Статьи | Secuteck.Ru

Защита объектов ТЭК: нужны перемены!

В начале 2020 г. при Минэнерго России сформирована рабочая группа по совершенствованию мероприятий в области обеспечения безопасности объектов ТЭК, в состав которой вошли представители десятков ведущих компаний отрасли. Основная цель группы – переработать все нормативные акты, регулирующие организацию безопасности объектов ТЭК.

Деятельность рабочей группы, созданной при Минэнерго России, началась с подготовки изменений в Федеральный закон № 256 "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса". Планируемые изменения приведут основополагающий документ по безопасности объектов ТЭК в соответствие с современной обстановкой. В дальнейшем, опираясь на обновленный закон, продолжится работа по изменению существующих и разработке новых подзаконных актов, необходимость которых диктует время. Итогом станет наличие современной законодательной базы, отвечающей всем вызовам нашего времени.

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>
 

В целом система физической защиты объекта ТЭК законодательно определена и на подавляющем большинстве объектов создана. Однако мы видим много проблемных вопросов, которые необходимо обсудить и учесть в новых подзаконных актах. На наш взгляд, их можно сгруппировать в четыре больших раздела:

  1. Персонал физической защиты.
  2. Комплекс организационных, административных и правовых мероприятий.
  3. Инженерно-технические средства охраны.
  4. Работа в субъектах Российской Федерации.

Персонал физической защиты

Большой проблемой является отсутствие базовой системы подготовки сотрудников служб безопасности, осуществляющих физическую защиту объектов ТЭК (на должности набираются пенсионеры правоохранительных органов или силовых структур, но в подавляющем большинстве существующие курсы повышения квалификации предназначены для изучения организации выполнения отдельных мероприятий), вследствие чего не установлены требования к профессиональному уровню.

Нет четких государственных требований и к количественному наличию сотрудников служб безопасности в субъекте ТЭК или на объекте ТЭК. В постановлении № 458 имеется понятие "сотрудник службы безопасности", но количественные ориентиры нигде не прописаны.

Государственный контроль за выполнением задач физической защиты объектов ТЭК подразделениями охраны осуществляется не в полной мере. Проверяющий и контролирующий органы оценивают комплексность технических средств охраны, но не физические подразделения, которые работают с этими системами.

Оставляет желать лучшего и лицензирование контролеров ФГУП, которые обучаются как частные охранники. В составе подразделений и караулов их действия не рассматриваются. Недостаточны требования к возрасту и физической подготовке охранников. Соответственно, необходим качественно проработанный подход к решению данных вопросов в зависимости от значимости объекта ТЭК.

В этом направлении предлагается внести следующие изменения: 

  1. Организовать в профильных высших учебных заведениях подготовку специалистов по безопасности. Образование возможно в очной и заочной форме, чтобы специалисты учились не по отдельным курсам для выполнения определенных задач и мероприятий, а в целом получали базовые знания по организации антитеррористической защищенности объектов ТЭК.
  2. Внести изменения в постановление Правительства РФ от 5 мая 2012 г. № 458 "Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса" с определением дифференцированного подхода к количественному наличию сотрудников служб безопасности в субъекте ТЭК и на объекте ТЭК.
  3. Внести дополнения в регламент проверки объектов ТЭК с определением мероприятий контроля готовности подразделения охраны к выполнению возложенных задач.
  4. Внести изменения и дополнения к требованиям по подготовке частных охранников для объектов ТЭК.

Организационные, административные и правовые мероприятия

Главная цель систем физической защиты объектов ТЭК – предотвратить проникновение злоумышленника. имеющиеся модели нарушителей предложены методическими рекомендациями от октября 2012 г., где самый худший вариант представляет собой террористическую группу численностью от 3 до 20 человек. Однако при нападении 20 подготовленных диверсантов ни один стандартный караул не сможет им противостоять. Таким образом, отсутствует конкретно установленная модель нарушителя и расчетный сценарий совершения акта незаконного вмешательства на объекте ТЭК применительно для каждого субъекта Российской Федерации.

Кроме того, нет четкого перечня основных планирующих, распорядительных и информационных документов на объекте ТЭК, регламентирующих организацию антитеррористической защищенности:

  • наличие плана мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта ТЭК определено 256-ФЗ, однако его форма и наполнение не установлены;
  • формы актов обследования и категорирования, плана охраны объекта ТЭК предложены методическими рекомендациями, не являющимися локальным нормативным актом, и носят рекомендательный характер;
  • форма акта обследования объекта, составляемая при проведении анализа уязвимости объекта (согласно постановлению Правительства РФ № 458), не установлена.

Отсутствуют принципы организации физической защиты объектов ТЭК и порядок несения службы как в повседневном режиме, так и в режиме угрозы совершения террористического акта. в локальных нормативных актах ФГУП "Охрана" Росгвардии эти вопросы в полном объеме не раскрываются. Не определен порядок охраны объектов ТЭК в особый период. государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов ТЭК осуществляется исключительно за составом и качественными показателями инженерных и технических средств охраны. Не регламентирован порядок организации, подготовки и проведения ежегодных обязательных учений, не определены формы планирующих и отчетных документов. И наконец, отсутствуют подзаконные документы по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства".

Решение всех этих вопросов требует конкретных изменений, а именно необходимо:

  1. Рассмотреть возможность периодической разработки территориальными подразделениями ФСБ России модели нарушителя и подхода к организации оборонительных действий в зависимости от сценария совершения актов незаконного вмешательства в каждом субъекте Российской Федерации.
  2. Актуализировать перечень критически важных объектов (КВО) ТЭК, установить требование о степени влияния важности объекта ТЭК на категорию опасности.
  3. Приказом Минэнерго России утвердить перечень и формы основных документов.
  4. Методические рекомендации актуализировать и ввести в действие приказом Минэнерго России.
  5. Форму акта обследования объекта ТЭК оформить приложением к постановлению Правительства РФ от 5 мая 2012 г. № 458.
  6. В планирующих документах по организации территориальной обороны определить конкретные подразделения охраны объектов ТЭК.
  7. Порядок проведения учений на объекте ТЭК оформить приложением к постановлению Правительства РФ от 5 мая 2012 г. № 458.
  8. Разработать приказ Минэнерго России с определением перечня основных мероприятий, выполняемых при установлении уровней террористической опасности.

Спецпроект "Безопасность объектов промышленности, нефтегазового сектора и энергетики" – обзор решений и статьи экспертов >>

Инженерно-технические средства охраны (ИТСО)

Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденные постановлением Правительства РФ № 458, с одной стороны, носят избыточный характер, с другой – комплексы ИТСО создаются с единой плотностью инженерных заграждений по всему периметру и не учитывают наличие наиболее вероятных участков для проникновения и их укрепление ИТСО. Нет понимания в вопросе установления категории опасности при проектировании и строительстве новых объектов генерации, а это напрямую влияет на оснащение создаваемого объекта системами ИТСО.

Проблемным вопросом также является реакция проверяющих подразделений на невозможность создания комплекса ИТСО в зависимости от конфигурации особенно старых объектов ТЭК. Предусмотренное постановлением компенсирующее мероприятие в виде установки рубежа обнаружения вместо ограждения в действительности не станет полноценной заменой, повышающей уровень защищенности.

Требования к наличию ИТСО по некоторым вопросам противоречат требованиям пожарной, промышленной безопасности и Ростехнадзора при оборудовании средствами охраны критических элементов, а затраты на модернизацию и техническое обслуживание ИТСО не включаются в тариф на электроэнергию.

В данном случае предлагается:

  1. Продолжить деятельность рабочей группы при Минэнерго России и выработать назревшие изменения в постановление.
  2. При выработке изменений в постановление учесть требования документов других министерств и ведомств.
  3. Рассмотреть возможность включения затрат на модернизацию ИТСО в тариф на электроэнергию.

Работа в субъектах РФ

На региональном уровне не в полной мере решаются вопросы организации антитеррористической защищенности и физической защиты объектов. Во-первых, отсутствуют перечни критически важных объектов топливно-энергетического комплекса субъектов Российской Федерации. Во-вторых, в составы комиссий или рабочих групп включаются представители территориальных подразделений МВД, ФСБ и Федеральной службы войск национальной гвардии России, зачастую не являющиеся специалистами по организации антитеррористической защищенности и физической защиты объектов, а подписи членов комиссии при работе с документами собираются для галочки.

Работа по организации антитеррористической защищенности и физической защиты объектов ТЭК сводится к проведению:

  • антитеррористических учений на объекте ТЭК, больше носящих показной характер;
  • оперативных экспериментов с попытками проникновения и установки муляжей взрывных устройств, по своему объему не способных нанести действительный ущерб критическим элементам объекта ТЭК;
  • контрольных проверок, в первую очередь состава комплекса ИТСО.

Продолжаются проверки антитеррористической защищенности объектов ТЭК сотрудниками территориальных подразделений прокуратуры и ФСБ России. При этом в актах проверки указываются недостатки, выявленные сотрудниками ФСВНГ России в ходе контрольных проверок. в такой ситуации целесообразно:

  1. Разработать (актуализировать) перечни конкретных документов для субъектов РФ, утвердить их руководителем антитеррористической комиссии (АТК).
  2. Решением АТК утвердить перечень должностей (направлений деятельности) сотрудников правоохранительных подразделений, которых целесообразно привлекать к работе на объектах ТЭК.
  3. Под руководством АТК по единому замыслу проводить работу по повышению (поддержанию) уровня антитеррористической защищенности и физической защиты объектов ТЭК.

Время идет…

В заключение хочется отметить, что основной пакет нормативных актов по безопасности объектов ТЭК был разработан в 2010–2013 гг. и была проведена большая работа по правоприменению этих документов. Но время идет, требуя новых перспективных предложений. Некоторые из них и изложены в этой статье.

 

 

 

 
Андрей Чеховский
Руководитель Департамента защиты ресурсов ПАО "Интер РАО"
 

 

 

 

Олег Сухин
Главный эксперт Департамента защиты ресурсов ПАО "Интер РАО"
 
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №1/2021