Чемпионат Европы по футболу ЕВРО-2020 из-за пандемии коронавируса прошел на год позже, с 11 июня по 11 июля 2021 г., сохранив "2020" в названии. Безусловно, организаторами предпринимались все возможные меры предосторожности, связанные с эпидемиологической ситуацией, однако обеспечение транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспорта также играло важную роль в организации столь масштабного спортивного события.
В этой статье рассмотрим организацию безопасности общественного автомобильного транспорта в преддверии чемпионата и в ходе его проведения в Санкт-Петербурге, обсудим некоторые проблемы данной сферы, которые существовали до начала проведения турниров, имели место во время футбольных баталий и продолжают существовать после них.
Культурно-массовые, политические, спортивные и другие зрелищные мероприятия, как правило, являются важными общественными событиями и собирают большое количество участников и зрителей. Любое нарушение общественного порядка, проявления насилия и хулиганское поведение, угроза экстремистских действий и террористических актов в местах проведения культурно-зрелищных мероприятий вызывает огромный общественный резонанс [1].
Чемпионат Европы по футболу ЕВРО-2020 – это крупнейшее спортивное событие, и наша страна, по праву заслужившая честь быть одним из главных организаторов турнира, очень ответственно отнеслась к обеспечению безопасности праздника футбола.
Санкт-петербургское государственное унитарное предприятие пассажирского автомобильного транспорта (СПб ГУП "Пассажиравтотранс") является одним из крупнейших пассажирских перевозчиков автобусным транспортом Северо-Западного региона России. Предприятие обслуживает 159 городских и пригородных маршрутов, а основным приоритетом деятельности является повышение качества обслуживания и безопасности пассажиров. Массовые мероприятия – это в первую очередь большое скопление людей, во время их проведения возможны конфликты, давка, паника [2], поэтому все обслуживающие их организации должны очень тщательно продумывать соответствующие меры безопасности, и санитарные в том числе. Для качественного сопровождения футбольного праздника СПб ГУП "Пассажиравтотранс" как основной субъект транспортной инфраструктуры в сфере автомобильного транспорта приняло следующие меры, направленные на обеспечение безопасности:
Транспортный комплекс является одним из основных потенциальных объектов, подверженных совершению правонарушений. Объекты транспорта нередко становятся средством достижения преступных целей лиц и организаций, вынашивающих противоправные цели, пытающихся путем совершения антисоциальных акций добиться удовлетворения имущественных, политических, религиозных и иных целей, подвергая при этом опасности сотни человеческих жизней [3].
При подготовке к чемпионату Европы по футболу особое внимание было уделено безопасности автобусного вокзала Санкт-Петербурга, тем более что данный объект транспортной инфраструктуры отнесен к I категории по транспортной безопасности (наивысшей); он осуществляет прием и отправление междугородних и международных рейсов.
Для обеспечения безопасности автобусного вокзала были проведены следующие мероприятия:
Как в России, так во всем мире растет количество различных нестандартных ситуаций, связанных с транспортным обслуживанием проводимых в стране или регионе различного рода научных, экономических форумов, спортивных соревнований (чемпионаты континента, мира, Олимпийские игры) и т.д. Возникающие при этом проблемы и угрозы могут иметь различный уровень опасности, в соответствии с которым необходимо принятие мер по совершенствованию процессов и управлению ими, позволяющих уменьшить риск возникновения опасной ситуации или свести ее к нулю. Исключить полностью такие ситуации нельзя, но снизить их число возможно. Основным средством снижения рисков, возникающих в нестандартных ситуациях, является их предупреждение [4].
В целях предупреждения любых нестандартных ситуаций и обеспечения безопасности во время проведения мероприятий ЕВРО-2020 на территории автобусного вокзала был организован оперативный штаб из сотрудников ФСБ России, МВД России и МСЧ России, действовавший во время всего периода проведения чемпионата.
В современном обществе очень немногие потребности людей могут быть удовлетворены без помощи транспорта, при этом одним из его самых распространенных видов является внутригородской общественный транспорт [5]. В этой связи отдельным фронтом работ стали мероприятия по обеспечению безопасности транспортных средств:
Одним из наиболее важных направлений развития экономики для современной России является туристическая индустрия, в частности посещение спортивных мероприятий. зачастую они являются основной целью пребывания иностранного туриста. Наша страна представляет большой потенциальный интерес для иностранных болельщиков в связи с проведением на ее территории целого ряда спортивных соревнований мирового уровня [6].
Безусловно, чемпионат Европы по футболу ЕВРО-2020 являлся долгожданным масштабным событием международного уровня для нашей страны в целом и для Санкт-Петербурга в частности. Однако это далеко не последнее крупное мероприятие в жизни города. Так, в 2022 г. состоится чемпионат мира по волейболу FIVB-2022 и мировой энергетический конгресс, в 2023 г. – мужской чемпионат мира по хоккею с шайбой, ежегодно в городе проходит Петербургский международный экономический форум. А значит, важно обратить внимание на те проблемы, которые еще предстоит решить.
Сегодня человечество столкнулось с небывалым вызовом: пандемия мирового масштаба, вызванная вирусом COVID-19, сломала все планы, практически прекратила нормальное функционирование экономики, заставила бросить все современные ресурсы на борьбу с опасной инфекцией. По сути, мы имеем дело с первым серьезным глобальным вызовом человечеству в XXI веке [7].
Транспорт, являясь местом массового пребывания граждан, непосредственно подвержен возникшим угрозам эпидемиологического характера. При этом для транспортного комплекса остаются актуальными такие угрозы, как различного рода преступное поведение и акты незаконного вмешательства.
СПб ГУП "Пассажиравтотранс", крупнейший перевозчик Санкт-Петербурга, ведет активную работу по профилактике новой коронавирусной инфекции:
В настоящее время автобусные, трамвайные и троллейбусные парки находятся вне нормативного поля и государственного надзора за обеспечением безопасности. По сути, защита парка является личным делом каждого перевозчика, что приводит к снижению уровня его защищенности (нередко это проявляется в отсутствии внимания к состоянию инженерно-технических средств, направленных на предотвращение проникновения нарушителя). Это вызывает беспокойство, ведь именно на территории парка возможно совершить угрозу закладки взрывного устройства в транспортное средство. Отсутствие нормативно-правового регулирования и контрольно-надзорной деятельности в части обеспечения безопасности транспортных парков негативно сказывается на уровне их защищенности.
Приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 227 утверждены Правила проведения досмотровых мероприятий, которые установили перечни предметов и веществ, запрещенных или ограниченных к перемещению на объектах транспорта.
Один из перечней содержит перечисление предметов и веществ, содержащих опасные радиоактивные, химические, биологические агенты. Проведение мероприятий по обнаружению, распознаванию, идентификации большинства перечисленных веществ возможно только в лабораторных условиях, которыми не обладает ни один объект транспорта!
При этом в состав предметов и веществ, содержащих опасные биологические агенты, помимо прочего, входят вирусы, вызывающие болезни, и даже такие, как грипп и пневмония. в современных условиях пандемии коронавирусной инфекции это приобретает особое значение.
Риск заражения увеличивается с увеличением наполняемости транспортных средств и станций. С началом пандемии COVID-1 9 дискомфорт, связанный с поездкой в переполненных автобусах и поездах, увеличился из-за дополнительного риска заражения потенциально смертельным вирусом, вакцина против которого создана лишь недавно [8].
Проведение международных массовых мероприятий, особенно спортивных, всегда вызывает повышенное внимание со стороны государства и общества, при этом безопасность таких событий имеет важное политическое значение. не следует забывать и о том, что их посещают участники и гости из различных частей мира, в том числе из стран, неблагополучных по опасным инфекционным заболеваниям [9].
По завершении чемпионата Европы по футболу ЕВРО-2020 в России можно сказать, что мероприятие было прекрасно организовано и прошло на высоком уровне, в чем немалую роль сыграла отлаженная работа основных транспортных предприятий города. Рост заболеваемости коронавирусной инфекцией 2019-nCoV, который назвали третьей волной, вряд ли стоит связывать с увеличением числа иностранных туристов – приездом болельщиков, так как он прогнозировался заранее и наступил до начала первого матча в Санкт-Петербурге.
Подготовка и проведение массовых мероприятий с большим количеством участников и гостей из различных стран мира требуют координации работы различных заинтересованных структур и ведомств страны-организатора [10]. В начале статьи отмечалось, что обеспечение транспортной безопасности и антитеррористической защищенности играло важную роль в успешном проведении матчей ЕВРО-2020 в Санкт-Петербурге.
Отсутствие каких-либо эксцессов, актов незаконного вмешательства и нарушений общественного порядка красноречиво говорят о качественной работе всех служб безопасности и правоохранительных органов. Будем ждать новых мероприятий международного уровня в России!
Фото предоставлены автором
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №3/2021
Больше статей по теме "Транспортная безопасность"