Подписка
МЕНЮ
Подписка

Онлайн-программа Форума "Технологии и безопасность 2024"  27 февраля. Управление данными современного цифрового предприятия 28 февраля. Защищенный удаленный доступ к ИТ-инфраструктуре 29 февраля. Защита периметра и верхней полусферы от атак БПЛА 1 марта. Кибербезопасность предприятия и защита от современных угроз  Изучайте программу мероприятий и участвуйте!

Защита объектов ТЭК: нужны перемены!

Андрей Чеховский, Олег Сухин, 12/04/21

В начале 2020 г. при Минэнерго России сформирована рабочая группа по совершенствованию мероприятий в области обеспечения безопасности объектов ТЭК, в состав которой вошли представители десятков ведущих компаний отрасли. Основная цель группы – переработать все нормативные акты, регулирующие организацию безопасности объектов ТЭК.

Создавайте главное отраслевое издание вместе с нами!

Деятельность рабочей группы, созданной при Минэнерго России, началась с подготовки изменений в Федеральный закон № 256 "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса". Планируемые изменения приведут основополагающий документ по безопасности объектов ТЭК в соответствие с современной обстановкой. В дальнейшем, опираясь на обновленный закон, продолжится работа по изменению существующих и разработке новых подзаконных актов, необходимость которых диктует время. Итогом станет наличие современной законодательной базы, отвечающей всем вызовам нашего времени.

 

В целом система физической защиты объекта ТЭК законодательно определена и на подавляющем большинстве объектов создана. Однако мы видим много проблемных вопросов, которые необходимо обсудить и учесть в новых подзаконных актах. На наш взгляд, их можно сгруппировать в четыре больших раздела:

  1. Персонал физической защиты.
  2. Комплекс организационных, административных и правовых мероприятий.
  3. Инженерно-технические средства охраны.
  4. Работа в субъектах Российской Федерации.

Ближайшие ключевые темы в журнале и на сайте. Форматы участия для рекламодателей >>

Персонал физической защиты

Большой проблемой является отсутствие базовой системы подготовки сотрудников служб безопасности, осуществляющих физическую защиту объектов ТЭК (на должности набираются пенсионеры правоохранительных органов или силовых структур, но в подавляющем большинстве существующие курсы повышения квалификации предназначены для изучения организации выполнения отдельных мероприятий), вследствие чего не установлены требования к профессиональному уровню.

Нет четких государственных требований и к количественному наличию сотрудников служб безопасности в субъекте ТЭК или на объекте ТЭК. В постановлении № 458 имеется понятие "сотрудник службы безопасности", но количественные ориентиры нигде не прописаны.

Государственный контроль за выполнением задач физической защиты объектов ТЭК подразделениями охраны осуществляется не в полной мере. Проверяющий и контролирующий органы оценивают комплексность технических средств охраны, но не физические подразделения, которые работают с этими системами.

Оставляет желать лучшего и лицензирование контролеров ФГУП, которые обучаются как частные охранники. В составе подразделений и караулов их действия не рассматриваются. Недостаточны требования к возрасту и физической подготовке охранников. Соответственно, необходим качественно проработанный подход к решению данных вопросов в зависимости от значимости объекта ТЭК.

В этом направлении предлагается внести следующие изменения: 

  1. Организовать в профильных высших учебных заведениях подготовку специалистов по безопасности. Образование возможно в очной и заочной форме, чтобы специалисты учились не по отдельным курсам для выполнения определенных задач и мероприятий, а в целом получали базовые знания по организации антитеррористической защищенности объектов ТЭК.
  2. Внести изменения в постановление Правительства РФ от 5 мая 2012 г. № 458 "Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса" с определением дифференцированного подхода к количественному наличию сотрудников служб безопасности в субъекте ТЭК и на объекте ТЭК.
  3. Внести дополнения в регламент проверки объектов ТЭК с определением мероприятий контроля готовности подразделения охраны к выполнению возложенных задач.
  4. Внести изменения и дополнения к требованиям по подготовке частных охранников для объектов ТЭК.

Форум "Технологии и безопасность" |  месяц цифровых технологий и технологий безопасности

Организационные, административные и правовые мероприятия

Главная цель систем физической защиты объектов ТЭК – предотвратить проникновение злоумышленника. имеющиеся модели нарушителей предложены методическими рекомендациями от октября 2012 г., где самый худший вариант представляет собой террористическую группу численностью от 3 до 20 человек. Однако при нападении 20 подготовленных диверсантов ни один стандартный караул не сможет им противостоять. Таким образом, отсутствует конкретно установленная модель нарушителя и расчетный сценарий совершения акта незаконного вмешательства на объекте ТЭК применительно для каждого субъекта Российской Федерации.

Кроме того, нет четкого перечня основных планирующих, распорядительных и информационных документов на объекте ТЭК, регламентирующих организацию антитеррористической защищенности:

  • наличие плана мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта ТЭК определено 256-ФЗ, однако его форма и наполнение не установлены;
  • формы актов обследования и категорирования, плана охраны объекта ТЭК предложены методическими рекомендациями, не являющимися локальным нормативным актом, и носят рекомендательный характер;
  • форма акта обследования объекта, составляемая при проведении анализа уязвимости объекта (согласно постановлению Правительства РФ № 458), не установлена.

Отсутствуют принципы организации физической защиты объектов ТЭК и порядок несения службы как в повседневном режиме, так и в режиме угрозы совершения террористического акта. в локальных нормативных актах ФГУП "Охрана" Росгвардии эти вопросы в полном объеме не раскрываются. Не определен порядок охраны объектов ТЭК в особый период. государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов ТЭК осуществляется исключительно за составом и качественными показателями инженерных и технических средств охраны. Не регламентирован порядок организации, подготовки и проведения ежегодных обязательных учений, не определены формы планирующих и отчетных документов. И наконец, отсутствуют подзаконные документы по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства".

Узнайте о возможностях лидогенерации и продвижении через контент

Решение всех этих вопросов требует конкретных изменений, а именно необходимо:

  1. Рассмотреть возможность периодической разработки территориальными подразделениями ФСБ России модели нарушителя и подхода к организации оборонительных действий в зависимости от сценария совершения актов незаконного вмешательства в каждом субъекте Российской Федерации.
  2. Актуализировать перечень критически важных объектов (КВО) ТЭК, установить требование о степени влияния важности объекта ТЭК на категорию опасности.
  3. Приказом Минэнерго России утвердить перечень и формы основных документов.
  4. Методические рекомендации актуализировать и ввести в действие приказом Минэнерго России.
  5. Форму акта обследования объекта ТЭК оформить приложением к постановлению Правительства РФ от 5 мая 2012 г. № 458.
  6. В планирующих документах по организации территориальной обороны определить конкретные подразделения охраны объектов ТЭК.
  7. Порядок проведения учений на объекте ТЭК оформить приложением к постановлению Правительства РФ от 5 мая 2012 г. № 458.
  8. Разработать приказ Минэнерго России с определением перечня основных мероприятий, выполняемых при установлении уровней террористической опасности.

Спецпроект "Безопасность объектов промышленности, нефтегазового сектора и энергетики" – обзор решений и статьи экспертов >>

Инженерно-технические средства охраны (ИТСО)

Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденные постановлением Правительства РФ № 458, с одной стороны, носят избыточный характер, с другой – комплексы ИТСО создаются с единой плотностью инженерных заграждений по всему периметру и не учитывают наличие наиболее вероятных участков для проникновения и их укрепление ИТСО. Нет понимания в вопросе установления категории опасности при проектировании и строительстве новых объектов генерации, а это напрямую влияет на оснащение создаваемого объекта системами ИТСО.

Проблемным вопросом также является реакция проверяющих подразделений на невозможность создания комплекса ИТСО в зависимости от конфигурации особенно старых объектов ТЭК. Предусмотренное постановлением компенсирующее мероприятие в виде установки рубежа обнаружения вместо ограждения в действительности не станет полноценной заменой, повышающей уровень защищенности.

Требования к наличию ИТСО по некоторым вопросам противоречат требованиям пожарной, промышленной безопасности и Ростехнадзора при оборудовании средствами охраны критических элементов, а затраты на модернизацию и техническое обслуживание ИТСО не включаются в тариф на электроэнергию.

В данном случае предлагается:

  1. Продолжить деятельность рабочей группы при Минэнерго России и выработать назревшие изменения в постановление.
  2. При выработке изменений в постановление учесть требования документов других министерств и ведомств.
  3. Рассмотреть возможность включения затрат на модернизацию ИТСО в тариф на электроэнергию.

СКУД для офисов и бизнец-центров. Подобрать решение >>

Работа в субъектах РФ

На региональном уровне не в полной мере решаются вопросы организации антитеррористической защищенности и физической защиты объектов. Во-первых, отсутствуют перечни критически важных объектов топливно-энергетического комплекса субъектов Российской Федерации. Во-вторых, в составы комиссий или рабочих групп включаются представители территориальных подразделений МВД, ФСБ и Федеральной службы войск национальной гвардии России, зачастую не являющиеся специалистами по организации антитеррористической защищенности и физической защиты объектов, а подписи членов комиссии при работе с документами собираются для галочки.

Работа по организации антитеррористической защищенности и физической защиты объектов ТЭК сводится к проведению:

  • антитеррористических учений на объекте ТЭК, больше носящих показной характер;
  • оперативных экспериментов с попытками проникновения и установки муляжей взрывных устройств, по своему объему не способных нанести действительный ущерб критическим элементам объекта ТЭК;
  • контрольных проверок, в первую очередь состава комплекса ИТСО.

Продолжаются проверки антитеррористической защищенности объектов ТЭК сотрудниками территориальных подразделений прокуратуры и ФСБ России. При этом в актах проверки указываются недостатки, выявленные сотрудниками ФСВНГ России в ходе контрольных проверок. в такой ситуации целесообразно:

  1. Разработать (актуализировать) перечни конкретных документов для субъектов РФ, утвердить их руководителем антитеррористической комиссии (АТК).
  2. Решением АТК утвердить перечень должностей (направлений деятельности) сотрудников правоохранительных подразделений, которых целесообразно привлекать к работе на объектах ТЭК.
  3. Под руководством АТК по единому замыслу проводить работу по повышению (поддержанию) уровня антитеррористической защищенности и физической защиты объектов ТЭК.

Выступить на онлайн-конференции | представить свои решения

Время идет…

В заключение хочется отметить, что основной пакет нормативных актов по безопасности объектов ТЭК был разработан в 2010–2013 гг. и была проведена большая работа по правоприменению этих документов. Но время идет, требуя новых перспективных предложений. Некоторые из них и изложены в этой статье.

Андрей Чеховский

 

 

 

 
Андрей Чеховский
Руководитель Департамента защиты ресурсов ПАО "Интер РАО"
 

Олег Сухин

 

 

 

Олег Сухин
Главный эксперт Департамента защиты ресурсов ПАО "Интер РАО"
 
Темы:Безопасность объектовЖурнал "Системы безопасности" №1/2021
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...