собой совокупность сведений о численности нарушителей, их оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также потенциальных действиях.

ОБЗОРЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ >>

Проблемы разработки моделей нарушителей

Определение границ ответственности в рамках любого вопроса всегда являлось и является очень сложной проблемой, поскольку чаще всего носит субъективный, а значит и договорной характер. Проектная модель нарушителя также отражает необходимость взаимной "договоренности" собственника ОТИ и государства по задачам и ответственности за обеспечение безопасности данного ОТИ. Исходя из этого, разработка и утверждение документа с описанием проектной модели нарушителя должна носить совместный характер. Типаж нарушителей, которые могут совершить различные АНВ на ОТИ, нормативными документами также не определен. Хотя по многим признакам в качестве основного нарушителя предполагается террорист, никаких конкретных указаний на это нет.

Получается, что по умолчанию на каждый конкретный ОТИ возлагаются требования по нейтрализации любых угроз АНВ, реализуемых любыми типами нарушителей. Естественно, что без конкретизации сбалансированных и всеобъемлющих мер обеспечения транспортной безопасности между государственными силовыми структурами и субъектами транспортной инфраструктуры невозможно говорить о доверительном сотрудничестве между ними и достижении выполнения задач, поставленных в ФЗ-16 [6]. Несмотря на это, на основании накопленного опыта в обеспечении оценки уязвимости объектов транспорта сформируем основные составляющие базовой модели нарушителя.

Типология нарушителя

Типология нарушителя характеризуется его отношением к защищаемому объекту, количественным составом и его возможности по преодолению системы охраны:

  • внешний одиночный – лицо, которое может находиться на ОТИ, не входящее в состав персонала ОТИ и не имеющее права доступа в зону транспортной безопасности ОТИ;
  • внешний групповой – террористические, криминальные группы и пр.;
  • внутренний одиночный – персонал ОТИ и другие лица, имеющие допуск в зону транспортной безопасности ОТИ, оказывающие содействие внешнему нарушителю в зоне транспортной безопасности ОТИ;
  • внутренний групповой – террористические, криминальные группы и пр., внедренные в состав персонала ОТИ;
  • комбинированный – внешний и внутренний нарушители, действующие совместно.

Оснащенность нарушителя

Согласно определению Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", акт незаконного вмешательства (АНВ) – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий. Совершение АНВ любым указанным типом нарушителя характеризуется оснащенностью последнего различными вспомогательными средствами.

Категория "транспортная безопасность", являясь одним из объектов уголовно-правовой охраны, представляет собой состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Иначе говоря, акт незаконного вмешательства – это имеющаяся или реализованная угроза безопасному и устойчивому функционированию транспортного комплекса [7]. Нарушитель может быть оснащен:

  • финансовыми средствами – для подкупа персонала ОТИ в целях получения содействия при совершении АНВ в деятельность ОТИ;
  • транспортными средствами (автомобилями, летательными аппаратами, плавсредствами и др.), специальными инструментами, снаряжением, приспособлениями – для преодоления преград в целях ускоренного (скрытного) перемещения;
  • специальной техникой, воздействующей на системы управления инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности ОТИ, компьютерные и электрические сети; средствами связи, а также средствами, воздействующими на персонал ОТИ (химические вещества, генераторы электромагнитных воздействий и т.п.) – в целях беспрепятственного доступа в зону транспортной безопасности ОТИ;
  • огнестрельным и холодным оружием, химическими, взрывчатыми и др. веществами – в целях совершения АНВ в деятельность ОТИ.

Подготовленность нарушителя

Одним из решающих факторов в совершении АНВ является подготовленность нарушителя к воздействию на систему безопасности охраняемого объекта:

1. Физическая подготовленность нарушителя к совершению АНВ:

  • высокая – нарушитель имеет профессиональные навыки быстрого перемещения на большие расстояния, преодоления естественных и искусственных препятствий, скрытного перемещения (кроссовая подготовка, преодоление ограждения и вертикальных стенок, перебежки и переползания, рукопашный бой и т.п.);
  • средняя – нарушитель имеет общепринятый среднестатистический уровень физической подготовки с практическим опытом проведения террористических акций, специальная физическая подготовка нарушителя не проводилась;
  • низкая – нарушитель не имеет физических навыков.

2. Подготовленность нарушителя владением оружием и техническими средствами:

  • высокая – нарушитель прошел подготовку (тренировку) на аналогичном объекте или его полномасштабном макете и имеет опыт в проведении аналогичных террористических актов;
  • средняя – нарушитель имеет практический опыт проведения террористических актов;
  • низкая – нарушитель прошел курс начальной подготовки с использованием общих схем, не имеет практического опыта проведения террористических актов.

Физическая подготовленность нарушителя

Физическая подготовленность нарушителя характеризуется развитостью его физических возможностей перемещения на объекте, преодоления препятствий. Соответствующие психологические особенности и физическое состояние позволяют определить высокоподготовленного нарушителя как осторожного, решительного, физически развитого человека. Слабый уровень психофизической подготовленности характеризуется плохим физическим развитием, высоким уровнем тревожности нарушителя, неуверенностью в себе. между ними промежуточное положение занимает средний уровень психофизической подготовленности.

Техническая подготовленность нарушителя

Уровень технической подготовленности нарушителя характеризуется наличием у него технических средств для проникновения и навыками обращения с ними. Высокая степень технической подготовленности характеризуется наличием специального набора инструментов, оборудования и высокой квалификацией по их применению. для технически среднеподготовленного внешнего или внутреннего нарушителя это может быть подобранный под задачу набор самодельных или усовершенствованных технических средств. Нарушитель с низким уровнем технической подготовки использует подручные, бытовые легкодоступные средства или не использует их вообще [8].

02 (9)Антитеррористические учения в Краснодарском крае, 2019 г.

Осведомленность нарушителя

На уровень подготовленности нарушителя существенно влияет его осведомленность об ОТИ и о принимаемых мерах по обеспечению безопасности. можно выделить три уровня осведомленности:

  • высокая – нарушитель изучил инженернотехническую систему обеспечения транспортной безопасности ОТИ, зону транспортной безопасности ОТИ и другую информацию о функционировании ОТИ;
  • средняя – нарушитель знает сравнительно много об ОТИ, но не знает его уязвимых мест, недостаточно информирован об инженерно-технической системе обеспечения транспортной безопасности;
  • низкая – имеет общее представление об ОТИ и инженерно-технической системе обеспечения транспортной безопасности, не знает места нахождения критических элементов ОТИ.

Тактика действий нарушителя

Для реализации одной из потенциальных угроз совершения АНВ, указанных выше, и в зависимости от конкретных целей, которые нарушитель ставит перед собой, можно выделить следующие тактики его действий:

  • силовое нападение – вооруженное нападение на ОТИ, повреждение инженерно-технической системы обеспечения транспортной безопасности, разрушение критических элементов ОТИ и отход;
  • скрытое проникновение – проникновение на ОТИ без обнаружения средствами инженерно-технической системы обеспечения транспортной безопасности и силами обеспечения транспортной безопасности;
  • обманное проникновение – проникновение на ОТИ с использованием поддельных документов, ключей, идентификаторов личности и т.п. (при этом необходимо рассматривать вариант, при котором внешний нарушитель действует совместно с внутренним).

Формирование базовой модели нарушителя

Все вышеуказанные характеристики нарушителя являются не более чем составными частями единого целого – базовой модели нарушителя, которая формируется благодаря анализу многих факторов и разрабатывается специально для конкретного типа ОТИ.

Созданная модель нарушителя принимается как базовая, и применительно к ней проходит разработка модели угроз. Здесь могут быть полезными натурные испытания для количественной оценки возможностей "базового" нарушителя, например времени преодоления инженерных средств защиты и технической укрепленности объекта, возможностей обхода системы охранной сигнализации. Завершающим этапом разработки модели угроз является формирование требований к возможностям будущей системы охраны и безопасности объекта в виде списка сценариев действий для проникновения нарушителя "базовой" модели, которые она должна обнаружить. При этом необходимо учитывать также возможные воздействия внешних и внутренних случайных факторов, которые могут способствовать достижению нарушителем своей цели [8].

Как упоминалось выше, формирование базовой модели нарушителя и разработка мер по защите объекта в зависимости от сформированной модели лежат целиком и полностью на субъекте транспортной инфраструктуры, что вызывает определенную реакцию у работников транспортных предприятий, которые, в отличие от представителей силовых ведомств, не обладают опытом и знаниями в области антитеррористической защищенности.

Необходимость системного подхода к обеспечению безопасности транспортного комплекса страны

Анализ национальных интересов России, включая национальную безопасность, указывает на особую роль транспортного комплекса и транспортной безопасности в их обеспечении. Эта роль обусловлена наличием задач государственной важности, необходимым условием решения которых является устойчивая, эффективная и безопасная работа транспортного комплекса, его опережающее по сравнению с другими отраслями экономики развитие [9].

Существующие на сегодняшний день в России террористические угрозы на транспорте, в том числе на городском, побуждают федеральные и региональные органы исполнительной власти системно подходить к обеспечению антитеррористических мер. Данный подход заключается во всестороннем анализе и прогнозе развития ситуации, раннем обнаружении планируемых террористических актов, оперативном сопровождении поступающей информации и заблаговременном упреждающем воздействии на террористическую угрозу [10].

Календарь мероприятий компании "ГРОТЕК"

Список литературы:

  1. Голубкина К.В., Абрамян С.К. Проблемы в сфере реализации транспортной безопасности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. С. 47–49.
  2. Пестов Н.Н. Угрозы безопасности объектов железнодорожного, воздушного и водного транспорта. Основные направления деятельности по обеспечению транспортной безопасности органов внутренних дел на транспорте МВД России // Труды академии управления МВД России. 2015. № 2 (34). С. 34–38.
  3. Левин А.О. Предупреждение террористических актов на транспорте // Вестник московского университета МВД России. 2014. № 5. С. 114–117.
  4. Амельчаков И.Ф., Тычинин С.В., Карагодин А.В., Москаленко С.А. Актуальные проблемы антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры // Проблемы правоохранительной деятельности. 2017. № 1. С. 6–10.
  5. Сидоренко А.В., Махина С.Н. Обеспечение транспортной безопасности в современном понимании // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. № 4. С. 70–73.
  6. Ничиков А. Понятие "модель нарушителя" и его связь с задачами обеспечения транспортной безопасности // Комплексные системы безопасности. 2014. № 2. С. 31–36.
  7. Фокин М.С. Новые угрозы безопасности на транспорте // Журнал российского права. 2017. № 9. С. 86–96.
  8. Дровникова И.Г., Буцынская Т.А. Модель нарушителя в системе безопасности // Системы безопасности. 2008. № 8. С. 144–147.
  9. Мышко Ф.Г., Целуйко А.В. Транспортная безопасность // Вестник московского университета МВД России.2013. № 12. С. 124–125.
  10. Шомахов М.К. К вопросу обеспечения безопасности городского общественного транспорта от террористических угроз // Труды академии управления МВД России. 2014. № 4. С. 125–128.

Фото предоставлены автором

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №3/2021

Больше статей по теме "Транспортная безопасность"

Темы:Транспортная безопасностьМеста с массовым пребыванием людейЖурнал "Системы безопасности" №3/2021Модели нарушителей
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...