Подписка
МЕНЮ
Подписка

Петербургское метро: безопасность превыше всего

Алексей Холодных, 20/05/20

В 2019 г. Петербургский метрополитен был признан самым безопасным в России: он лучше всех реализовал требования транспортной безопасности. Сегодня в него входят 72 станции, 1 900 вагонов ежедневно курсируют по пяти линиям, перевозя более 2 млн пассажиров в сутки, а около 17 тыс. сотрудников профессионально обслуживают подземную магистраль. Алексей Холодных, начальник отдела транспортной безопасности ГУП "Петербургский метрополитен", рассказал о результатах работы по повышению уровня безопасности, оснащении объектов метрополитена техническими средствами и приоритетных задачах, которые требуют безотлагательного решения.

Соберем  для  вас  лиды!

Петербургский метрополитен – один из наиболее востребованных видов городского транспорта, ежедневно перевозящий огромное количество пассажиров. Это живой, развивающийся организм, который необходимо постоянно совершенствовать и защищать на самом высоком уровне.

фото1

Более 10 тыс. камер видеонаблюдения работают на станциях метрополитена

Категорирование и оценка уязвимости

В целях обеспечения защиты объектов метрополитена от актов незаконного вмешательства (АНВ) в соответствии с требованиями действующего законодательства выполнены следующие мероприятия:

  • категорирование 151 объекта инфраструктуры внеуличного транспорта (ОИВТ);
  • дополнительная оценка уязвимости 147 и оценка уязвимости четырех категорированных объектов метрополитена. В настоящее время проводится оценка уязвимости семи вновь введенных объектов.

Планы обеспечения транспортной безопасности

Ведется работа по внесению изменений в планы обеспечения транспортной безопасности. Утверждены изменения в планы обеспечения транспортной безопасности 26 объектов (три станции, 23 тоннеля).

В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 05.04.2017 г. № 410 в ГУП "Петербургский метрополитен" сформировано и аккредитовано подразделение транспортной безопасности.

Профессиональное обучение

Организована работа по проведению профессионального обучения работников из числа сил обеспечения транспортной безопасности по соответствующим программам, в том числе по:

  • изучению методов наблюдения, собеседования и выявления лиц, в поведении которых усматриваются признаки подготовки к совершению акта незаконного вмешательства;
  • направлению "группы быстрого реагирования";
  • направлению "досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр".

Аттестовано более 2 200 работников, 381 из которых – по двум категориям, пятой и шестой. Для обеспечения транспортной безопасности на площадках депо, а также на территории подземных пешеходных переходов станций метрополитена привлечено ФГУП "УВО Минтранса России".

Оснащение техническими средствами транспортной безопасности

Все станции метрополитена оснащены:

  • системами видеонаблюдения – более 10 200 камер;
  • интеллектуальной системой видеонаблюдения – 47 станций (более 7 800 камер);
  • системой контроля доступа – 72 станции, шесть депо, четыре административных здания.

Во всех входных зонах размещены пункты досмотра со специализированными техническими средствами, на всех станциях установлены входные группы стационарных арочных металлодетекторов, а турникеты оборудованы аппаратурой радиационного контроля. Ведется работа по оснащению объектов метрополитена сертифицированными техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.

Антитеррористические мероприятия

В целях усиления антитеррористической защищенности объектов метрополитена выполнены следующие мероприятия:

  • в рамках пролонгируемого соглашения обеспечивается экстренный выезд наряда полиции ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области" (Росгвардия) при поступлении тревожного сообщения о срабатывании средств тревожной сигнализации на охраняемых объектах метрополитена (площадки электродепо, вентиляционные шахты);
  • совместно с ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Росгвардией и УФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области разработан порядок взаимодействия при обнаружении подозрительных (бесхозных) предметов на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах метрополитена;
  • между ГУП "Петербургский метрополитен" и ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области заключено соглашение, направленное на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, противодействия преступности, охраны общественного порядка и собственности, общественной и транспортной безопасности на территории Петербургского метрополитена;
  • работниками службы транспортной безопасности (СТБ) совместно с сотрудниками управления полиции на метрополитене осуществляется осмотр станций и привестибюльных территорий метрополитена с целью обеспечения транспортной безопасности (в рамках соглашения с ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области);
  • работниками СТБ осуществляются дополнительные осмотры станций и привестибюльных территорий, киосков вентиляционных шахт, обходы территории депо, контроль подвижного состава, размещенного в местах ночного отстоя на линиях метрополитена, для решения задач по обеспечению транспортной безопасности (патрулирование осуществляется раз в 40 мин.);
  • в целях контроля выполнения инспекторским составом должностных обязанностей по проведению досмотровых мероприятий, а также выявления и пресечения на территории метрополитена административных правонарушений, в том числе случаев нарушения пассажирами Правил пользования Петербургским метрополитеном, в рамках СТБ сформированы мобильные группы (рейды осуществляются ежедневно шестью мобильными группами, в среднем проверка каждой станции осуществляется один раз в три дня);
  • введен учащенный режим информирования пассажиров о повышении бдительности в случае обнаружения бесхозных предметов на объектах метрополитена (на наклонных ходах эскалаторов информация транслируется ежедневно с 06:15 до 22:15 с частотой один раз в 30 мин.)

фото2

В 2019 г. Петербургский метрополитен был признан самым безопасным в России

Аттестация работников из числа сил обеспечения транспортной безопасности

Согласно требованиям постановления Правительства РФ от 26 февраля 2015 г. № 172 "О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности" и приказа Минтранса России от 3 ноября 2015 г. № 325 "Об утверждении документов, связанных с аттестацией сил обеспечения транспортной безопасности и обработкой персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, проведению аттестации которых предшествует обработка персональных данных", в настоящее время отсутствует возможность самостоятельного прохождения физическими лицами процедуры аттестации.

Согласно данным нормативным правовым актам, заявителем в целях аттестации может являться только субъект транспортной инфраструктуры или подразделение транспортной безопасности, или организация, претендующая на аккредитацию в качестве подразделения транспортной безопасности.

Этот фактор приводит к необходимости работодателю принимать на работу лицо без аттестации на основании ученического договора (с оплатой), при этом отсутствуют гарантии прохождения аттестации таким лицом. Проведем аналогию с частной охранной деятельностью: там человек может самостоятельно получить необходимую квалификацию частного охранника и сразу трудоустроиться без каких-либо рисков для себя и работодателя.

Станции Петербургского метрополитена оснащены:

  • системами видеонаблюдения – более 10 200 камер;
  • интеллектуальной системой видеонаблюдения – 47 станций (более 7 800 камер);
  • системой контроля доступа – 72 станции, шесть депо, четыре административных здания

Необходимость изменений законодательства РФ в области транспортной безопасности

В соответствии с ч. 23 п. 5 постановления правительства, ГУП "Петербургский метрополитен" обязан выделить отдельные помещения или участки помещений на объектах метрополитена и оборудовать их в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации:

  • для размещения работников подразделений транспортной безопасности;
  • для временного хранения добровольно сданных или обнаруженных в ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности;
  • для размещения контрольно-пропускных пунктов, включая отдельные помещения или выделенные участки помещений для проведения личного досмотра.

Некоторые вещества, запрещенные или ограниченные для перемещения, указанные в Правилах, являются вирусами и опасными биологическими и (или) радиоактивными агентами, для содержания которых необходимо специальное оборудование помещений, порядок доступа в данные помещения, специальная квалификация персонала (порядок подготовки этих специалистов в настоящее время не определен нормативными правовыми актами в области транспортной безопасности).

Архитектурные и конструктивные особенности станций метрополитена и их вестибюлей не позволяют реализовать указанные требования.

Многие станции ГУП "Петербургский метрополитен" являются памятниками архитектуры, что ограничивает возможность проведения реконструкции и переоборудования их помещений.

В связи с этим следует рассмотреть вопрос о внесении изменений в ч. 23 п. 5 постановления в части выделения отдельных помещений при наличии такой возможности на объекте метрополитена.

Кроме того, в соответствии с ч. 30 п. 5 постановления СТИ обязан разработать схему размещения и состав оснащения КПП на границах зоны транспортной безопасности и (или) ее частей (секторов), критических элементов объекта метрополитена и постов на объекте метрополитена. Необходимо рассмотреть вопрос о внесении изменений в ч. 30 п. 5 постановления в части определения, что в случае, если критические элементы объектов метрополитена территориально находятся в составе технологического сектора зоны транспортной безопасности, доступ в который осуществляется через КПП (посты) на границах зоны транспортной безопасности, то установка отдельных КПП (постов) для проведения досмотра на границах критических элементов не требуется.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №2/2020

Темы:АнтитеррорТранспортная безопасностьМетрополитенЖурнал "Системы безопасности" №2/2020Охрана объектовКатегорированиеАттестацияБезопасность объектов
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите сотрудничать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ВЫСТУПИТЬ НА ТБ ФОРУМЕ 2021
ПОСЕТИТЬ ТБ ФОРУМ 2021
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...