Какие проблемы пожарной безопасности существуют в мире и как метаданные могут поспособствовать их решению?
"Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика" – так написал Марк Твен в работе "Главы моей автобиографии" 5 июля 1907 г. Эту цитату также приписывают премьер-министру Великобритании XIX века Бенжамину Дизраели; впрочем, авторство в контексте не столь важно.
Статистика – это одна из ключевых наук, которая изучает методы сбора, анализа и интерпретации данных. Она позволяет принимать рациональные решения на основе фактов и предсказывать тенденции в различных сферах деятельности. В пожарной безопасности статистика имеет не меньшее значение. Ее цель – анализ причин и обстоятельств возникновения пожаров для утверждения правильного решения, принятого с учетом нормативных документов, прогноза возможного развития пожаров, обоснования и разработки системы действий, включающих обеспечение безопасности людей и материальных ценностей.
Основным субъектом, на которого должны быть направлены все вопросы обеспечения пожарной безопасности, является человек. Во-первых, необходимо максимально исключить факторы пожаров, насколько это возможно. Во-вторых, надо снизить до минимума количество жертв на пожарах.
Смещая фокус внимания на те или иные метрики, пожарная статистика может показывать как плюсы, так и минусы. Приведу пример.
На графике (рис. 1) представлена динамика числа погибших на 100 тыс. человек для нескольких стран, в том числе и России (красная кривая). На нем видно, что наши "нулевые" характеризовались максимальным количеством погибших на пожарах за все время.
Говорить о том, что в те годы в стране отсутствовали подразделения пожарной охраны, не приходится. Более того, в 2002 г. Управление государственной противопожарной службы из МВД было переведено в МЧС, и там серьезно занимались кадровыми вопросами. Хотя этот переход из состава МВД в ряды МЧС обсуждается и по сей день, тем не менее факт остается фактом.
Цифры не врут. И уж точно всплеск пожаров не связан с данными структурными изменениями в министерствах, на мой взгляд.
Если обратиться к количеству противопожарных служб в странах мира в 2010–2019 гг., то наша противопожарная служба в соотношении на 100 тыс. жителей страны входит в топ-3 по численности.
Тут, правда, есть подводный камень – это по части количества добровольных пожарных. В нашей стране это долгое время существовало только на бумаге. По моему мнению, сейчас ситуация улучшается, но темп не так высок, как хотелось бы. В этом случае имеет смысл сравнивать страны только по количеству профессиональных пожарных. Во Франции количество профессиональных пожарных меньше практически в пять раз, при населении меньшем почти в два раза. Аналогично и в Германии.
Безусловно тут важную роль играет наша географическая особенность. Таких стран, как Россия, больше нет и не будет! Мы уникальны. И для прикрытия такой территории нужны большие ресурсы.
Теперь немного о численности пожаров, которые фиксируются на всех уровнях. Количество пожаров характеризует работу нормативной и законодательной базы в тех или иных странах, направленной на предотвращение самих пожаров.
По приведенному показателю (рис. 2) наша страна намного безопаснее, чем любая страна в Европе и Америке. Но так ли это? Конечно, не надо забывать возможность формирования статистики по различающимся критериям. Но все же не на порядок.
Рис. 2. Среднее количество пожаров за период с 2015 по 2019 г. на тысячу человек
К слову, данные взяты из верифицированного источника – Международной ассоциации пожарных и спасательных служб (CTIF).
Наши пожарные, оказывается, тушат в пять раз меньше пожаров в соотношении на одну тыс. жителей в год, чем в европейских странах и США. Чем же они тогда занимаются все остальное время? Наверное, готовят к работе технику и оборудование, обмундирование, проводят тренировки, учения, практические занятия и в целом повышают свой уровень компетенции.
Если рассматривать данную метрику только в разрезе количества пожаров на одну тыс. человек, все выглядит достойно. Но если посмотреть с другого угла на ту же статистику, то могут возникнуть вопросы к пожарным. Я знаком с проблемами пожарной охраны, так как служил в рядах МЧС, как в центральном аппарате, так и в территориальном органе – Главном управлении МЧС России по Московской области. Сам и от своих сослуживцев знаю проблемы с некомплектом как в пожарных частях, так и в профилактике и о том, какая нагрузка ложится на начальника караула, инспектора, дознавателя.
Вернемся к статистике. Давайте рассмотрим данные по количеству жертв на пожарах в странах мира на 100 пожаров. Первое, что бросается в глаза: все бывшие республики СССР по большей части показывают метрики ниже средних и находятся по числу жертв при пожарах в окружении стран с отсталой экономикой.
В большинстве стран с развитой страховой системой количество жертв на 100 пожаров находится в пределах 0,1–0,2 человека, но чем ниже экономический потенциал страны, тем этот показатель становится больше. Это почти аксиома.
В России сегодня, со всеми нюансами обстановки, при достаточно неплохой экономике, показатель гибели на пожаре достигает крайне высокого уровня – 4,1 человека. Но еще 10–15 лет назад он был на уровне 9,1. И если сейчас на пожарах ежегодно гибнет порядка 10 тыс. человек (столько же на наших дорогах), то еще 20 лет назад официально озвучивалась цифра в 30 тыс. человек для обоих случаев. Прогресс, безусловно, есть.
Исключением в этой статистике, как ни странно, будет Япония, которая недалеко оторвалась от нашей страны, и это связано со сложившимися традициями формирования жизненного пространства. Можно 200–300 м бежать по коридорам зданий, чтобы оказаться вне зоны пожара. А каково там пожарным расчетам? Нечто похожее наблюдается в том же Гонконге, где можно жить, работать, посещать фитнес-центры, салоны красоты и магазины и месяцами не выходить на открытое пространство.
Второе, что тут надо отметить, – это повышенная горючесть материалов, используемых для строительства. Чем меньше применяется таких материалов в силу природных условий, тем ниже количество жертв на пожаре. Таким примером может быть Египет, где отсутствует развитое страхование, по сути нет государственного пожарного надзора и ведется достаточно хаотичное строительство жилья, однако отсутствие горючей нагрузки спасает положение.
Или же Греция, в которой основным стройматериалом является известняк, а горючей нагрузкой в помещениях является условный стул. Дерево в этих странах очень дорогое. Конечно, я немного утрирую, но суть остается.
Есть отдельные крупные города, в которых пожарную безопасность можно и нужно обеспечить на высоком уровне, так как в них уровень жизни многократно превышает провинциальный, да и пожарным бригадам не надо ехать в глухую деревню за тысячу верст. Что мы видим? Мадрид, Вена, Гамбург, Гонконг – по 0,1 человека на 100 пожаров. Нью-Йорк, Париж, Лондон, Варшава, Сеул имеют этот показатель в пределах 0,2–0,4. То есть цифры по городам примерно совпадают с цифрами в среднем по странам. Москва с показателем 2,4. А дальше хуже: Алма-Ата – 2,8, Санкт-Петербург – 3,6, Кишинев – 5,9, и замыкает Минск – 6,1. Из столиц, которые не входили когда-то в состав СССР, тут можно отметить только Токио с показателем 2,1 (если учесть, что по самой Японии этот показатель составляет 3,88).
Но есть еще один показатель работы в обеспечении противопожарной безопасности – это вероятность ложных вызовов пожарных частей. Тут тоже не без интересных деталей. По данной статистике, в нашей стране всего 23% ложных выездов пожарных подразделений. В Швейцарии – 31,5%. А в Казахстане этот показатель не превышает 0,3%. Бывают же такие чудеса! Только вот от сотрудников дежурных служб МЧС России можно услышать совсем другие цифры. Каждый раз после ликвидации очередного пожара мы слышим от пожарных: "Опять слишком поздно поступил вызов в дежурную часть!"
Хорошо, что стали внедрять систему автоматического вызова. Но и тут выявился ряд проблем.
Оказывается, объекты, для которых обязательно дублирование сигналов о пожаре на пульты пожарных подразделений, стали формировать до 90% ложных вызовов. Это связано с невозможностью достоверного определения пожара в автоматическом режиме. Из-за ложных срабатываний многие недобросовестные собственники отключают режим автоматического пуска исполнительных устройств пожарной автоматики (оповещения, противодымной защиты и т.д.), что является грубым нарушением. В том числе и поэтому у нас такая большая смертность на 100 пожаров.
Я приведу небольшое сравнение на примере Великобритании. Площадь страны занимает около 243 тыс. кв. км, население около 66 млн человек. Прикрытие территории страны обеспечивают 49 пожарно-спасательных служб, общей численностью около 40 тыс. человек.
Разберемся с делением пожаров по критериям. Пожары в Великобритании подразделяются на первичные, вторичные и пожары в дымоходах.
Первичные соответствуют хотя бы одному из следующих критериев:
Вторичные пожары обычно небольшие, на открытом воздухе, не затрагивающие людей или имущество.
Дымоходные пожары возникают в непромышленных зданиях, где пламя удерживалось внутри конструкции дымохода. Что интересно: пожары в дымоходах выделяют в отдельную категорию и обращают на это пристальное внимание.
За первую половину 2023 г. пожарно-спасательные службы Великобритании реагировали на 621 552 инцидента, что на 6,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года (АППГ) (585 139). Из них произошло 173 872 пожара, что на 12% больше, чем в АППГ (154 877). Это увеличение МВД Великобритании (а именно в их ведении пожарная охрана) объясняет увеличением вторичных пожаров на 18% и увеличением количества первичных пожаров на открытом воздухе на 40% из-за жаркого и засушливого лета 2022 г. В первую половину 2023 г. в 264 пожарах со смертельным исходом погибло 284 человека, по сравнению с 271 погибшим в результате 247 пожаров со смертельным исходом в АППГ.
Территория России занимает площадь около 17 млн кв. км, население около 146 млн человек. Численность пожарной охраны всех видов (ФПС, договорные формирования, противопожарная служба субъектов РФ, муниципальная, ведомственная, частная и добровольная пожарная охрана) составляет примерно 344 тыс. человек.
Что касается пожарной статистики в России, то данные эти дает ВНИИПО МЧС России и публикует на своем сайте. Для примера возьмем 2022 г., за который в России произошло 352,5 тыс. пожаров. В Великобритании, я напомню, за половину 2023 г. – 173 872 пожара. Показатели по количеству пожаров в целом схожи, и потенциально за год цифры могут быть идентичны.
Далее рассмотрим статистику гибели людей на пожарах в России. За 2022 г. в России погибло 7 746 человек. В Великобритании за первую половину 2023 г. – 284 человека. И вот тут уже разница не просто большая, а колоссальная!
Для Соединенного королевства ложная тревога при пожаре – это когда пожарно-спасательная служба посещает место, предполагая, что произошел пожар, но по прибытии обнаруживает, что такого инцидента не существует или не существовало. В зависимости от мотива они подразделяют "ложняки" на:
За точность перевода прошу сильно не ругать, особенности английского языка не всегда удается корректно переложить на русский.
Автоматические вызовы происходят в случае ошибочного срабатывания пожарной сигнализации или противопожарного оборудования (в том числе при случайной активации человеком).
Звонки "по благим намерениям" сделаны добросовестно, полагая, что пожарные действительно должны приехать и потушить пожар.
Например, бабушка видит в соседнем доме в окне огонь и вызывает пожарных. По факту оказывается, что сосед в кресле-качалке мирно читает книгу у разожженного камина.
Злонамеренные ложные тревоги сделаны с целью привлечь пожарных к несуществующему инциденту.
За первую половину 2023 г. пожарно-спасательные службы Соединенного королевства среагировали на 246 581 ложную тревогу о пожаре, что является самым большим показателем с 2011 г. Количество ложных пожарных тревог увеличилось на 5,6% по сравнению с предыдущим годом (233 533), увеличилось на 8,5% по сравнению с пятилетней давностью (227 282) и увеличилось на 7,5% по сравнению с десятилетней давностью (229 285).
Как мы видим, британские коллеги нисколько не стесняются цифр, показывающих увеличение показателей ложных тревог. Это очень важный момент. Ведь подсвечивая проблему, мы начинаем думать, как с ней бороться.
Что касается России, то у нас статистика по ложным срабатываниям не ведется. Безусловно борьба с "ложняками" началась. Формируется нормативная база (есть соответствующие пункты в СП 484, в ГОСТ 59638), но борьба эта пока на зачаточном уровне.
Безусловно, напрямую какие-то цифры, таблицы и диаграммы никак ее не обеспечат. Но с помощью этих метрик можно получить данные, провести анализ и принять необходимые решения.
К примеру, в Великобритании в свое время являлся большой проблемой пожар в домовладениях из-за дымоходов. Это связано с особенностями их строительства, печного отопления и, безусловно, человеческого фактора. Если вы помните, дымоходные пожары в Великобритании идут в отдельную статистику, как, например, у нас пожары на объектах разных классов функциональной пожарной опасности идут в разные статистические столбики. Для чего англичане вывели пожары в дымоходах в отдельную категорию? Все просто – чтобы проанализировать, сколько этих пожаров случается в год, и понять, что эта цифра очень велика. Затем принять ряд организационных и технических мер. В следующий отчетный период проверить эффективность принятых мер и посмотреть, снижается ли количество пожаров в дымоходах после изменений или нет. Если да – мы на верном пути. Если нет, то нужно внести коррективы.
Еще один пример из той же Великобритании. Наши зарубежные партнеры ведут статистику, в том числе по пожарным, со следующими метриками: возраст, пол, рост, вес, территориальная принадлежность, образование, стаж, награды, спортивные показатели, добровольческая и волонтерская деятельность, даты приема и увольнения, причины увольнения, причины возврата на службу, хобби и увлечения и т.д.
Имея эти "кадровые" данные, руководство пожарно-спасательной службы Великобритании видит реальную картину по личному составу и может составить портрет пожарного, понять, почему человек выбрал эту профессию или решил уйти из нее. На основе этих данных и причин можно принять соответствующие решения, например чтобы снизить текучку кадров.
Аналитику необходимо вести постоянно и во всех направлениях, чтобы "держать руку на пульсе" и своевременно принимать необходимые решения. И самое главное – чем больше измеряемых метрик и показателей, тем яснее будет картина пожарной отрасли в целом.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 1/2024
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>
Фото: ru.freepik.com