В процессе строительства и эксплуатации центров обработки данных многие компании сталкиваются с требованиями инвесторов и клиентов обеспечить соблюдение положений международных (европейских, североамериканских и др.) нормативных документов в области пожарной безопасности и технического регулирования. Изучая и сравнивая информацию в международных и национальных нормативах, специалисты неприятно удивляются существенной разнице формулировок, требований и подходов к реализации организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Не претендуя на всеобъемлющее исследование, в данной статье приведем краткий обзор соответствующих нормативов.
Базовые нормативные документы в области пожарной безопасности (ФЗ-123, ФЗ-69 и своды правил к ним) детально разъясняют отдельные положения основного документа. В то же время вопросы, не нашедшие отражения в законах, регламентируются СНиПами и существующими ведомственными нормативными актами. Сегодня действующими считаются более 1300 различных нормативных документов в области пожарной безопасности.
Прямое применение нормативных требований, содержащихся в различных нормативных документах (СНиПах, сводах правил и др.), может приводить к серьезным ошибкам при оценке соответствия объектов защиты обязательным требованиям пожарной безопасности. Причинами этих распространенных ошибок являются многочисленные нормативные коллизии, состоящие в том, что меры пожарной безопасности, установленные СНиПами, сводами правил, НПБ и ППБ, не учитывают требования национальных стандартов и других нормативных документов, предусматривающих расчетную оценку пожарных рисков. Это ведет к неэффективному расходованию средств на обеспечение пожарной безопасности, а порой может создавать дополнительную угрозу.
Прямое применение СНиПов, сводов правил, НПБ и ППБ возможно только после их принципиальной переработки и увязки с требованиями национальных стандартов, а также федерального законодательства, регулирующего общественные отношения.
Современные условия деятельности в области пожарной безопасности отличаются высоким темпом развития техногенной среды и, как следствие, ускорением информационных процессов, увеличением объемов и сложности нормативной информации, регламентирующей порядок обеспечения безопасности людей, имущества и окружающей среды.
Кроме того, в РФ идет процесс внедрения унифицированных европейских строительных стандартов (еврокодов) в сфере пожарной безопасности в качестве альтернативы отечественным нормам. Это позволяет европейским инвесторам более свободно работать на российском рынке.
Рассмотрим международный опыт технического регулирования на примере отдельных стран.
В техническом регулировании США для взаимодействия обязательных и добровольных требований принято использовать следующие виды стандартов:
Нормативные документы, содержащие обязательные требования, разрабатываются и утверждаются в США федеральными правительственными органами (департаментами, агентствами и др.) и законодательными органами власти. Они принимаются в форме правительственных (федеральных) стандартов/правил и законов (федеральных, отдельных штатов) в соответствии с Конституцией США.
Все нормативные документы доступны и размещены на официальных сайтах федеральных органов власти США. Нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие обязательные требования, вступают в силу со дня их опубликования офисом Федерального регистра администрации национального архива и документов США (NARA). Все опубликованные нормативные документы сгруппированы по 50 тематическим разделам и кодифицированы в Федеральном регистре (CFR).
Федеральные законы устанавливают обязанности и сферы ответственности органов власти США, распределяя их между федеральными органами власти и органами власти штатов. Федеральные органы власти по закону отвечают за разработку обязательных требований и оказание финансовой поддержки штатам. Органы власти штатов ведут текущий контроль и принимают меры, в том числе принуждения, по выполнению федеральных требований на территории штатов.
Государственная политика США нацелена на то, чтобы обязательные требования федеральных органов власти были финансово и экономически обоснованы, эффективны, непротиворечивы, понятны и удобны для практического выполнения.
Техническое законодательство ЕС представлено постановлениями Совета ЕС, директивами Совета и гармонизированными европейскими стандартами.
Постановления Совета имеют прямое действие для стран – членов ЕС (без переоформления через национальное законодательство). Директива Совета вводится через законодательные акты государств – членов ЕС, причем устанавливаются сроки ввода – начало действия и конечный срок введения в национальных рамках.
Основные принципы технического регулирования в ЕС:
Глобальный подход определяет основы и принципы процедур и условий обязательного подтверждения соответствия:
По сути, перечисленные основные принципы и определяют модель технического регулирования в странах ЕС. Исключительно важно, что эти принципы представляют собой целостную систему. Другими словами, исключение из этого набора хотя бы одного принципа нарушает системность подхода. Из этого факта следуют очень важные выводы относительно структуры директив.
Например, в директиве необходимо в обязательном порядке устанавливать:
Отличительная особенность этих направлений технического регулирования – жесткая регламентация работ в пределах всех стадий жизненного цикла продукции, особенно на стадии проектирования. Это является практическим воплощением принципа упреждения ущербов и, как утверждают эксперты, обходится в 10–15 раз дешевле борьбы с последствиями неблагоприятных исходов. В развитых странах благодаря современным системам технического регулирования за последнее десятилетие удалось сократить число аварий и катастроф в 7–10 раз.
Основные риски различия в формулировках, требованиях и подходах к реализации организационно-технических мероприятий в международных и национальных нормативных документах по обеспечению пожарной безопасности:
Для эффективного применения международного опыта в вопросах технического регулирования и необходимости использования зарубежных научно-технических достижений в целях повышения уровня пожарной безопасности в Российской Федерации в 2013 г. протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности была принята Концепция гармонизации российских и международных нормативных документов в области пожарной безопасности.
Гармонизация российских документов из области стандартизации, содержащих требования пожарной безопасности, с международными стандартами является приоритетным направлением совершенствования технического регулирования и развития национальной системы стандартизации в области пожарной безопасности в Российской Федерации. В Концепции гармонизации российских и международных нормативных документов под международными стандартами понимаются международные и региональные (в первую очередь европейские) стандарты, национальные стандарты других стран и другие международные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Данная Концепция определяет основные направления, подходы и принципы гармонизации документов в области стандартизации, содержащих требования пожарной безопасности, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований федеральных законов "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", технических регламентов Таможенного союза, содержащих требования пожарной безопасности.
В результате проделанной работы в значительной степени достигнута сопоставимость отечественных и зарубежных методов и подходов в области пожарной безопасности зданий и сооружений, продукции в целом. Во многом идентичны требования к системам противопожарной защиты, в том числе по выбору огнетушащих веществ и параметрам их подачи, инерционности срабатывания систем оповещения о пожаре и пожаротушения.
Вместе с тем в ряде случаев отечественная пожарно-техническая классификация, требования пожарной безопасности, методы подтверждения соответствия и испытательное оборудование отличаются от зарубежных, что создает препятствия в международной торговле.
Тем не менее заложенный в Концепцию системный и комплексный подход к решению задач мог бы позволить в 2020 г. обеспечить оптимальный уровень гармонизации всего спектра национальных стандартов в области пожарной безопасности, что создало бы условия для:
К сожалению, введение санкций странами ЕС, США и других в отношении РФ в 2014 г. фактически остановило процесс реализации Концепции и в настоящее время нет понимания дальнейшего развития.
NFPA, FM, UL, VdS – это зарубежные организации, занимающиеся вопросами нормирования, стандартизации и производства оборудования в области пожарной безопасности. Как правило, все они коммерческие, но их вклад в развитие системы противопожарной защиты всего мира неоценим. Многие российские нормы были написаны на основании работ данных организаций.
Национальная ассоциация противопожарной защиты NFPA (National Fire Protection Association) – международная некоммерческая организация по обеспечению пожарной, электрической безопасности и безопасности строительства. Штаб-квартира находится в городе Куинси, штат Массачусетс.
Логотип NFPA
FM Global – международная коммерческая компания, имеющая многолетний опыт в области безопасности и производственных рисков почти во всех отраслях. Поддерживает тесное сотрудничество в этих вопросах с передовыми институтами и ассоциациями.
Логотип FM Global
Корпорация UL (Underwriters Laboratories Inc) – сертификационная организация, которая проводит тестирование и сертификацию различного противопожарного оборудования и средств индивидуальной защиты.
Логотип UL
VdS – ведущий испытательный европейский институт в сфере безопасности. По сути, аналог российского ВНИИПО МЧС России. VdS является членом CFPA Europe (Confederation of Fire Protection Associations Europe).
Логотип VdS
IAFC – международная ассоциация руководителей пожарной охраны. Ежегодно проводит конференции по обмену опытом и обсуждению актуальных вопросов пожарной безопасности, периодически публикует информационный бюллетень и выпускает брошюры по различным аспектам организации пожарной охраны, управленческим, финансовым и кадровым вопросам.
Логотип IAFC
CTIF – международный технический комитет по предотвращению и тушению пожаров.
Его основные задачи:
Комитет собирает и публикует информацию о научно-технических достижениях в области пожарного дела и практической деятельности пожарной охраны, распространяет и пропагандирует передовой опыт по предупреждению пожаров и борьбе с ними, организует проведение международных научных симпозиумов, пожарно-технических выставок и соревнований по пожарно-прикладным видам спорта.
Логотип CTIF
Европейская ассоциация официальных лабораторий EGOLF – некоммерческая организация со следующими основными задачами:
Логотип EGOLF
Если объект строится на средства иностранных инвесторов или покупается иностранным инвестором, то для страхования привлекается зарубежная страховая компания. Исторически сложилось так, что иностранные страховые компании привыкли оперировать стандартами NFPA, FM и др.
Одним из основных принципов гарантий страховых компаний является строгое следование нормативам NFPA или FM и использование качественного оборудования (отмеченного клеймом FM).
Применение стандартов NFPA, FM Global и других подобных – это способ максимально застраховать себя от риска возникновения пожара, а также иметь возможность эффективно противодействовать развитию пожара в случае его возникновения. Благодаря новейшим техническим средствам пожаротушения и актуальным нормативным требованиям, учитывающим последние разработки и фактические испытания таких средств, становится возможным оптимизировать страховые ставки и страховые выплаты.
Опубликовано в каталоге "Пожарная безопасность" - 2020
Больше статей по теме "Пожарная безопасность"