В начале 2020 г. при Минэнерго России сформирована рабочая группа по совершенствованию мероприятий в области обеспечения безопасности объектов ТЭК, в состав которой вошли представители десятков ведущих компаний отрасли. Основная цель группы – переработать все нормативные акты, регулирующие организацию безопасности объектов ТЭК.
Деятельность рабочей группы, созданной при Минэнерго России, началась с подготовки изменений в Федеральный закон № 256 "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса". Планируемые изменения приведут основополагающий документ по безопасности объектов ТЭК в соответствие с современной обстановкой. В дальнейшем, опираясь на обновленный закон, продолжится работа по изменению существующих и разработке новых подзаконных актов, необходимость которых диктует время. Итогом станет наличие современной законодательной базы, отвечающей всем вызовам нашего времени.
В целом система физической защиты объекта ТЭК законодательно определена и на подавляющем большинстве объектов создана. Однако мы видим много проблемных вопросов, которые необходимо обсудить и учесть в новых подзаконных актах. На наш взгляд, их можно сгруппировать в четыре больших раздела:
Большой проблемой является отсутствие базовой системы подготовки сотрудников служб безопасности, осуществляющих физическую защиту объектов ТЭК (на должности набираются пенсионеры правоохранительных органов или силовых структур, но в подавляющем большинстве существующие курсы повышения квалификации предназначены для изучения организации выполнения отдельных мероприятий), вследствие чего не установлены требования к профессиональному уровню.
Нет четких государственных требований и к количественному наличию сотрудников служб безопасности в субъекте ТЭК или на объекте ТЭК. В постановлении № 458 имеется понятие "сотрудник службы безопасности", но количественные ориентиры нигде не прописаны.
Государственный контроль за выполнением задач физической защиты объектов ТЭК подразделениями охраны осуществляется не в полной мере. Проверяющий и контролирующий органы оценивают комплексность технических средств охраны, но не физические подразделения, которые работают с этими системами.
Оставляет желать лучшего и лицензирование контролеров ФГУП, которые обучаются как частные охранники. В составе подразделений и караулов их действия не рассматриваются. Недостаточны требования к возрасту и физической подготовке охранников. Соответственно, необходим качественно проработанный подход к решению данных вопросов в зависимости от значимости объекта ТЭК.
В этом направлении предлагается внести следующие изменения:
Главная цель систем физической защиты объектов ТЭК – предотвратить проникновение злоумышленника. имеющиеся модели нарушителей предложены методическими рекомендациями от октября 2012 г., где самый худший вариант представляет собой террористическую группу численностью от 3 до 20 человек. Однако при нападении 20 подготовленных диверсантов ни один стандартный караул не сможет им противостоять. Таким образом, отсутствует конкретно установленная модель нарушителя и расчетный сценарий совершения акта незаконного вмешательства на объекте ТЭК применительно для каждого субъекта Российской Федерации.
Кроме того, нет четкого перечня основных планирующих, распорядительных и информационных документов на объекте ТЭК, регламентирующих организацию антитеррористической защищенности:
Отсутствуют принципы организации физической защиты объектов ТЭК и порядок несения службы как в повседневном режиме, так и в режиме угрозы совершения террористического акта. в локальных нормативных актах ФГУП "Охрана" Росгвардии эти вопросы в полном объеме не раскрываются. Не определен порядок охраны объектов ТЭК в особый период. государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов ТЭК осуществляется исключительно за составом и качественными показателями инженерных и технических средств охраны. Не регламентирован порядок организации, подготовки и проведения ежегодных обязательных учений, не определены формы планирующих и отчетных документов. И наконец, отсутствуют подзаконные документы по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства".
Решение всех этих вопросов требует конкретных изменений, а именно необходимо:
Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденные постановлением Правительства РФ № 458, с одной стороны, носят избыточный характер, с другой – комплексы ИТСО создаются с единой плотностью инженерных заграждений по всему периметру и не учитывают наличие наиболее вероятных участков для проникновения и их укрепление ИТСО. Нет понимания в вопросе установления категории опасности при проектировании и строительстве новых объектов генерации, а это напрямую влияет на оснащение создаваемого объекта системами ИТСО.
Проблемным вопросом также является реакция проверяющих подразделений на невозможность создания комплекса ИТСО в зависимости от конфигурации особенно старых объектов ТЭК. Предусмотренное постановлением компенсирующее мероприятие в виде установки рубежа обнаружения вместо ограждения в действительности не станет полноценной заменой, повышающей уровень защищенности.
Требования к наличию ИТСО по некоторым вопросам противоречат требованиям пожарной, промышленной безопасности и Ростехнадзора при оборудовании средствами охраны критических элементов, а затраты на модернизацию и техническое обслуживание ИТСО не включаются в тариф на электроэнергию.
В данном случае предлагается:
На региональном уровне не в полной мере решаются вопросы организации антитеррористической защищенности и физической защиты объектов. Во-первых, отсутствуют перечни критически важных объектов топливно-энергетического комплекса субъектов Российской Федерации. Во-вторых, в составы комиссий или рабочих групп включаются представители территориальных подразделений МВД, ФСБ и Федеральной службы войск национальной гвардии России, зачастую не являющиеся специалистами по организации антитеррористической защищенности и физической защиты объектов, а подписи членов комиссии при работе с документами собираются для галочки.
Работа по организации антитеррористической защищенности и физической защиты объектов ТЭК сводится к проведению:
Продолжаются проверки антитеррористической защищенности объектов ТЭК сотрудниками территориальных подразделений прокуратуры и ФСБ России. При этом в актах проверки указываются недостатки, выявленные сотрудниками ФСВНГ России в ходе контрольных проверок. в такой ситуации целесообразно:
В заключение хочется отметить, что основной пакет нормативных актов по безопасности объектов ТЭК был разработан в 2010–2013 гг. и была проведена большая работа по правоприменению этих документов. Но время идет, требуя новых перспективных предложений. Некоторые из них и изложены в этой статье.