Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие онлайн-мероприятия компании "Гротек"  15 мая. Профилактика пожарных рисков в крупных коммерческих объектах за счёт  использования автоматизированных систем  16 мая. Пожарная безопасность зданий и коммерческой недвижимости  22 мая. Видеоаналитика и автоматизированный видеоконтроль технологических  процессов, производственных регламентов  Регистрируйтесь и участвуйте!

Опыт внедрения интегрированных систем безопасности на объектах ТЭК

Владимир Мелентьев, 11/01/24

Самые успешные кейсы – те, которые приносят заказчику реальную финансовую выгоду в кратко и среднесрочной перспективе. Именно такие проекты позволяют обосновывать необходимость внедрения интегрированных систем безопасности. Я расскажу о двух проектах, реализованных нашей компанией в сегменте ТЭК.

ТЭК считается одним из флагманов оптимизации производственных процессов. Проекты по внедрению интегрированных систем приносят значительный финансовый эффект за счет сокращения сроков технологических простоев и предотвращения возможного потенциального ущерба в контексте купирования потенциальных аварийных ситуаций. Комплексная безопасность в промышленности – это экономия сотен миллионов рублей.

Контроль реализации строительных проектов и остановочных ремонтов

При выполнении строительных работ существует ряд стандартных проблем, касающихся не только промышленных объектов.

Контроль реальной численности работников

Реальная численности работников на стройплощадке часто не соответствует заявленным цифрам. Подрядчик говорит о том, что он вывел на стройку 500 человек, а по факту на объекте работает 200. Казалось бы, эта проблема имеет простое и дешевое решение, включающее строительство ограждения, размещение СКУД и выдачу карточек работникам. Однако опыт свидетельствует о том, что ограждение вообще не гарантирует постоянное нахождение работников на стройплощадке.

Более того, когда речь идет о капитальных остановочных ремонтах на промышленных предприятиях, то временный забор как правило не выставляется.

Соблюдение сроков остановочных и капитальных ремонтов

Данная проблема чаще всего вытекает из-за недостаточной численности работников на объекте. Несмотря на то, что заказчик оплачивает подрядчику работы после принятия объемов, сроки реализации проектов также имеют первостепенную важность. В рамках действующего промышленного объекта бытовая формула "не заплатить в случае нарушения сроков" не работает, так как время простоя объекта – это прямые расходы заказчика. В ТЭК средний период остановочного ремонта составляет месяц, и критически важно вписаться в эти сроки.

Таким образом, о возможных нарушениях сроков проведения работ следует знать с первых же дней, чтобы иметь возможность как-то повлиять на ситуацию.

Простой строительной техники на стройплощадках

Заказчик оплачивает каждую смену работу спецтехники, которая по факту может просто находиться на объекте и не работать.

Обзор решений для защиты КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ

Система DiWo-control

Подбор системы для решения поставленных задачи мы начали с анализа рынка. По нашему мнению, устройства оснащенные GPS, не отвечают оптимальному встраиванию в существующие бизнес-процессы из-за быстрой разрядки, системы на основе UWB, как правило не отличаются дешевизной, поэтому мы выбрали сочетание технологий BLE и нейросетевой обработки данных, а именно комплекс DiWo-control.

Данная система уже протестирована и внедрена нами в промышленную эксплуатацию на нескольких крупных объектах.

Принцип работы DiWo-controlПринцип работы DiWo-control

В состав системы входит bluetooth-метка с акселерометром, которая может быть выполнена в различном форм факторе. Мы выбрали для себя метку в виде карты СКУД. В ходе тестирования были рассмотрены две бизнес-модели выдачи таких карт работникам – через специально изготовленный под эти цели терминал выдачи и через бюро пропусков объекта. Из двух решений второе оказалось предпочтительнее, т.к. при нем не возникает очередей на получение контрольного устройства. Испытания меток проходили на предприятии, где в СКУД используется протокол Em-Marine, мы добавили к метке, оснащенной чипом с этим протоколом, все атрибуты пропуска (фото, ФИО и т.д.), и работники стали использовать получившееся изделие как постоянный пропуск.

Помимо BLE, как уже было отмечено, метка содержит акселерометр, позволяющий понять, двигался человек в течение дня или нет, а также отследить особенности типологии его движения. Это позволяет предотвращать потенциальные махинации, как, например, ношение нескольких меток одним работником.

Следующий компонент системы – мобильный якорь, работающий на аккумуляторах. Аккумулятор не требует заряда от одного до трех месяцев в зависимости от количества батарей и температурных режимов использования. Существует и стационарная версия радаров, в том числе с PoE питанием, но для капитальных и остановочных ремонтов мобильное исполнение удобнее. Перед началом остановочного ремонта мобильные устройства легко монтируются за один-два дня (срок зависит от количества устройств и сложности перемещения по объекту) и затем по окончании работ без труда снимаются.

Для передачи данных конечным пользователям используется сеть 2G либо Ethernet в случае стационарной версии якоря. Пользователи получают уже агрегированные данные. По умолчанию, интерфейсы системы включают:

  • распределение объекта по зонам и онлайн-контроль численности работников;
  • аналитику нахождения персонала в зоне проведения работ;
  • графики активности.

В дальнейшем производитель предполагает сделать более глубокий анализ типологий движения сформировать модель, например "идеального сварщика" или "идеального бетонщика" – как по типологии движения должен двигаться, например, идеальный сварщик, чтобы получить идеальное качество шва. Но пока это решение находится в стадии разработки.

Результаты внедрения

Как только руководители служб получили доступ к данным, они, в первую очередь, отметили возможность получать сведения о численности, а также о двигательной активности работников в режиме онлайн в течение всей рабочей смены и не тратить ресурс на "поголовный" пересчет.

По проведенным опросам заказчиков, некоторые подрядчики помимо нарушений по численности за проект могут "не дорабатывать" в среднем 20% от заложенного расчетами времени, то есть при стандартной восьмичасовой рабочей смене, фактическая деятельность осуществляется только в течение шести небольшим часов. Несложно посчитать, сколько теряет предприятие от таких "недоработок". Выявленный экономический эффект при грамотном принятии управленческих решений позволяет системе начать окупаться с первых же дней ее эксплуатации.

Дальнейшие шаги и выбор бизнес модели применения системы

Используемая нами система легко кастомизируется под различные бизнес-процессы. Выбор датчиков для размещения в метке основан в первую очередь на задаче, которую поставил заказчик. Помимо акселерометра в метку в форм-факторе карты СКУД или в умную каску могут быть встроены пульсометр, датчик влажности и т.д., но нам подобные дополнения пока не требовались. В ближайшее время мы начнем использовать метки, которые специально разработаны для контроля строительной техники и позволяют отслеживать реальное время ее работы на стройплощадке и предотвращать несанкционированные простои.

В рамках тестирования системы мы выработали две бизнес-модели, которые могут применяться интегратором при работе с заказчиком. Помимо классической продажи DiWo-control и переводе системы на баланс оснащаемого объекта, комплекс может использоваться для оказания информационной услуги. Во втором случае система находится в собственности интегратора, и заказчик получает только агрегированные данные, которые позволяют ему оптимизировать принятие управленческих решений по работе с подрядной организацией и не "ломать голову" о дальнейшем использовании комплекса после окончания инвестиционного проекта или остановочного ремонта. Кроме того, модель "услуги" существенно выгоднее для потребителя при краткосрочном использовании системы.

Интеграция системы контроля подрядчиков с PSIMИнтеграция системы контроля подрядчиков с PSIM

Интеграция системы контроля подрядчиков с PSIM

Контроль строительства и ремонтов – это подсистема, которая в последующем и при необходимости интегрируется с PSIM. В настоящее время мы прорабатываем такую задачу в рамках развития центра управления безопасностью (ЦУБ), который мы создали на одном из объектов ТЭК в г. Волгограде.

Описание задачи, которая способствовала созданию ЦУБ

Заказчику требовалось усиление контроля определенных параметров работы, а также повышение уровня безопасности сразу для нескольких удаленных объектов. Расстояние от объектов до центра управления безопасностью составляло от 97 до 240 км.

Создание ситуационного центра

В здании заказчика в Волгограде мы создали крупный центр управления безопасностью. Для контроля объектов изначально рассматривались разные решения, включая дроны. Но использование беспилотников ограничивалось дальностью их применения, а учитывая введенный запрет на полеты БПЛА в большинстве регионов России, могло бы стать неработающим.

Для реализации проекта было выбрано российское программное обеспечение класса PSIM. К существующему охранному и периметровому видеонаблюдению были добавлены обзорные видеокамеры, определены алгоритмы для реагирования на инциденты из подсистемы видеоаналитики, а также выстроена система поддержки принятия управленческих решений для операторов. Кроме того, на каждом из удаленных объектов было установлено оборудование для голосового оповещения. С задачей налаживания взаимодействия между системами и выстраиванием цепей реагирования на инциденты отлично справилась используемая нами PSIM. Система позволила предусмотреть ив режиме пуско-наладки настроить множество различных сценариев без необходимости внесения изменений в код программного обеспечения.

Большим преимуществом проекта было то, что заказчик выделил нам устойчивые каналы связи между объектами, хотя мы готовы были работать и в "стесанных условиях".

Результаты внедрения, планы по развитию

Система хорошо показала себя не только для оперативного реагирования на потенциальные угрозы безопасности в рамках повышения уровня антитеррористической защищенности объекта, но и позволила купировать потенциальные возможности возникновения ущерба на направлении производственной деятельности.

Например, заказчик теперь имеет возможность в режиме онлайн контролировать производственные процессы на всех удаленных объектах, в том числе в период отсутствия на них основного персонала. В период эксплуатации система позволила своевременно выявить опасность подтопления технологического оборудования, обусловленного сезонными природными факторами, купировать риски распространения огня в непосредственной близости от объекта, вызванные возгоранием сухой травы, а также пресечь несколько нарушений норм промышленной безопасности, связанных с ношением СИЗ.

В ближайших планах осуществить интеграцию PSIM с системой DiWo-control для контроля постоянного и временного персонала на производственных объектах.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 1/2024

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Фото: ru.freepik.com

Узнайте о возможностях лидогенерации и продвижении через контент

Темы:ТЭК и нефтегазКомплексная безопасностьБезопасность объектовЖурнал "Системы безопасности" №1/2024
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...