На выездном совещании секретаря Совета Безопасности Российской Федерации в Туле 4 октября 2019 г. в ходе рассмотрения вопроса "О мерах по обеспечению установленных требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей" были указаны основные причины нарушений, среди них несоответствие инженерно-технических средств охраны (ИТСО) предъявляемым требованиям, занижение категории опасности, отсутствие паспортов безопасности, несвоевременная корректировка документации в части антитеррористической защищенности объектов и другое.
Антитеррористическим комиссиям в субъектах Российской Федерации было настоятельно рекомендовано рассмотреть проблемы обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, ярмарок, торгово-развлекательных комплексов, бизнес-центров, гостинично-ресторанных организаций, многоквартирных домов и др.
В 2013 г. в Федеральный закон "О противодействии терроризму" было внесено важное дополнение, наделившее Правительство Российской Федерации правом устанавливать обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий). Во исполнение этого положения правительством в декабре 2013 г. было издано постановление № 1244, которым утверждаются Правила разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий).
Правила сыграли положительную роль в формировании правовых актов в области обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий). За шесть лет издано более 40 постановлений Правительства Российской Федерации, которыми утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и формы паспортов безопасности этих объектов (территорий). Особенно выделяют 10 типов объектов:
Опубликованы проекты постановлений Правительства Российской Федерации, касающихся объектов предпринимательской деятельности, объектов для организации отдыха и оздоровления детей, а также требований к антитеррористической защищенности многоквартирных домов (хотя последние не относятся к объектам с массовым пребыванием людей).
"Cертификация беспилотных авиационных систем: барьеры и драйверы" читать >>>
Проведен анализ содержания 33 правительственных постановлений, содержащих требования к антитеррористической защищенности и формы паспортов безопасности объектов (территорий) по более чем 60 параметрам.
Отметим, что действующие Правила, устанавливающие порядок разработки требований, отличаются лаконичностью содержания и не в полной мере обеспечивают единство требований, разработанных по ведомственному принципу.
На рис. 1 показана выборка по интересующим нас 10 постановлениям и некоторым характерным параметрам этих документов.
Как по нему видно, при общих функциональных признаках объектов в части их антитеррористической защиты значения параметров существенно различаются, например:
Прогноз динамики разработки и актуализации паспортов безопасности объектов по городу Москве свидетельствует о существенном возрастании их количества в ближайшие несколько лет, что связано с цикличностью актуализации паспортов безопасности, а также с утверждением в 2019 г. ряда новых требований к антитеррористической защищенности объектов. Если в 2020 г. будут изданы постановления правительства об утверждении требований к АТЗ объектов предпринимательской деятельности и многоквартирных домов, то уже начиная с 2021 г. процесс разработки новых паспортов безопасности в столице примет лавинообразный характер.
Действующие Правила разработки требований к антитеррористической защищенности устанавливают порядок их разработки прежде всего для объектов, являющихся критически важными, стратегическими, режимными и опасными производственными. Поэтому упоминаемые в Правилах такие понятия, как, например, "потенциально опасный объект", "критический элемент объекта" в приведенной Правилами формулировке вряд ли могут относиться к объектам с массовым пребыванием людей. Отсутствует также определение понятия "паспорт безопасности объекта (территории)". Мы полагаем, что следует установить в Правилах ключевые понятия и их точные определения, которые нужно применять при разработке требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Сейчас федеральные органы исполнительной власти при разработке проектов требований нередко предлагают свои варианты. Из табл. 1 видно, что в проекте документа (опубликованном на федеральном портале проектов нормативных правовых актов) появляется понятие "потенциально опасный участок объекта" с уникальным определением, которое по мере прохождения документом процедур согласования претерпевает серьезную трансформацию, изменяющую его смысл.
Там же применяется понятие "критический элемент объекта", определение которого, в отличие от приведенного в п. 6 Правил, тоже является уникальным и которое к моменту утверждения документа также существенно меняется.
Кроме того, в п. 6 говорится: "в требованиях определяется порядок проведения категорирования объекта (территории) … с учетом степени угрозы совершения на нем террористического акта и возможных последствий его совершения… …Степень угрозы совершения террористического акта определяется на основании данных … о совершенных и предотвращенных террористических актах.
Возможные последствия совершения террористического акта определяются на основании прогнозных показателей:
Первый критерий – степень угрозы террористического акта – фактически не работает, так как официальная статистика о совершенных и предотвращенных террористических актах в открытой печати не публикуется, а методика, позволяющая определить степень угрозы для объектов с массовым пребыванием людей, не разработана.
Таблица 1. Пример использования некоторых понятий при разработке требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)
То же самое относится ко второму критерию – совокупности значений показателей (предполагаемого количества пострадавших, предполагаемых размеров материального ущерба и ущерба окружающей среде). Методики, позволяющие рассчитать для объекта с массовым пребыванием людей значения этих показателей, не разработаны.
Полагаем целесообразным для объектов с массовым пребыванием людей:
Таблица 2. Вариант единых норм периодичности контроля за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)
С целью создания правообладателям необходимых условий для исполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), обеспечения работы органов исполнительной власти города Москвы и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по категорированию и паспортизации объектов (территорий) с массовым пребыванием людей антитеррористической комиссией города Москвы рассмотрены и утверждены документы методического характера:
Мы считаем в дальнейшем одной из своих приоритетных задач деятельность по методическому сопровождению проблематики, связанной с обеспечением антитеррористической защищенности населения и инфраструктуры города Москвы.