К приоритетным задачам транспортной безопасности в Дирекции железнодорожных вокзалов относятся следующие:
Оценка уязвимости уже проведена по всем вокзалам. Однако в связи с выходом новой нормативной базы организовано проведение дополнительной оценки уязвимости, которая на сегодняшний день проведена на 305 вокзалах (87%). Оставшиеся работы запланированы на 2019 г.
На данный момент утверждено 255 планов обеспечения транспортной безопасности (73% от общего количества).
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации № 495 организована переработка планов, утвержден и реализован первый из них – по вокзалу Красноярска, где была проведена Универсиада. В ближайшее время будут переработаны все планы, на которых привлечены подразделения транспортной безопасности (ПТБ).
В целях соблюдения требований федерального законодательства с 1 ноября по 31 декабря 2017 г. Дирекцией было организовано проведение пилотного проекта по отработке технологий защиты вокзалов силами подразделений транспортной безопасности на трех вокзалах:
В соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" были привлечены две организации, аккредитованные Росжелдором в качестве подразделений транспортной безопасности и имеющие необходимую компетенцию.
С учетом положительного опыта было принято решение о продлении проекта на 2018 г. по двум вокзалам – Рижскому и Восстание-Пассажирская.
В связи с подготовкой к чемпионату мира по футболу состоялась конкурсная процедура по восьми объектам, на остальные ОТИ конкурс был признан несостоявшимся в связи с отсутствием участников. Поэтому, по причине срочности и особой актуальности задачи по обеспечению ТБ на ЧМ-2018, принято решение о привлечении ПТБ на основании распоряжения ОАО "РЖД".
В 2018 г. обеспечено привлечение ПТБ на 45 вокзалов Дирекции, при этом только для работы в группах досмотра (с использованием стационарных многозонных металлообнаружителей, а также ручных металлообнаружителей) и группах быстрого реагирования в качестве ПТБ. Проведение досмотровых мероприятий с использованием стационарных рентгеновских установок конвейерного типа осуществлялось работниками ОАО "РЖД" (сотрудниками зон входного контроля Дирекции).
Отмечу, что в первое время не все привлеченные сотрудники были аттестованы в соответствии с договорными требованиями и обязанностями. В таких случаях их работу не оплачивали и выставляли штрафные санкции. В последнее время ситуация значительно улучшилась.
Оборудование, которым оснащаются вокзалы, следующее: стационарные рентгеновские установки конвейерного типа, стационарные рентгеновские установки для обследования пассажиров, стационарные многозонные металлодетекторы, аппаратура радиационного контроля, аппаратура обнаружения паров и следов ВВ, ручные металлообнаружители, взрывозащитные контейнеры, системы подавления радиолиний управления взрывными устройствами и другое
При общей потребности в 900 человек у нас аттестовано порядка 60% (530 чел.). При подготовке чемпионата мира по футболу – 2018 мы дополнительно аттестовали всех инспекторов входного контроля, осуществляющих досмотровые мероприятия на входных группах вокзалов в городах проведения матчей (около 1500 сотрудников).
Оснащение вокзалов ТСО ТБ, в том числе досмотровым оборудованием, а также техническими средствами охраны, осуществляется по двум проектам: "Транспортная безопасность" и "Реконструкция ВК". Все вокзалы Дирекции в том или ином объеме оборудованы ТСО ТБ. Оборудование, которым оснащаются вокзалы, следующее: стационарные рентгеновские установки конвейерного типа, стационарные рентгеновские установки для обследования пассажиров, стационарные многозонные металлодетекторы, аппаратура радиационного контроля, аппаратура обнаружения паров и следов ВВ, ручные металлообнаружители, взрывозащитные контейнеры, системы подавления радиолиний управления взрывными устройствами и др. С 2011 г. на объектах Дирекции железнодорожных вокзалов установлено:
Стационарными рентгеновскими установками конвейерного типа оборудованы 122 вокзала страны.
Досмотровые мероприятия с использованием рентгенотелевизионных установок (РТУ) проводились в 2017 году на 56 вокзалах, в 2018 году на 59 вокзалах, в 2019 году на 63 вокзалах. В 2019 г. планируется оснастить досмотровым оборудованием 49 вокзалов, а в 2020 г. – еще 54.
Оснащение производится не только досмотровым оборудованием, но и современными системами видеонаблюдения, охранной сигнализацией и системой управления контроля доступа.
В 2017 г. выявлено 790 тыс. единиц предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности, и изъято 55 запрещенных предметов, а в 2018 г. выявлено уже 900 тыс. единиц и изъято 283 предмета. То есть за год обнаружено на 120 тыс. больше запрещенных предметов, а изъято в пять раз больше
Одновременно с принимаемыми мерами по оснащению вокзалов и проведением организационных мероприятий органами государственного надзора, ФСБ и МВД существенно усилен контроль за обеспечением транспортной безопасности на вокзалах.
Количество проверок (с использованием тест-объектов и тест-предметов) увеличено за год на 30%. В 2018 г. на вокзалах Дирекции проведено 178 проверочных мероприятий, в ходе которых осуществлен пронос 271 тест-предмета, но, к сожалению, 58% из них не были обнаружены.
За год силовыми ведомствами ФСБ и МВД на вокзалах проведено 100 учений и тренировок по транспортной безопасности, в ходе которых были выявлены отдельные недостатки, способствующие реализации различных угроз. Это позволило внести корректировки в организацию транспортной безопасности на вокзалах и в комплексе повысить ее эффективность и качество.
Так, если в 2017 г. было досмотрено 163 млн мест ручной клади багажа, то в 2018 г. в два раза больше – уже 302 млн.
В 2017 г. выявлено 790 тыс. единиц предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности, и изъято 55 запрещенных предметов, а в 2018 г. выявлено уже 900 тыс. единиц и изъято 283 предмета. То есть за год обнаружено на 120 тыс. больше запрещенных предметов, а изъято в пять раз больше. Такие результаты связаны не с тем, что люди стали чаще и больше возить запрещенные предметы, а с тем, что проводится более качественный досмотр пассажиров, улучшилось техническое оснащение вокзалов и повысилась подготовка специалистов.
Принимаемые меры по транспортной безопасности показали свою эффективность. Как следствие, граждане стали более ответственно относиться к досмотровым процедурам и к сохранности своего багажа. Значительно уменьшилось число жалоб граждан на принимаемые меры. Дирекцией на практике отработана технология действий по обнаружению бесхозных предметов, что привело к снижению таких фактов. В 2017 г. было получено 411 сообщений по их обнаружению, в 2018 г. – 248 (на 40% меньше).
В 2017 г. было принято 134 звонка с сообщениями об угрозе совершения актов незаконного вмешательства в деятельность вокзальных комплексов, а за 2018 г. – 77 (почти в два раза меньше).
Проведенное оснащение вокзалов современными системами видеонаблюдения привело к высокому качеству наблюдения и хранению архива в течение 30 суток, что также способствует повышению безопасности пассажиров и посетителей вокзала. В 2017 и 2018 гг. только по запросам правоохранительных органов архивные записи были предоставлены более 400 раз ежегодно.
Выполнение мер по обеспечению безопасности, в том числе техническое оснащение вокзалов, привлечение, подготовка и аттестация персонала, позволяют избегать актов незаконного вмешательства в деятельность вокзальных комплексов и обеспечивать безопасность пассажиров и посетителей. Дирекция железнодорожных вокзалов продолжит активные действия в этом направлении.
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky