Подписка
МЕНЮ
Подписка

Годовая онлайн-программа мероприятий для специалистов по безопасности, ИТ и  цифровой трансформации  20 марта. Автоматизация бизнес-процессов в ритейле 26 марта. Чат-боты и голосовые ассистенты для бизнеса 28 марта. ИТ-решения для автоматизации и роботизации производственных,  складских и логистических процессов  Изучайте программу мероприятий и участвуйте!

Транспортная безопасность Нижегородского метрополитена

Александр Науменко, 29/05/20

MП "Нижегородское метро" на постоянной основе реализует меры по усилению антитеррористической защищенности объектов метрополитена. На 15 станциях имеются 27 досмотровых зон, оснащенных инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. Досмотровое оборудование на 23 из них приобретено и установлено в рамках реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте.

Соберем для вас лиды!

В 2018 г. MП "Нижегородское метро" получило свидетельство Федерального агентства железнодорожного транспорта об аккредитации предприятия в качестве подразделения транспортной безопасности. Образовано и успешно функционирует подразделение по обеспечению транспортной безопасности штатной численностью 459 работников, включающее в себя группу быстрого реагирования, для которой приобретен автомобиль. По состоянию на 1 февраля 2020 г. укомплектовано 302 единицы.

фото1Ближайшие задачи – оснащение объектов интеллектуальным видеонаблюдением

Аккредитованной организацией проведена оценка уязвимости введенных в эксплуатацию станции "Стрелка" и тоннеля от станции "Московская" до станции "Стрелка", а также дополнительная оценка уязвимости 31 объекта метрополитена.

Досмотр багажа и обнаружение бесхозных предметов

За 12 месяцев 2019 г. работниками подразделения по обеспечению транспортной безопасности досмотрен багаж более 780 тыс. пассажиров1. Выявлено 187 единиц оружия или похожих изделий, в том числе 38 единиц охотничьего оружия и 23 единицы оружия самообороны, а также 162 ножа различной модификации, 420 патронов к охотничьему оружию, 8 к боевому оружию и 24 – к травматическому.

За январь 2020 г. досмотрен багаж более 65 тыс. пассажиров2. Выявлено шесть единиц оружия или похожих изделий, в том числе одна единица охотничьего оружия, пять единиц страйкбольного оружия, а также один нож. По каждому случаю проводились проверки на законность их провоза.

На станциях и в подвижном составе обнаружено и отработано совместно с сотрудниками полиции 438 вызывающих подозрение бесхозных предметов в 2019 г. и 31 – за январь 2020 г.

Обучение и подготовка персонала 

На постоянной основе организована работа по обучению и аттестации работников. В 2019 г. по дополнительным профессиональным программам в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности обучено 106 работников. Аттестовано 185 работников, из них 79 – в прошлом году.

Проведено 43 тактико-специальные тренировки в 2019 г. и три – в январе 2020 г., в которых были задействованы работники подразделения по обеспечению транспортной безопасности, службы контроля, службы движения, а также сотрудники отдела полиции на метрополитене Управления внутренних дел России по городу Нижнему Новгороду.

Модернизация и дооснащение объектов метрополитена

В 2019 г. за счет собственных средств метрополитена в целях улучшения оперативного контроля проведена техническая модернизация пункта управления – ситуационного центра.

Было приобретено компьютерное и периферийное оборудование, комплектующие материалы, осуществлены монтажные и пусконаладочные работы.

Осуществляется дооснащение системы видеонаблюдения электродепо "Пролетарское". Контрольно-пропускной пункт оборудован системой вывода информации с камер видеонаблюдения депо. Проводятся мероприятия по установке дополнительных видеокамер на проблемных участках территории депо.

На ближайшее время перед метрополитеном стоят задачи по оснащению объектов метрополитена системами интеллектуального видеонаблюдения, контроля и управления доступом, тревожной сигнализации в рамках реализации мероприятий Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте на 2019–2022 гг.

Вопросы по сертификации технических средств

Во исполнение требований постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. № 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности" получены сертификаты соответствия на системы видеонаблюдения и охранной сигнализации.

В итоге переписки с органом по сертификации и заводами-изготовителями установлено, что сертификация имеющегося досмотрового оборудования, приобретенного в соответствии с техническими требованиями 11 Центра ФСБ, невозможна без проведения его модернизации.

Работы по модернизации рентгентелевизионных комплексов "HOPKA-160", стационарных арочных металлодетекторов SmartScan С18, устройств радиационного контроля КРП-09.03 и стационарных металлодетекторов "Рубикон" проведены. Сертификаты соответствия на "HOPKA-160" и SmartScan С18 получены. Договор на проведение работ по обязательной сертификации стационарного металлодетектора "Рубикон" в стадии согласования.

В целях решения вопроса по сертификационным испытаниям KPП представителями органа по сертификации осуществлен выезд в ноябре 2019 г. на объекты MП "Нижегородское метро", по итогам которого проведено совместное совещание. Принято решение провести сертификационные испытания после утверждения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. № 969 на выборке из партии аппаратуры радиационного контроля на территории аккредитованной испытательной лаборатории.

Остальные наименования досмотрового оборудования модернизации не подлежат, так как они сняты с производства либо закрыты заводы-изготовители или отсутствует техническая возможность. Перед метрополитеном встает вопрос приобретения нового сертифицированного досмотрового оборудования взамен уже установленного, успешно функционирующего.

За счет собственных средств в связи со значительными финансовыми затратами это не представляется возможным.

QIP Shot - Screen 196Аттестовано 185 работников транспортной безопасности "Нижегородского метро"

Проблема аттестации работников

В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2015 г. № 172 "О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности" и приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. № 325 "Об утверждении документов, связанных с аттестацией сил обеспечения транспортной безопасности" направить работника на аттестацию может только юридическое лицо. Таким образом, метрополитен вынужден принимать на работу в подразделение транспортной безопасности неаттестованных лиц, направляя их после окончания испытательного срока на обучение и впоследствии на аттестацию. Кроме того, подготовка документов на аттестацию – трудоемкий и затратный по времени процесс. Около месяца требуется на получение заключения об отсутствии у лица, принимаемого на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности или выполняющего такую работу, ограничений на ее выполнение.

"Петербургское метро: безопасность превыше всего" читать >>>

Однако неаттестованный работник должен выполнять свои должностные обязанности, которые заключаются в проведении досмотра, а также осуществлении наблюдения и собеседования, что, в свою очередь, противоречит требованиям ст. 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности".

Представляется целесообразным пересмотр порядка аттестации в сторону упрощения, по аналогии с процедурой получения удостоверения частного охранника.

Отмечается тенденция оттока лиц, успешно прошедших аттестацию, в организации с более высоким уровнем заработной платы, в связи с чем некомплект в подразделении транспортной безопасности пока остается. MП "Нижегородское метро" ищет пути решения данного вопроса за счет внутренних ресурсов, в частности с помощью ряда стимулирующих выплат.

1 Багаж 359 036 пассажиров досмотрен на стационарном досмотровом оборудовании, 428 319 – посредством ручного металлодетектора.
2 Багаж 29 708 пассажиров досмотрен на стационарном досмотровом оборудовании, 36 657 – посредством ручного металлодетектора.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №2/2020

Темы:АнтитеррорСертификацияТранспортная безопасностьМетрополитенДосмотр багажаЖурнал "Системы безопасности" №2/2020Охрана объектовАттестацияБезопасность объектов
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите сотрудничать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ВЫСТУПИТЬ НА ТБ ФОРУМЕ
ПОСЕТИТЬ ТБ ФОРУМ 2021
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...