Формирование систем безопасности сложных объектов в полярных регионах
В нашей стране происходит переоценка роли полярных регионов, что базируется на научных исследованиях академических и государственных научных центров. Являясь уникальным регионом, обладающим крайне суровыми климатическими условиями и при этом колоссальными количествами неразработанных энергоресурсов, Арктическая зона представляет собой наиболее перспективное направление для роста сырьевой экономики страны.
В связи с развитием промышленной и транспортной инфраструктуры в полярных регионах возросла необходимость в обеспечении безопасности комплексных, многофункциональных объектов, характеризующихся большим количеством распределенных элементов сложной функциональности и интеграции со смежными инженерно-техническими подсистемами и каналами связи. Безопасность таких критически и стратегически важных объектов транспортной инфраструктуры и топливно-энергетического комплекса, отнесенных указом президента РФ и постановлениями Правительства РФ к категории высокорисковых, для природных, техногенных и социальных сфер является одной из важнейших составляющих общественной безопасности.
Какие объекты транспортной инфраструктуры относятся к сложным?
Анализ реализации нормативных требований безопасности показывает, что в первую очередь системами комплексной безопасности должны оснащаться объекты тех отраслей в полярных регионах, которые имеют нормативную базу для создания таких систем, там, где деятельность в этом направлении жестко контролируется государственными органами.
Нормативная база для решения проблем безопасности сформировалась наиболее полно в соответствии с ФЗ-16 от 09.02.2007 г. "О транспортной безопасности" и ФЗ-256 от 21.07.2011 г. "О безопасности объектов ТЭК". Для обеспечения надлежащего уровня безопасности таких объектов необходимо разработать практические меры обеспечения безопасности для каждого объекта или группы объектов на основе проведения анализа их уязвимости. Эта работа проводится в соответствии с Федеральным законом ФЗ-16 от 09.02.2007 г. "О транспортной безопасности" и постановлением Правительства РФ от 16 июля 2016 г. № 678 "О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта".
Наиболее сложные объекты транспортной инфраструктуры (ОТИ) в данном случае, согласно ст. 1 п. 5 ФЗ-16 от 09.02.2007 г. "О транспортной безопасности", – это "искусственные острова, установки и сооружения, в том числе созданные на основе морских плавучих (передвижных) платформ, расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ". Такие сложные объекты, как морские стационарные платформы (МСП), являются точками повышенных комбинированных, интегрированных рисков и требуют комплексного подхода к внедрению современных распределенных систем комплексной безопасности. К основным направлениям формирования эффективных систем безопасности сложных объектов относятся:
- обеспечение адекватности систем безопасности сложных объектов угрозам;
- разработка систем безопасности, обеспечивающих защиту от возможных угроз;
- обеспечение требований по защищенности самой системы безопасности сложных объектов.
Читайте полный текст статьи, опубликованной в журнале "Системы безопасности" >>