Железнодорожный транспорт, являясь неотъемлемой составляющей транспортной отрасли России, во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории РФ. При этом железнодорожный транспорт на протяжении всей своей истории является отраслью транспорта повышенной опасности. Это обусловлено влиянием целого ряда факторов, в том числе концентрацией большого количества опасных грузов, высокими скоростями перевозки, воздействием ядовитых и отравляющих веществ, выделяемых при технологических процессах, и многими другими факторами.
Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" 99 лет обеспечивает сохранность перевозимого груза, защиту объектов и пожарную безопасность железнодорожного транспорта в интересах государства, граждан и компании ОАО "РЖД" на всем протяжении стальных магистралей, от Калининграда до Сахалина.
Днем образования военизированной охраны считается 9 декабря 1921 г., когда по инициативе наркома путей сообщения Ф.Э. Дзержинского был принят Декрет об организации охраны складов, пакгаузов и кладовых, а равно сооружений на железнодорожных и водных путях. Весь исторический период с 1921 по 2003 гг. военизированная охрана являлась структурным подразделением министерства путей сообщения. В 2003 г. военизированная охрана преобразовывается в федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта" и с 2005 г. находится в ведении Федерального агентства железнодорожного транспорта. Учитывая масштабность и комплексность вопросов, решаемых ведомственной охраной, в 2006 г. указом президента Российской Федерации предприятие включено в перечень стратегических.
С момента своего образования ведомственная охрана железнодорожного транспорта в качестве инструмента безопасности призвана обеспечивать защиту объектов железнодорожного транспорта, а также лиц, находящихся на них.
С учетом многолетнего опыта большинство угроз можно исключить или минимизировать за счет строгого соблюдения технологического процесса. В настоящее время основная угроза возникает за счет присутствия на объектах или вмешательства посторонних лиц в работу железнодорожного транспорта. анализ результатов борьбы с преступными посягательствами в сфере грузовых перевозок на железнодорожном транспорте показывает, что и вопросы обеспечения сохранности грузов по-прежнему остаются особо актуальными.
С каждым фактом преступлений в этой сфере растет и профессионализм преступников. Среди них значительную часть составляют лица, знакомые со спецификой данного вида транспорта, умело маскирующие свои преступные действия. Расхитители грузов отличаются наиболее четким распределением ролей, осведомленностью об особенностях перевозок и хранения грузов, поиском устойчивых каналов сбыта похищенного.
Принимая во внимание темпы развития железнодорожного транспорта, его масштабность и обширную географию присутствия в регионах страны, обеспечить людскими силами безопасность становится крайне затруднительно, а в большинстве случаев и невозможно. На помощь вооруженному постовому или даже ему на смену приходят новые технологические электронные устройства, позволяющие при минимальных затратах сохранить требуемый уровень безопасности.
Ведомственная охрана стала первопроходцем в области применения электронных устройств в процессе перевозки грузов железнодорожным транспортом. В первую очередь это возможность контролировать наличие доступа к перевозимому грузу и оперативно пресекать любые попытки посторонних лиц получить этот доступ, в результате чего на должном уровне обеспечивается транспортная безопасность перевозки и повышается ее качество относительно сохранности. Наше предприятие начиная с 2012 г. активно использует электронные устройства, функционирующие на основе системы ГЛОНАСС/GSM в технологии охраны грузов.
Первые опытные образцы устройств разрабатывались исходя из наших потребностей и прежде всего были призваны обеспечить дополнительную охрану грузов.
В настоящее время электронные устройства, применяемые на железнодорожном транспорте, претерпели значительные изменения как в технологическом, так и в функциональном плане.
На российском рынке основным производителем электронных устройств, применяемых при перевозке грузов железнодорожным транспортом, является компания АО "ИПК Страж". Данная организация самостоятельно разработала и производит электронное устройство Big Lock, которое официально признано ОАО "РЖД" как электронное запорно-пломбировочное устройство (ЭЗПУ) и допущено к использованию в инфраструктуре российских железных дорог.
В 2019 г. ФГП ВО ЖДТ России в целях усиления охраны грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, использовало 423 комплекта Big Lock. Устройства использовались на полигонах Дальневосточной, Забайкальской, Восточно-Сибирской, Южно-Уральской, Куйбышевской, Горьковской, Московской и Октябрьской железных дорог. За время использования с помощью электронных устройств сопровождено более 6200 вагонов и 9600 контейнеров, при этом вмешательств посторонних лиц в процесс перевозки, а также утраты грузов не допущено. Как показала практика, в целях сохранности грузов электронные устройства эффективнее всего применять на криминогенных участках – это упрощает логистику возврата электронных устройств и сокращает расходы.
Помимо электронных устройств Big Lock, нашим предприятием приобретены в собственность 60 комплектов JOINTECH JT-701 китайского производства, которые используются на полигоне Приволжской железной дороги.
В 2019 г. с помощью JOINTECH JT-701 сопровождено 713 вагонов и 27 контейнеров, в 2020 г. – 371 вагон и 17 контейнеров. Хищений грузов в период использования устройств не допущено.
С декабря 2019 г. в филиале ведомственной охраны на Свердловской железной дороге ведется тестовая эксплуатация 20 электронных устройств Loсkies производства Starcom Systems, представитель – компания ООО "Сервисный центр Транстелематика". За период тестирования устройства устанавливались на 300 контейнеров. По окончании тестирования производителю направлены замечания и предложения, имеющие целью совершенствование данных устройств. После устранения замечаний будет принято решение о приобретении и использовании Loсkies в технологии охраны грузов.
Учитывая, что сегмент электронных устройств очень емкий, а спрос на них растет с каждым днем, многие отечественные и зарубежные компании готовы восполнить потребность рынка. Так, в конце 2018 г. – начале 2019 г. произведены тестовые испытания электронных устройств "Стерх" производства компании "национальные Телематические Системы". На маршруте "Илецк-1 Южно-Уральской железной дороги – Смоленск Московской железной дороги" проводилась апробация трех опытных образцов, которые все были установлены на одном контейнере, входящем в состав контейнерного поезда. Устройства отработали по всему маршруту без срабатываний, однако в ходе тестирования был выявлен ряд замечаний, которые были направлены производителю.
Координационным Советом по Транссибирским перевозкам (КТСП) совместно с нашим предприятием продолжается реализация проекта "Охранный поезд", который предусматривает комплекс услуг, гарантирующих безопасную доставку грузов из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу и обратно. Для транзитных перевозок важное значение имеет минимальное число пограничных переходов при пересечении государственных границ, что делает наиболее привлекательным в проекте использование железных дорог Российской Федерации.
С учетом нарастания объемов перевозок ускоренными контейнерными поездами и, как следствие, возможных криминальных проявлений в отношении перевозимых грузов грузоотправителями предъявляются повышенные требования к обеспечению безопасности перевозок и сохранности груза. По вопросам взаимодействия в обеспечении сохранности перевозимых грузов в международном сообщении, в том числе с использованием технических средств охраны, проводятся международные межведомственные совещания граничащих охранных структурных подразделений с участием представителей железных дорог и других межведомственных структур.
Обзор "PTZ IP-камеры с разрешением 4К" >>>
В рамках реализации проекта КСТП "Охранный поезд" в начале 2021 г. на маршруте "Брест Северный – Карталы-1" и в обратном направлении планируется проведение тестовых испытаний, в ходе которых будет апробирована технология коммуникации участников проекта, а также работоспособность и технические характеристики электронных средств идентификации (ЭСИ):
Целью тестовых испытаний является возможность обеспечения взаимодействия между участниками соглашения по установке, снятию электронных средств идентификации, мониторингу их продвижения в пути следования, а также по оперативному реагированию на нештатные сигналы и пресечению противоправных посягательств.
Основная задача нашей совместной работы – это поиск и разработка оптимальных технологических решений, которые дадут возможность создать универсальное электронное устройство, позволяющее обеспечивать безопасные условия для перевозки и в онлайн-режиме информировать таможенные органы, перевозчиков, грузовладельцев, операторов и охрану о местоположении охраняемого груза и наличии доступа к нему.
В целом идея применения ЭЗПУ в железнодорожных перевозках очень перспективная, но для ее реализации необходимо решение ряда задач:
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №6/2020
Больше статей по "Транспортной безопасности"