Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие темы обзоров проекта "СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ"  * Безопасность мест с массовым пребыванием людей. Антитеррор * Технические решения для мониторинга и защиты верхней полусферы * Импортозамещение в системах видеонаблюдения * Турникеты для объектов с высокой проходимостью   Изучайте тематический план и становитесь автором журнала!

Обеспечение транспортной безопасности в Санкт-Петербурге во время проведения ЕВРО-2020

Иван Тушко, 09/07/21

Чемпионат Европы по футболу ЕВРО-2020 из-за пандемии коронавируса прошел на год позже, с 11 июня по 11 июля 2021 г., сохранив "2020" в названии. Безусловно, организаторами предпринимались все возможные меры предосторожности, связанные с эпидемиологической ситуацией, однако обеспечение транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспорта также играло важную роль в организации столь масштабного спортивного события.

В этой статье рассмотрим организацию безопасности общественного автомобильного транспорта в преддверии чемпионата и в ходе его проведения в Санкт-Петербурге, обсудим некоторые проблемы данной сферы, которые существовали до начала проведения турниров, имели место во время футбольных баталий и продолжают существовать после них.

 

Массовые зрелищные мероприятия – не только праздник

Культурно-массовые, политические, спортивные и другие зрелищные мероприятия, как правило, являются важными общественными событиями и собирают большое количество участников и зрителей. Любое нарушение общественного порядка, проявления насилия и хулиганское поведение, угроза экстремистских действий и террористических актов в местах проведения культурно-зрелищных мероприятий вызывает огромный общественный резонанс [1].

Чемпионат Европы по футболу ЕВРО-2020 – это крупнейшее спортивное событие, и наша страна, по праву заслужившая честь быть одним из главных организаторов турнира, очень ответственно отнеслась к обеспечению безопасности праздника футбола.

фото2-4Главный трофей ЕВРО-2020

Спб ГУП "Пассажиравтотранс": готовность отличная!

Санкт-петербургское государственное унитарное предприятие пассажирского автомобильного транспорта (СПб ГУП "Пассажиравтотранс") является одним из крупнейших пассажирских перевозчиков автобусным транспортом Северо-Западного региона России. Предприятие обслуживает 159 городских и пригородных маршрутов, а основным приоритетом деятельности является повышение качества обслуживания и безопасности пассажиров. Массовые мероприятия – это в первую очередь большое скопление людей, во время их проведения возможны конфликты, давка, паника [2], поэтому все обслуживающие их организации должны очень тщательно продумывать соответствующие меры безопасности, и санитарные в том числе. Для качественного сопровождения футбольного праздника СПб ГУП "Пассажиравтотранс" как основной субъект транспортной инфраструктуры в сфере автомобильного транспорта приняло следующие меры, направленные на обеспечение безопасности:

  • на весь период проведения чемпионата Европы по футболу ЕВРО-2020 был усилен пропускной и внутриобъектовый режим на всех объектах;
  • все водители, задействованные в перевозке пассажиров на матчи, прошли обучение и аттестацию по транспортной безопасности;
  • все сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности были вакцинированы или имели антитела к COVID-19;
  • на конечных станциях был обеспечен осмотр подвижного состава перед выездом и по возвращении из рейса в целях обнаружения бесхозных (подозрительных) предметов;
  • с начала 2021 г. было проведено 78 внеплановых проверок пропускного и внутриобъектового режимов.

фото1-Jul-09-2021-03-49-41-53-AMВ преддверии матча ЕВРО-2020 Россия – Бельгия

Транспорт особенно нуждается в защите

Транспортный комплекс является одним из основных потенциальных объектов, подверженных совершению правонарушений. Объекты транспорта нередко становятся средством достижения преступных целей лиц и организаций, вынашивающих противоправные цели, пытающихся путем совершения антисоциальных акций добиться удовлетворения имущественных, политических, религиозных и иных целей, подвергая при этом опасности сотни человеческих жизней [3].

Автобусный вокзал защищен надежно

При подготовке к чемпионату Европы по футболу особое внимание было уделено безопасности автобусного вокзала Санкт-Петербурга, тем более что данный объект транспортной инфраструктуры отнесен к I категории по транспортной безопасности (наивысшей); он осуществляет прием и отправление междугородних и международных рейсов.

Для обеспечения безопасности автобусного вокзала были проведены следующие мероприятия:

  • Федеральным дорожным агентством утверждена дополнительная оценка уязвимости автобусного вокзала Санкт-Петербурга;
  • Федеральным дорожным агентством утвержден план обеспечения транспортной безопасности автобусного вокзала Санкт-Петербурга;
  • на весь период проведения чемпионата Европы по футболу подразделение транспортной безопасности, которое осуществляет физическую защиту объекта, было усилено дополнительной машиной ГБР (группа быстрого реагирования);
  • с начала 2021 г. было проведено шесть тренировок по действиям сотрудников ПТБ при тревогах "Угроза захвата" и "Угроза взрыва";
  • в кассах и пункте управления транспортной безопасностью были установлены кнопки тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованного наблюдения Росгвардии;
  • актуализирована информация по сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, установленных на автобусном вокзале Санкт-Петербурга;
  • разработаны и размещены информационные материалы для безопасного прохода на территорию автобусного вокзала маломобильных групп населения и лиц с кардиостимулятором.

Как в России, так во всем мире растет количество различных нестандартных ситуаций, связанных с транспортным обслуживанием проводимых в стране или регионе различного рода научных, экономических форумов, спортивных соревнований (чемпионаты континента, мира, Олимпийские игры) и т.д. Возникающие при этом проблемы и угрозы могут иметь различный уровень опасности, в соответствии с которым необходимо принятие мер по совершенствованию процессов и управлению ими, позволяющих уменьшить риск возникновения опасной ситуации или свести ее к нулю. Исключить полностью такие ситуации нельзя, но снизить их число возможно. Основным средством снижения рисков, возникающих в нестандартных ситуациях, является их предупреждение [4].

В целях предупреждения любых нестандартных ситуаций и обеспечения безопасности во время проведения мероприятий ЕВРО-2020 на территории автобусного вокзала был организован оперативный штаб из сотрудников ФСБ России, МВД России и МСЧ России, действовавший во время всего периода проведения чемпионата.

фото (1)Автобусный вокзал Санкт-Петербурга

Меры безопасности для подвижного состава

В современном обществе очень немногие потребности людей могут быть удовлетворены без помощи транспорта, при этом одним из его самых распространенных видов является внутригородской общественный транспорт [5]. В этой связи отдельным фронтом работ стали мероприятия по обеспечению безопасности транспортных средств:

  • было задействовано 195 транспортных средств (шаттлов) и 283 аттестованных водителя автобусов;
  • в дни проведения матчей было организовано шесть специально созданных экспресс-маршрутов автобусов (шаттлов) для подвозки болельщиков к стадиону;
  • разработаны и утверждены паспорта обеспечения транспортной безопасности на 31 группу ТС (2037 линейных автобусов) и 18 заказных транспортных средств;
  • на дни проведения матчей на каждой конечной остановке экспресс-маршрутов (шаттлов) был выделен специальный персонал из числа сотрудников безопасности для проведения осмотра салона на наличие бесхозных (подозрительных) предметов. Данный персонал также вакцинирован или имеет антитела к COVID-19.

ЕВРО-2020 завершен, но впереди другие события

Одним из наиболее важных направлений развития экономики для современной России является туристическая индустрия, в частности посещение спортивных мероприятий. зачастую они являются основной целью пребывания иностранного туриста. Наша страна представляет большой потенциальный интерес для иностранных болельщиков в связи с проведением на ее территории целого ряда спортивных соревнований мирового уровня [6].

Безусловно, чемпионат Европы по футболу ЕВРО-2020 являлся долгожданным масштабным событием международного уровня для нашей страны в целом и для Санкт-Петербурга в частности. Однако это далеко не последнее крупное мероприятие в жизни города. Так, в 2022 г. состоится чемпионат мира по волейболу FIVB-2022 и мировой энергетический конгресс, в 2023 г. – мужской чемпионат мира по хоккею с шайбой, ежегодно в городе проходит Петербургский международный экономический форум. А значит, важно обратить внимание на те проблемы, которые еще предстоит решить.

фото (2)Болельщик сборной России по футболу на фоне автобусного шаттла

Главные вопросы безопасности транспортного комплекса

Сегодня человечество столкнулось с небывалым вызовом: пандемия мирового масштаба, вызванная вирусом COVID-19, сломала все планы, практически прекратила нормальное функционирование экономики, заставила бросить все современные ресурсы на борьбу с опасной инфекцией. По сути, мы имеем дело с первым серьезным глобальным вызовом человечеству в XXI веке [7].

Транспорт, являясь местом массового пребывания граждан, непосредственно подвержен возникшим угрозам эпидемиологического характера. При этом для транспортного комплекса остаются актуальными такие угрозы, как различного рода преступное поведение и акты незаконного вмешательства.

"Пассажиравтотранс": активная профилактика

СПб ГУП "Пассажиравтотранс", крупнейший перевозчик Санкт-Петербурга, ведет активную работу по профилактике новой коронавирусной инфекции:

  • ежедневно проводится мойка и усиленная дезинфекция подвижного состава, в том числе с использованием ручных генераторов холодного тумана;
  • сотрудники обеспечиваются средствами индивидуальной защиты органов дыхания и рук, а также проводится ежедневный контроль температуры тела и состояния здоровья работников;
  • проводится ежедневная уборка помещений с применением дезинфицирующих средств, а также установлены УФ-облучатели рециркуляторы воздуха;
  • организовано тестирование работников, входящих в группу риска (контактные лица).

Незащищенность транспортных парков от актов незаконного вмешательства

В настоящее время автобусные, трамвайные и троллейбусные парки находятся вне нормативного поля и государственного надзора за обеспечением безопасности. По сути, защита парка является личным делом каждого перевозчика, что приводит к снижению уровня его защищенности (нередко это проявляется в отсутствии внимания к состоянию инженерно-технических средств, направленных на предотвращение проникновения нарушителя). Это вызывает беспокойство, ведь именно на территории парка возможно совершить угрозу закладки взрывного устройства в транспортное средство. Отсутствие нормативно-правового регулирования и контрольно-надзорной деятельности в части обеспечения безопасности транспортных парков негативно сказывается на уровне их защищенности.

Проблемы выявления запрещенных предметов и веществ

Приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 227 утверждены Правила проведения досмотровых мероприятий, которые установили перечни предметов и веществ, запрещенных или ограниченных к перемещению на объектах транспорта.

Один из перечней содержит перечисление предметов и веществ, содержащих опасные радиоактивные, химические, биологические агенты. Проведение мероприятий по обнаружению, распознаванию, идентификации большинства перечисленных веществ возможно только в лабораторных условиях, которыми не обладает ни один объект транспорта!

При этом в состав предметов и веществ, содержащих опасные биологические агенты, помимо прочего, входят вирусы, вызывающие болезни, и даже такие, как грипп и пневмония. в современных условиях пандемии коронавирусной инфекции это приобретает особое значение.

Риск заражения увеличивается с увеличением наполняемости транспортных средств и станций. С началом пандемии COVID-1 9 дискомфорт, связанный с поездкой в переполненных автобусах и поездах, увеличился из-за дополнительного риска заражения потенциально смертельным вирусом, вакцина против которого создана лишь недавно [8].

ФОТО2 (1)Болельщики во время движения в автобусном шаттле

Подводим итоги

Проведение международных массовых мероприятий, особенно спортивных, всегда вызывает повышенное внимание со стороны государства и общества, при этом безопасность таких событий имеет важное политическое значение. не следует забывать и о том, что их посещают участники и гости из различных частей мира, в том числе из стран, неблагополучных по опасным инфекционным заболеваниям [9].

По завершении чемпионата Европы по футболу ЕВРО-2020 в России можно сказать, что мероприятие было прекрасно организовано и прошло на высоком уровне, в чем немалую роль сыграла отлаженная работа основных транспортных предприятий города. Рост заболеваемости коронавирусной инфекцией 2019-nCoV, который назвали третьей волной, вряд ли стоит связывать с увеличением числа иностранных туристов – приездом болельщиков, так как он прогнозировался заранее и наступил до начала первого матча в Санкт-Петербурге.

Подготовка и проведение массовых мероприятий с большим количеством участников и гостей из различных стран мира требуют координации работы различных заинтересованных структур и ведомств страны-организатора [10]. В начале статьи отмечалось, что обеспечение транспортной безопасности и антитеррористической защищенности играло важную роль в успешном проведении матчей ЕВРО-2020 в Санкт-Петербурге.

Отсутствие каких-либо эксцессов, актов незаконного вмешательства и нарушений общественного порядка красноречиво говорят о качественной работе всех служб безопасности и правоохранительных органов. Будем ждать новых мероприятий международного уровня в России!

ФОТО2 (2)Автобус на фоне Исаакиевского собора, Санкт-Петербург

Список литературы:

  1. Семенистый А.В. Совершенствование правового регулирования охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении массовых культурно-зрелищных мероприятий // Труды академии управления МВД России. 2013. № 3 (27). С. 62–65.
  2. Павловский А.И., Какадий И.И. Обеспечение безопасности проведения культурно-массовых мероприятий // Вестник науки и образования. 2017. № 5 (29). С. 110–112.
  3. Квасов В.Б. К аспекту обеспечения транспортной безопасности // Правопорядок: история, теория, практика. 2020. № 1 (24). С. 76–78.
  4. Гиссин В.И., Тимонин А.А. Подходы к организации транспортной безопасности в нестандартных ситуациях // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2019. № 3 (67). С. 27–33.
  5. Шомахов М.К. К вопросу обеспечения безопасности городского общественного транспорта от террористических угроз // Труды академии управления МВД России. 2014. № 4 (32).
    С. 125–128.
  6. Шишкин В.В. Обеспечение безопасности туристов на чемпионате мира по футболу – 2018 // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2015. № 4. С. 124–126.
  7. Яценко О.Ю. Пандемия как глобальный вызов: социально- экономический и правовой тезаурус // Образование и право. 2020. № 4. С. 503–507.
  8. Тирачини А., Катс О. COVID-19 и общественный транспорт: текущая оценка, перспективы и потребности в исследованиях // Городские исследования и практики. 2019. С. 7–29.
  9. Башкетова Н.С., Чхинджерия И.Г., Тельнова Н.В., Гаевая Е.А. Обеспечение эпидемиологической безопасности населения при проведении XXI Чемпионата мира по футболу FIFA в Санкт-Петербурге в 2018 году // Здоровье населения и среда обитания. 2019. № 4 (313). С. 24–29.
  10. Замалиева М.А., Балабанова Л.А. Оценка межведомственного взаимодействия в обеспечении санитарно-гигиенической безопасности при проведении массовых мероприятий // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019. № 27 (6). С. 988–991.

Фото предоставлены автором

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №3/2021

Больше статей по теме "Транспортная безопасность"

Темы:Транспортная безопасностьБезопасность объектовЖурнал "Системы безопасности" №3/2021
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...