В статье описана история работы над нормативными документами по пожарной безопасности. Рассмотрены задачи, стоящие перед нормативными документами в области СПА нового поколения. Особое внимание уделено одной из них, а именно требованиям устойчивости СПА к внешним и внутренним дестабилизирующим факторам.
В 2009 г. одновременно с введением Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" был принят СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования".
Содержание этого документа уже на тот момент не менялось последние 30 лет. Корни этого документа лежали еще в инструкции по проектированию установок пожаротушения СН75-76. Его последователи в виде СНиП 2.04.09-84 "Пожарная автоматика зданий и сооружений", НПБ 88-2001, СП 5.13130.2009 были абсолютно похожи, как две капли воды. Уже тогда, 30 лет назад, за рубежом, что в европейских, что в американских нормативных документах к вопросу устойчивости систем противопожарной автоматики (СПА) стали подходить на полном серьезе. Человеческая жизнь в денежном выражении уже тогда у них стоила на несколько порядков выше, чем даже у нас сейчас. У нас же в стране все эти годы пытались построить СПА на базе технических решений и требований к охранным системам, откуда СПА, собственно, у нас и появились.
Если внимательно изучить ФЗ № 123, то выясняется, что все задачи, поставленные в нем относительно систем пожарной сигнализации (СПС), при написании СП 5.13130.2009 "остались за кадром". Закон сам по себе, а свод правил сам по себе...
Одним из немногих нововведений в СП 5.13130.2009 было уникальное требование: "13.1.1 Выбор типа точечного дымового пожарного извещателя рекомендуется производить в соответствии с его чувствительностью к различным типам дымов".
То есть для каждого типа дыма нужно было подбирать свой пожарный извещатель. А это как? Откуда можно было узнать возможности того или иного пожарного извещателя, как можно было предположить, что в конкретном помещении в первую очередь будет гореть и кто тут умный, а кто тут дурак?
А какое отношение в этом своде правил было к адресным СПС!? В то время, как они уже стали занимать все большую и большую нишу, – как к чему-то инородному, которое должно регулироваться технической документацией производителя: как производители напишут, так и делайте.
В 2013 г. по окончании работы над НИР "СП5" во ФГБУ ВНИИПО МЧС России была предпринята попытка представить общественности обновленную редакцию СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования". Правда, тогда так до общественности дело не дошло, зарубили на корню и спрятали от глаз этой общественности.
10 августа 2015 г. на сайте ФГБУ ВНИИПО МЧС России появилось сообщение: "Решением экспертной комиссии по проведению экспертизы сводов правил МЧС России в связи с необходимостью актуализации и доработки по многочисленным предложениям и замечаниям, а также в связи с появлением новых технологий и средств противопожарной защиты проект СП 5.13130 возвращен на стадию первой редакции и повторно проходит процедуру публичного обсуждения".
Короче, обе попытки доработки действующего СП 5.13130.2009 успеха не имели.
Уже тогда, в 2009 г., всем было понятно, что как ни пытайся что-то исправить в этом своде правил, все равно ничего хорошего не получится, надо начинать все с самого начала, от стоящих задач. К сожалению, целых девять лет на уровне руководства МЧС России эта работа просто саботировалась.
Несмотря на это, прямо с момента появления этого документа в инициативном порядке началась работа по поиску путей разработки принципиально нового свода правил, который бы смог решить все стоящие уже на тот момент задачи.
В 2018 г. в Москве проведена конференция "Обсуждение и внесение изменений в первую редакцию проекта СП "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и управления системами противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования". На эту конференцию приехали со своими предложениями практически все производители технических средств пожарной автоматики (ТС ПА), представители ведущих проектно-монтажных организаций – более 250 участников, и каждому было что сказать. Если бы не купленные заранее билеты у иногородних, то та конференция могла бы продолжаться вплоть до утра следующего дня, настолько всех это волновало.
По большому счету, задач было всего три, но зато какие по масштабу!
Первой задачей было обеспечить своевременное обнаружение опасных факторов пожара (ОФП) с помощью СПС (п. 6 ст. 83 ФЗ № 123). Большую часть требований можно было использовать уже из СП 5.13130.2009 с внесением необходимых изменений. Правда, и на сегодняшний день в этом вопросе имеются некоторые нерешенные проблемы.
Но задача по своевременному обнаружению ОФП всегда входит в конфликт с требуемой достоверностью обнаружения, и про это нельзя забывать. Тут должен иметь место компромисс.
Второй объемной задачей (п. 10 ст.83 ФЗ № 123) была разработка и внедрение на всех уровнях и во всех направлениях системы требований по устойчивости СПА к внешним и внутренним дестабилизирующим факторам (воздействиям). Все прекрасно понимают, что это не елочные новогодние гирлянды. От работоспособности и 100%-ной готовности СПА в любой момент выполнить свою задачу зависит жизнь множества людей. И уже на самом начальном этапе работы необходимо было отказаться от большинства технических решений из систем охранной сигнализации.
Третьей задачей было увязать работу СПС и реакции исполнительных устройств пожарной автоматики при обнаружении пожара, для чего следовало описать основные задачи приборов управления (п. 4 ст. 83 и п. 3 ст. 103 ФЗ № 123).
С учетом того, что новый свод правил по проектированию СПА не имел ничего общего со своим предшественником, руководством МЧС России было принято решение при его регистрации присвоить ему совсем другой номер, а СП 5.13130.2009 оставить в том виде, как он был для объектов, оборудованных СПА в тот период.
Вторую задачу рассмотрим более детально.
С 1 марта 2021 г. после всех доработок и согласований вступил в силу свод правил СП 484.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования".
В сентябре 2021 г. вступили в силу национальные стандарты ГОСТ Р 59638–2021 "Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность" и ГОСТ Р 59639–2021 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность".
На сегодняшний день этот документ вместе с Федеральным законом № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (ППР-2020) являются основой для практической работы в данной области.
Общаясь со специалистами, я очень хорошо понимаю, что мало кто из них разобрался, почему вдруг в один момент так много всего изменилось. Причем мало кто сразу увидел от начала до конца всю комплексность решения многих вопросов, и до сих пор каждый для себя по мере работы в этих документах находит какое-то отдельное требование и не всегда может понять, как его правильно трактовать и реализовать.
Начну с того, что на сегодняшний день СП 484.1311500.2020 предъявляет требования по проектированию СПС только для конкретного одного здания. Ни о каких кварталах с многоквартирными домами и речи нет, можно даже не искать, только для одного здания.
И если в СП 5.13130.2009 были хоть какие-то намеки на то, как прокладывать линии связи между зданиями, то теперь такого просто нет и, надеюсь, больше никогда не будет. Не предусматриваются для всех этих СПС внешние линии связи, в том числе и способы прокладки, так как воздействия на такие линии связи, соединяющие множество зданий, могут попросту выводить из строя как сами пожарные приемно-контрольные приборы (ППКП), так и их компоненты.
Для кварталов или больших комплексов зданий предусмотрены совсем другие технические средства. Вот она, первая составляющая системы устойчивости СПА.
1. Чтобы ни у кого не было большого желания использовать один приемно-контрольный прибор сразу на весь квартал зданий, введено ограничение его информационной емкости, не более 512 пожарных извещателей на один ППКП. В европейских стандартах это уже имеет место с 1997 г. в EN 54-2. У них еще в 1993 г. было первое упоминание о системной ошибке в ППКП, но у нас до сих пор этот параметр не определен и пока не нормируется.
2. Если где-то не хватает этой предельной информационной емкости в 512 пожарных извещателей, то необходимо использовать несколько ППКП. До 2018 г. за рубежом для этого использовали иерархические приборы (структура типа "елочка"), сейчас речь идет только о приборах с функциями работы в собственной сети. В случае наличия у ППКП этих функций они могут быть распределены по всему зданию и соединены в цепочечно-кольцевую структуру. Необходимо отметить, что ввиду отсутствия в действующем стандарте ГОСТ Р 53325–2012 таких функций у ППКП данный параметр пока проверке не подлежит.
Но они однозначно должны обеспечивать следующие функции:
Примерно так эти требования были введены в 2018 г. в европейском стандарте EN 54-13 (оценка совместимости и подключаемости компонентов системы). Для большинства зарубежных производителей ППКП это был очень тяжелый год. Надо было срочно перевести все приборы с иерархической структуры или структуры с двумя резервируемыми линиями связи (типа RS-485) на цепочечно-кольцевую структуру.
Многим из производителей тогда пришлось начать выпуск абсолютно новых ППКП.
Скорее всего, именно в таком же виде появятся требования к ППКП в планируемом нашем межнациональном стандарте на приборы пожарные.
3. Вопрос зонирования СПА и ограничение влияния при единичной неисправности линии связи между собою тесно переплетены, так как, допуская возможность отказа всего одной зоны контроля пожарной сигнализации (ЗКПС), необходимо обеспечить работоспособность всех других ЗКПС и зон защиты, в том числе с разделением автоматических и ручных пожарных извещателей (ИП), и наличие в аварийной ситуации хотя бы одного типа пуска исполнительных устройств пожарной автоматики – автоматического или ручного (дистанционного). Указанные требования и по зонированию, и по уровням доступа можно найти в европейских требованиях к ППКП EN 54-2 1993 г. (правда, тогда у них за рубежом использовалось понятие "группы извещателей"). Там уже были требования к обработке системной ошибки и предельное количество потерянных пожарных извещателей при единичной неисправности линии связи (не более 32), для чего уже тогда требовалось использовать изоляторы короткого замыкания.
Чувствуете разницу в 30 лет? Вот когда мы пошли разными путями, вернее, пошли они, а мы остались стоять на месте. Термин "зона контроля" и требования к ним в полном объеме в Европе появились только в 1996 г. в EN 54-14 (СПС).
Если обратиться к американским требованиям по проектированию СПС и СОУЭ кодексу NFPA-72, то там можно найти, что для части объектов необходимо применять кольцевые линии связи не только для адресных, но и неадресных СПС, при этом оконечный резистор должен стоять прямо на одном из двух выходов/входов ППКП.
Да что там линии связи с извещателями! Для многих категорий объектов требуются кольцевые линии с изоляторами короткого замыкания для линий с оповещателями. Требования по устойчивости этих линий связи к внешним воздействиям в корне отличаются от существующих в нашей стране.
В наших существующих требованиях имеет место одно серьезное упущение, которое касается устойчивости к единичным неисправностям линий электропитания пожарных приборов и их компонентов, но надеюсь, что в ближайшем будущем оно будет устранено. Вот как это было отражено в требованиях к ППКП в EN 54-2 (ППКП) еще в 1993 г.:
"Если ППК подключается к устройству электропитания, размещенному в отдельном корпусе, то должно быть предусмотрено наличие разъема, который бы обеспечивал подключение от него как минимум двух линий электропитания и гарантировал в случае короткого замыкания или обрыва линии сохранность второй из них в рабочем состоянии".
4. В какой-то степени исключение функций, не связанных с пожарной безопасностью, и уровни доступа к функциям приборов также очень связаны между собою. Мало того, что исключается любая возможность использования одних и тех же технических средств разными людьми для разных задач, так еще в и рамках самих СПА вводится строгое ограничение по допуску тех или иных сотрудников к тем или иным функциям пожарных приборов. В первую очередь это касается исключения сброса ложных срабатываний дежурным персоналом объекта и его попыток отключить автоматический пуск пожарных приборов управления. И тогда хочешь не хочешь придется думать, как свести вероятность ложных срабатываний к минимуму.
5. В связи с требованием к единству взаимодействия составляющих СПА защищаемого здания вводится запрет на совместное использование тех или иных компонентов СПА для разных зданий или задач, не связанных с пожарной безопасностью. В каждом здании должна быть одна единая и самодостаточная СПА. Необходимо четко знать и понимать, как те или иные пожарные приборы управления по сигналам от СПС будут работать в соответствии с разработанными проектировщиком алгоритмами теми или иными исполнительными устройствами пожарной автоматики.
6. Перечень зданий, введенный в приложение А СП 484.1311500.2020, подлежащих оборудованию адресными СПС, на мой взгляд, констатировал уже давно сложившуюся практику их использования, с одной стороны, а с другой стороны, все понимают, что адресные СПС более защищены от внешних воздействий, в том числе и от электромагнитных помех, нежели существующие сегодня их неадресные собратья.
7. Наконец-таки у нас в стране появились требования по организации технического обслуживания СПА. Помимо привычных регламентных работ к ним добавились ежегодные комплексные испытания всей СПА в соответствии с имеющимися в рабочей документации алгоритмами взаимодействия и появились требования по своевременной замене выслуживших свой срок тех или иных технических средств. Ни в коем случае нельзя пройти мимо времени, выделенного на ремонт вышедшего из строя оборудования. И тут приходит понимание, что без наличия рабочей документации на СПА все эти работы будет просто не произвести. Вот как все связано и закручено.
8. Достоверность обнаружения должна достигаться выбором типов пожарных извещателей, выбором алгоритма принятия решения о пожаре и защитой от ложных срабатываний. Вроде дежурная фраза. Одним из самых тяжелых факторов, который мешал и мешает нормальному функционированию СПА, являются как раз ложные срабатывания СПС. Именно из-за них у нас в стране повсеместно отключен автоматический пуск пожарных приборов управления, и все обслуживающие организации с фонариками ищут по стране профессиональных специалистов, способных решать данные вопросы, выполняя роль круглосуточного дежурного персонала пожарного поста (которого реально в природе не существует). Глупо, но это имеет место в нашей жизни. До недавнего времени считалось, что ложные срабатывания даны всем нам откуда-то сверху и с ними ничего нельзя сделать. Оказалось, можно, и не только можно, но и обязательно нужно, и весь мир нашел необходимые пути и ими руководствуется, только мы об этом мало чего знаем или не хотим знать. Есть теперь классификация ложных срабатываний, введена предельная вероятность и указаны пути их устранения, начиная с этапа разработки рабочей документации. Более того, в соответствии с приказом министра МЧС России № 364 одним из индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного пожарного надзора являются три и более ложных срабатываний в течение 30 календарных дней систем противопожарной защиты на объекте, на котором могут одновременно находиться 50 и более человек. Так что ссылаться на что-то сверху данное уже не получится, придется работать в этом направлении. Кстати, надо констатировать, что за последние 10 лет острота этого вопроса значительно спала, значит, что-то действительно идет к лучшему.
9. Не обошли и вопрос соответствия степени защищенности от электромагнитных помех в местах установки тех или иных технических средств.
10. Наконец появились подвижки по требованиям к линиям связи в новой редакции свода правил СП 6.13130.2021. Есть большая надежда, что в этом своде правил когда-то появятся конкретные требования не только к линиям связи и электропитания, но и к организации электропитания пожарных приборов.
В чем еще принципиальная новизна СП 484.1311500.2020? В том, что, не пытаясь в чистом виде использовать весь положительный мировой практический опыт путем дословного перевода тех или нормативных документов, была создана нормативная база примерно такого же уровня, как и в зарубежных требованиях, но с учетом наших отечественных стандартов. При попытке руководствоваться зарубежными документами потребовалось бы использовать их требования к метрологии и к самим способам испытаний. Это и многое другое могло не вписаться в нашу отечественную систему стандартизации.
Кстати, европейские и американские нормы по пожарной безопасности для многих стран мира не являются догмой. Европейские нормы обозначают тот уровень, ниже которого опускаться нельзя. Если в ряде стран Европы, таких как Нидерланды, Дания, скандинавские страны, и используются в чистом виде общеевропейские нормативные документы серии EN 54, то в таких странах, как Великобритания, ФРГ, Франция, Италия и Испания, используются свои национальные стандарты на технические средства и нормы проектирования, которые по большей части намного более жесткие, чем те же EN 54. Более того, некоторые требования национальных стандартов этих стран в серии стандартов EN 54 появляются через пять, а то и 10 лет, будучи уже проверенными на национальных уровнях. Такая же примерно ситуация с американскими нормами: в них просто черным по белому можно прочитать, что конкретно обязательным является на территории США и как примерно эти же требования можно применять на территории Канады. Но в азиатских и арабских странах, где американские нормы также являются основными, существуют свои особенности.
Вот такой интересный пример. Требования к техническим средствам систем противодымной вентиляции в Европе находятся в девятой части стандарта EN 12101. Этот комитет не имеет ничего общего с комитетом EN 54. Среди разных механических систем управления есть один-единственный прибор типа D со своими пожарными извещателями, похожий на наш прибор приемно-контрольный и управления пожарный (ППКУП). Так вот, хотя требования по части обнаружения пожара в нем достаточно похожи на требования к ППКП, приведенные в стандарте EN 54 ч. 2 (ППКП), но есть и отличия, и сертификаты соответствия разные. Если еще немного углубиться, то выясняется, что в Германии руководствуются требованиями DIN 18232, а во Франции – NF S 61-936. И опять у каждого свои особенности.
Отечественную попытку единовременно догнать упущенное за 30 лет я считаю вынужденной, но достаточно удачной, за исключением отдельных моментов, которые не так сложно будет со временем подправить. Любые требования в таких нормативных документах не могут быть вечными, нормативная база подвержена постоянному внесению изменений с учетом результатов ее практического применения. Практический опыт, появление новых технических решений или технических средств должны служить процессу внесения необходимых обновлений в требования нормативных документов. Это закон жизни и эволюции.
Только при решении всех трех приведенных выше основных задач проектными, монтажными и обслуживающими организациями и при выполнении собственниками объектов требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации (ППР-2020) можно в полном объеме говорить о выполнении требований Федерального закона № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Статья подготовлена при содействии учебного центра "ТАКИР", www.takir.ru
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 5/2023
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>
Фото: pxhere.com