Подписка

Петербургское метро: безопасность превыше всего

Алексей Холодных, 20/05/20

В 2019 г. Петербургский метрополитен был признан самым безопасным в России: он лучше всех реализовал требования транспортной безопасности. Сегодня в него входят 72 станции, 1 900 вагонов ежедневно курсируют по пяти линиям, перевозя более 2 млн пассажиров в сутки, а около 17 тыс. сотрудников профессионально обслуживают подземную магистраль. Алексей Холодных, начальник отдела транспортной безопасности ГУП "Петербургский метрополитен", рассказал о результатах работы по повышению уровня безопасности, оснащении объектов метрополитена техническими средствами и приоритетных задачах, которые требуют безотлагательного решения.

Соберем  для  вас  лиды!

Петербургский метрополитен – один из наиболее востребованных видов городского транспорта, ежедневно перевозящий огромное количество пассажиров. Это живой, развивающийся организм, который необходимо постоянно совершенствовать и защищать на самом высоком уровне.

фото1

Более 10 тыс. камер видеонаблюдения работают на станциях метрополитена

Категорирование и оценка уязвимости

В целях обеспечения защиты объектов метрополитена от актов незаконного вмешательства (АНВ) в соответствии с требованиями действующего законодательства выполнены следующие мероприятия:

  • категорирование 151 объекта инфраструктуры внеуличного транспорта (ОИВТ);
  • дополнительная оценка уязвимости 147 и оценка уязвимости четырех категорированных объектов метрополитена. В настоящее время проводится оценка уязвимости семи вновь введенных объектов.

Планы обеспечения транспортной безопасности

Ведется работа по внесению изменений в планы обеспечения транспортной безопасности. Утверждены изменения в планы обеспечения транспортной безопасности 26 объектов (три станции, 23 тоннеля).

В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 05.04.2017 г. № 410 в ГУП "Петербургский метрополитен" сформировано и аккредитовано подразделение транспортной безопасности.

Профессиональное обучение

Организована работа по проведению профессионального обучения работников из числа сил обеспечения транспортной безопасности по соответствующим программам, в том числе по:

  • изучению методов наблюдения, собеседования и выявления лиц, в поведении которых усматриваются признаки подготовки к совершению акта незаконного вмешательства;
  • направлению "группы быстрого реагирования";
  • направлению "досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр".

Аттестовано более 2 200 работников, 381 из которых – по двум категориям, пятой и шестой. Для обеспечения транспортной безопасности на площадках депо, а также на территории подземных пешеходных переходов станций метрополитена привлечено ФГУП "УВО Минтранса России".

Оснащение техническими средствами транспортной безопасности

Все станции метрополитена оснащены:

  • системами видеонаблюдения – более 10 200 камер;
  • интеллектуальной системой видеонаблюдения – 47 станций (более 7 800 камер);
  • системой контроля доступа – 72 станции, шесть депо, четыре административных здания.

Во всех входных зонах размещены пункты досмотра со специализированными техническими средствами, на всех станциях установлены входные группы стационарных арочных металлодетекторов, а турникеты оборудованы аппаратурой радиационного контроля. Ведется работа по оснащению объектов метрополитена сертифицированными техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.

Антитеррористические мероприятия

В целях усиления антитеррористической защищенности объектов метрополитена выполнены следующие мероприятия:

  • в рамках пролонгируемого соглашения обеспечивается экстренный выезд наряда полиции ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области" (Росгвардия) при поступлении тревожного сообщения о срабатывании средств тревожной сигнализации на охраняемых объектах метрополитена (площадки электродепо, вентиляционные шахты);
  • совместно с ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Росгвардией и УФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области разработан порядок взаимодействия при обнаружении подозрительных (бесхозных) предметов на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах метрополитена;
  • между ГУП "Петербургский метрополитен" и ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области заключено соглашение, направленное на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, противодействия преступности, охраны общественного порядка и собственности, общественной и транспортной безопасности на территории Петербургского метрополитена;
  • работниками службы транспортной безопасности (СТБ) совместно с сотрудниками управления полиции на метрополитене осуществляется осмотр станций и привестибюльных территорий метрополитена с целью обеспечения транспортной безопасности (в рамках соглашения с ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области);
  • работниками СТБ осуществляются дополнительные осмотры станций и привестибюльных территорий, киосков вентиляционных шахт, обходы территории депо, контроль подвижного состава, размещенного в местах ночного отстоя на линиях метрополитена, для решения задач по обеспечению транспортной безопасности (патрулирование осуществляется раз в 40 мин.);
  • в целях контроля выполнения инспекторским составом должностных обязанностей по проведению досмотровых мероприятий, а также выявления и пресечения на территории метрополитена административных правонарушений, в том числе случаев нарушения пассажирами Правил пользования Петербургским метрополитеном, в рамках СТБ сформированы мобильные группы (рейды осуществляются ежедневно шестью мобильными группами, в среднем проверка каждой станции осуществляется один раз в три дня);
  • введен учащенный режим информирования пассажиров о повышении бдительности в случае обнаружения бесхозных предметов на объектах метрополитена (на наклонных ходах эскалаторов информация транслируется ежедневно с 06:15 до 22:15 с частотой один раз в 30 мин.)

фото2

В 2019 г. Петербургский метрополитен был признан самым безопасным в России

Аттестация работников из числа сил обеспечения транспортной безопасности

Согласно требованиям постановления Правительства РФ от 26 февраля 2015 г. № 172 "О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности" и приказа Минтранса России от 3 ноября 2015 г. № 325 "Об утверждении документов, связанных с аттестацией сил обеспечения транспортной безопасности и обработкой персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, проведению аттестации которых предшествует обработка персональных данных", в настоящее время отсутствует возможность самостоятельного прохождения физическими лицами процедуры аттестации.

Согласно данным нормативным правовым актам, заявителем в целях аттестации может являться только субъект транспортной инфраструктуры или подразделение транспортной безопасности, или организация, претендующая на аккредитацию в качестве подразделения транспортной безопасности.

Этот фактор приводит к необходимости работодателю принимать на работу лицо без аттестации на основании ученического договора (с оплатой), при этом отсутствуют гарантии прохождения аттестации таким лицом. Проведем аналогию с частной охранной деятельностью: там человек может самостоятельно получить необходимую квалификацию частного охранника и сразу трудоустроиться без каких-либо рисков для себя и работодателя.

Станции Петербургского метрополитена оснащены:

  • системами видеонаблюдения – более 10 200 камер;
  • интеллектуальной системой видеонаблюдения – 47 станций (более 7 800 камер);
  • системой контроля доступа – 72 станции, шесть депо, четыре административных здания

Необходимость изменений законодательства РФ в области транспортной безопасности

В соответствии с ч. 23 п. 5 постановления правительства, ГУП "Петербургский метрополитен" обязан выделить отдельные помещения или участки помещений на объектах метрополитена и оборудовать их в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации:

  • для размещения работников подразделений транспортной безопасности;
  • для временного хранения добровольно сданных или обнаруженных в ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности;
  • для размещения контрольно-пропускных пунктов, включая отдельные помещения или выделенные участки помещений для проведения личного досмотра.

Некоторые вещества, запрещенные или ограниченные для перемещения, указанные в Правилах, являются вирусами и опасными биологическими и (или) радиоактивными агентами, для содержания которых необходимо специальное оборудование помещений, порядок доступа в данные помещения, специальная квалификация персонала (порядок подготовки этих специалистов в настоящее время не определен нормативными правовыми актами в области транспортной безопасности).

Архитектурные и конструктивные особенности станций метрополитена и их вестибюлей не позволяют реализовать указанные требования.

Многие станции ГУП "Петербургский метрополитен" являются памятниками архитектуры, что ограничивает возможность проведения реконструкции и переоборудования их помещений.

В связи с этим следует рассмотреть вопрос о внесении изменений в ч. 23 п. 5 постановления в части выделения отдельных помещений при наличии такой возможности на объекте метрополитена.

Кроме того, в соответствии с ч. 30 п. 5 постановления СТИ обязан разработать схему размещения и состав оснащения КПП на границах зоны транспортной безопасности и (или) ее частей (секторов), критических элементов объекта метрополитена и постов на объекте метрополитена. Необходимо рассмотреть вопрос о внесении изменений в ч. 30 п. 5 постановления в части определения, что в случае, если критические элементы объектов метрополитена территориально находятся в составе технологического сектора зоны транспортной безопасности, доступ в который осуществляется через КПП (посты) на границах зоны транспортной безопасности, то установка отдельных КПП (постов) для проведения досмотра на границах критических элементов не требуется.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №2/2020

Темы:АнтитеррорТранспортная безопасностьМетрополитенЖурнал "Системы безопасности" №2/2020Охрана объектовКатегорированиеАттестация

Хотите сотрудничать?

Выберите вариант!

 

Печатное издание
Интернет-портал
Стать автором
Комментарии

More...