MП "Нижегородское метро" на постоянной основе реализует меры по усилению антитеррористической защищенности объектов метрополитена. На 15 станциях имеются 27 досмотровых зон, оснащенных инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. Досмотровое оборудование на 23 из них приобретено и установлено в рамках реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте.
В 2018 г. MП "Нижегородское метро" получило свидетельство Федерального агентства железнодорожного транспорта об аккредитации предприятия в качестве подразделения транспортной безопасности. Образовано и успешно функционирует подразделение по обеспечению транспортной безопасности штатной численностью 459 работников, включающее в себя группу быстрого реагирования, для которой приобретен автомобиль. По состоянию на 1 февраля 2020 г. укомплектовано 302 единицы.
Аккредитованной организацией проведена оценка уязвимости введенных в эксплуатацию станции "Стрелка" и тоннеля от станции "Московская" до станции "Стрелка", а также дополнительная оценка уязвимости 31 объекта метрополитена.
За 12 месяцев 2019 г. работниками подразделения по обеспечению транспортной безопасности досмотрен багаж более 780 тыс. пассажиров1. Выявлено 187 единиц оружия или похожих изделий, в том числе 38 единиц охотничьего оружия и 23 единицы оружия самообороны, а также 162 ножа различной модификации, 420 патронов к охотничьему оружию, 8 к боевому оружию и 24 – к травматическому.
За январь 2020 г. досмотрен багаж более 65 тыс. пассажиров2. Выявлено шесть единиц оружия или похожих изделий, в том числе одна единица охотничьего оружия, пять единиц страйкбольного оружия, а также один нож. По каждому случаю проводились проверки на законность их провоза.
На станциях и в подвижном составе обнаружено и отработано совместно с сотрудниками полиции 438 вызывающих подозрение бесхозных предметов в 2019 г. и 31 – за январь 2020 г.
На постоянной основе организована работа по обучению и аттестации работников. В 2019 г. по дополнительным профессиональным программам в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности обучено 106 работников. Аттестовано 185 работников, из них 79 – в прошлом году.
Проведено 43 тактико-специальные тренировки в 2019 г. и три – в январе 2020 г., в которых были задействованы работники подразделения по обеспечению транспортной безопасности, службы контроля, службы движения, а также сотрудники отдела полиции на метрополитене Управления внутренних дел России по городу Нижнему Новгороду.
В 2019 г. за счет собственных средств метрополитена в целях улучшения оперативного контроля проведена техническая модернизация пункта управления – ситуационного центра.
Было приобретено компьютерное и периферийное оборудование, комплектующие материалы, осуществлены монтажные и пусконаладочные работы.
Осуществляется дооснащение системы видеонаблюдения электродепо "Пролетарское". Контрольно-пропускной пункт оборудован системой вывода информации с камер видеонаблюдения депо. Проводятся мероприятия по установке дополнительных видеокамер на проблемных участках территории депо.
На ближайшее время перед метрополитеном стоят задачи по оснащению объектов метрополитена системами интеллектуального видеонаблюдения, контроля и управления доступом, тревожной сигнализации в рамках реализации мероприятий Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте на 2019–2022 гг.
Во исполнение требований постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. № 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности" получены сертификаты соответствия на системы видеонаблюдения и охранной сигнализации.
В итоге переписки с органом по сертификации и заводами-изготовителями установлено, что сертификация имеющегося досмотрового оборудования, приобретенного в соответствии с техническими требованиями 11 Центра ФСБ, невозможна без проведения его модернизации.
Работы по модернизации рентгентелевизионных комплексов "HOPKA-160", стационарных арочных металлодетекторов SmartScan С18, устройств радиационного контроля КРП-09.03 и стационарных металлодетекторов "Рубикон" проведены. Сертификаты соответствия на "HOPKA-160" и SmartScan С18 получены. Договор на проведение работ по обязательной сертификации стационарного металлодетектора "Рубикон" в стадии согласования.
В целях решения вопроса по сертификационным испытаниям KPП представителями органа по сертификации осуществлен выезд в ноябре 2019 г. на объекты MП "Нижегородское метро", по итогам которого проведено совместное совещание. Принято решение провести сертификационные испытания после утверждения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. № 969 на выборке из партии аппаратуры радиационного контроля на территории аккредитованной испытательной лаборатории.
Остальные наименования досмотрового оборудования модернизации не подлежат, так как они сняты с производства либо закрыты заводы-изготовители или отсутствует техническая возможность. Перед метрополитеном встает вопрос приобретения нового сертифицированного досмотрового оборудования взамен уже установленного, успешно функционирующего.
За счет собственных средств в связи со значительными финансовыми затратами это не представляется возможным.
В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2015 г. № 172 "О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности" и приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. № 325 "Об утверждении документов, связанных с аттестацией сил обеспечения транспортной безопасности" направить работника на аттестацию может только юридическое лицо. Таким образом, метрополитен вынужден принимать на работу в подразделение транспортной безопасности неаттестованных лиц, направляя их после окончания испытательного срока на обучение и впоследствии на аттестацию. Кроме того, подготовка документов на аттестацию – трудоемкий и затратный по времени процесс. Около месяца требуется на получение заключения об отсутствии у лица, принимаемого на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности или выполняющего такую работу, ограничений на ее выполнение.
"Петербургское метро: безопасность превыше всего" читать >>>
Однако неаттестованный работник должен выполнять свои должностные обязанности, которые заключаются в проведении досмотра, а также осуществлении наблюдения и собеседования, что, в свою очередь, противоречит требованиям ст. 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
Представляется целесообразным пересмотр порядка аттестации в сторону упрощения, по аналогии с процедурой получения удостоверения частного охранника.
Отмечается тенденция оттока лиц, успешно прошедших аттестацию, в организации с более высоким уровнем заработной платы, в связи с чем некомплект в подразделении транспортной безопасности пока остается. MП "Нижегородское метро" ищет пути решения данного вопроса за счет внутренних ресурсов, в частности с помощью ряда стимулирующих выплат.
1 Багаж 359 036 пассажиров досмотрен на стационарном досмотровом оборудовании, 428 319 – посредством ручного металлодетектора.
2 Багаж 29 708 пассажиров досмотрен на стационарном досмотровом оборудовании, 36 657 – посредством ручного металлодетектора.