Самые успешные кейсы – те, которые приносят заказчику реальную финансовую выгоду в кратко и среднесрочной перспективе. Именно такие проекты позволяют обосновывать необходимость внедрения интегрированных систем безопасности. Я расскажу о двух проектах, реализованных нашей компанией в сегменте ТЭК.
ТЭК считается одним из флагманов оптимизации производственных процессов. Проекты по внедрению интегрированных систем приносят значительный финансовый эффект за счет сокращения сроков технологических простоев и предотвращения возможного потенциального ущерба в контексте купирования потенциальных аварийных ситуаций. Комплексная безопасность в промышленности – это экономия сотен миллионов рублей.
При выполнении строительных работ существует ряд стандартных проблем, касающихся не только промышленных объектов.
Реальная численности работников на стройплощадке часто не соответствует заявленным цифрам. Подрядчик говорит о том, что он вывел на стройку 500 человек, а по факту на объекте работает 200. Казалось бы, эта проблема имеет простое и дешевое решение, включающее строительство ограждения, размещение СКУД и выдачу карточек работникам. Однако опыт свидетельствует о том, что ограждение вообще не гарантирует постоянное нахождение работников на стройплощадке.
Более того, когда речь идет о капитальных остановочных ремонтах на промышленных предприятиях, то временный забор как правило не выставляется.
Данная проблема чаще всего вытекает из-за недостаточной численности работников на объекте. Несмотря на то, что заказчик оплачивает подрядчику работы после принятия объемов, сроки реализации проектов также имеют первостепенную важность. В рамках действующего промышленного объекта бытовая формула "не заплатить в случае нарушения сроков" не работает, так как время простоя объекта – это прямые расходы заказчика. В ТЭК средний период остановочного ремонта составляет месяц, и критически важно вписаться в эти сроки.
Таким образом, о возможных нарушениях сроков проведения работ следует знать с первых же дней, чтобы иметь возможность как-то повлиять на ситуацию.
Заказчик оплачивает каждую смену работу спецтехники, которая по факту может просто находиться на объекте и не работать.
Подбор системы для решения поставленных задачи мы начали с анализа рынка. По нашему мнению, устройства оснащенные GPS, не отвечают оптимальному встраиванию в существующие бизнес-процессы из-за быстрой разрядки, системы на основе UWB, как правило не отличаются дешевизной, поэтому мы выбрали сочетание технологий BLE и нейросетевой обработки данных, а именно комплекс DiWo-control.
Данная система уже протестирована и внедрена нами в промышленную эксплуатацию на нескольких крупных объектах.
В состав системы входит bluetooth-метка с акселерометром, которая может быть выполнена в различном форм факторе. Мы выбрали для себя метку в виде карты СКУД. В ходе тестирования были рассмотрены две бизнес-модели выдачи таких карт работникам – через специально изготовленный под эти цели терминал выдачи и через бюро пропусков объекта. Из двух решений второе оказалось предпочтительнее, т.к. при нем не возникает очередей на получение контрольного устройства. Испытания меток проходили на предприятии, где в СКУД используется протокол Em-Marine, мы добавили к метке, оснащенной чипом с этим протоколом, все атрибуты пропуска (фото, ФИО и т.д.), и работники стали использовать получившееся изделие как постоянный пропуск.
Помимо BLE, как уже было отмечено, метка содержит акселерометр, позволяющий понять, двигался человек в течение дня или нет, а также отследить особенности типологии его движения. Это позволяет предотвращать потенциальные махинации, как, например, ношение нескольких меток одним работником.
Следующий компонент системы – мобильный якорь, работающий на аккумуляторах. Аккумулятор не требует заряда от одного до трех месяцев в зависимости от количества батарей и температурных режимов использования. Существует и стационарная версия радаров, в том числе с PoE питанием, но для капитальных и остановочных ремонтов мобильное исполнение удобнее. Перед началом остановочного ремонта мобильные устройства легко монтируются за один-два дня (срок зависит от количества устройств и сложности перемещения по объекту) и затем по окончании работ без труда снимаются.
Для передачи данных конечным пользователям используется сеть 2G либо Ethernet в случае стационарной версии якоря. Пользователи получают уже агрегированные данные. По умолчанию, интерфейсы системы включают:
В дальнейшем производитель предполагает сделать более глубокий анализ типологий движения сформировать модель, например "идеального сварщика" или "идеального бетонщика" – как по типологии движения должен двигаться, например, идеальный сварщик, чтобы получить идеальное качество шва. Но пока это решение находится в стадии разработки.
Как только руководители служб получили доступ к данным, они, в первую очередь, отметили возможность получать сведения о численности, а также о двигательной активности работников в режиме онлайн в течение всей рабочей смены и не тратить ресурс на "поголовный" пересчет.
По проведенным опросам заказчиков, некоторые подрядчики помимо нарушений по численности за проект могут "не дорабатывать" в среднем 20% от заложенного расчетами времени, то есть при стандартной восьмичасовой рабочей смене, фактическая деятельность осуществляется только в течение шести небольшим часов. Несложно посчитать, сколько теряет предприятие от таких "недоработок". Выявленный экономический эффект при грамотном принятии управленческих решений позволяет системе начать окупаться с первых же дней ее эксплуатации.
Используемая нами система легко кастомизируется под различные бизнес-процессы. Выбор датчиков для размещения в метке основан в первую очередь на задаче, которую поставил заказчик. Помимо акселерометра в метку в форм-факторе карты СКУД или в умную каску могут быть встроены пульсометр, датчик влажности и т.д., но нам подобные дополнения пока не требовались. В ближайшее время мы начнем использовать метки, которые специально разработаны для контроля строительной техники и позволяют отслеживать реальное время ее работы на стройплощадке и предотвращать несанкционированные простои.
В рамках тестирования системы мы выработали две бизнес-модели, которые могут применяться интегратором при работе с заказчиком. Помимо классической продажи DiWo-control и переводе системы на баланс оснащаемого объекта, комплекс может использоваться для оказания информационной услуги. Во втором случае система находится в собственности интегратора, и заказчик получает только агрегированные данные, которые позволяют ему оптимизировать принятие управленческих решений по работе с подрядной организацией и не "ломать голову" о дальнейшем использовании комплекса после окончания инвестиционного проекта или остановочного ремонта. Кроме того, модель "услуги" существенно выгоднее для потребителя при краткосрочном использовании системы.
Контроль строительства и ремонтов – это подсистема, которая в последующем и при необходимости интегрируется с PSIM. В настоящее время мы прорабатываем такую задачу в рамках развития центра управления безопасностью (ЦУБ), который мы создали на одном из объектов ТЭК в г. Волгограде.
Заказчику требовалось усиление контроля определенных параметров работы, а также повышение уровня безопасности сразу для нескольких удаленных объектов. Расстояние от объектов до центра управления безопасностью составляло от 97 до 240 км.
В здании заказчика в Волгограде мы создали крупный центр управления безопасностью. Для контроля объектов изначально рассматривались разные решения, включая дроны. Но использование беспилотников ограничивалось дальностью их применения, а учитывая введенный запрет на полеты БПЛА в большинстве регионов России, могло бы стать неработающим.
Для реализации проекта было выбрано российское программное обеспечение класса PSIM. К существующему охранному и периметровому видеонаблюдению были добавлены обзорные видеокамеры, определены алгоритмы для реагирования на инциденты из подсистемы видеоаналитики, а также выстроена система поддержки принятия управленческих решений для операторов. Кроме того, на каждом из удаленных объектов было установлено оборудование для голосового оповещения. С задачей налаживания взаимодействия между системами и выстраиванием цепей реагирования на инциденты отлично справилась используемая нами PSIM. Система позволила предусмотреть ив режиме пуско-наладки настроить множество различных сценариев без необходимости внесения изменений в код программного обеспечения.
Большим преимуществом проекта было то, что заказчик выделил нам устойчивые каналы связи между объектами, хотя мы готовы были работать и в "стесанных условиях".
Система хорошо показала себя не только для оперативного реагирования на потенциальные угрозы безопасности в рамках повышения уровня антитеррористической защищенности объекта, но и позволила купировать потенциальные возможности возникновения ущерба на направлении производственной деятельности.
Например, заказчик теперь имеет возможность в режиме онлайн контролировать производственные процессы на всех удаленных объектах, в том числе в период отсутствия на них основного персонала. В период эксплуатации система позволила своевременно выявить опасность подтопления технологического оборудования, обусловленного сезонными природными факторами, купировать риски распространения огня в непосредственной близости от объекта, вызванные возгоранием сухой травы, а также пресечь несколько нарушений норм промышленной безопасности, связанных с ношением СИЗ.
В ближайших планах осуществить интеграцию PSIM с системой DiWo-control для контроля постоянного и временного персонала на производственных объектах.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 1/2024
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>
Фото: ru.freepik.com