Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие темы обзоров проекта "СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ"  * Безопасность мест с массовым пребыванием людей. Антитеррор * Технические решения для мониторинга и защиты верхней полусферы * Бюджетные видеокамеры * Турникеты для объектов с высокой проходимостью   Изучайте тематический план и становитесь автором журнала!

Cертификация беспилотных авиационных систем: барьеры и драйверы

Владимир Шибаев, 23/09/20

Мировое авиационное сообщество пытается решить проблему интеграции беспилотных авиационных систем в систему организации воздушного движения гражданской авиации в течение уже более 10 лет. Ключевыми для решения этой задачи признаны такие технологические направления, как линия передачи данных управления и контроля, а также система обнаружения и предупреждения столкновений в воздухе.


Технологии обеспечения безопасности полетов БПЛА необходимо отрабатывать в рамках пилотных зон и стандартизировать по мере получения результатов испытаний и опыта эксплуатации. Отсутствие технологий и опыта их применения является тормозящим фактором для формирования полноценной нормативной базы, поэтому задача интеграции БПЛА в единое воздушное пространство должна решаться поэтапно. Этапы интеграции предлагаются в различных концепциях интеграции БАС в единое воздушное пространство, в том числе и в РФ.

1Беспилотный летательный аппарат "Горизонт Эйр S-100" (производитель ОАО "Горизонт", Ростов-на-Дону) в экспозиции Международного военно-технического форума "Армия-2017". Кубинка, 25.08.2017, фото Alan Wilson

Действующие правила

В декабре 2019 г. вступил в силу приказ Минтранса России, утверждающий федеральные авиационные правила (ФАП) "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21". Одним из основных изменений этого документа является расширение области его применения на беспилотные авиационные системы, которые должны быть сертифицированы в том случае, если максимальная взлетная масса БПЛА в их составе превышает 30 кг (в соответствии с Воздушным кодексом РФ).

2Беспилотный летательный аппарат "Орион" (разработчик АО "Кронштадт"), фото АО "Кронштадт"

Согласно ФАП, сертификация авиационной техники проводится в процессе летных испытаний на соответствие положениям сформированного разработчиком и согласованного с Авиарегистром Сертификационного базиса объекта авиационной техники, который состоит из разделов требований к летной годности и охране окружающей среды (акустика и эмиссия авиационных двигателей).

Отсутствие норм летной годности

Развитию системы сертификации беспилотных авиационных систем препятствует отсутствие действующих на территории РФ норм летной годности (НЛГ), на основе которых формируется раздел требований к летной годности Сертификационного базиса.

В 2019 г. проект норм летной годности для беспилотных авиационных систем с беспилотными воздушными судами до 750 кг был разработан ФГУП "ЦАГИ" и представлен в Минтранс для дальнейших процедур утверждения документа. В основу проекта НЛГ легли рекомендации международных рабочих групп по нормативному регулированию в области БАС.

3Беспилотный летательный аппарат "AURA 100" (разработчик ООО "AURA"), фото ООО "AURA"

Прогресс неизбежен

Несмотря на технологические и нормативные барьеры, отрасль беспилотных летательных аппаратов стремительно развивается. Ежегодно выявляются потребности в использовании БПЛА в самых различных областях для решения множества задач. Типовых сценариев применения БАС и, как следствие, типов беспилотных летательных аппаратов можно насчитать уже несколько сотен, поэтому исследования в интересах развития беспилотной авиационной техники постепенно занимают лидирующие позиции в перечнях перспективных и приоритетных направлений.

Темы:СертификацияЗащита от БПЛАЖурнал "Системы безопасности" №4/2020
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите сотрудничать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ВЫСТУПИТЬ НА ТБ ФОРУМЕ
ПОСЕТИТЬ ТБ ФОРУМ 2021
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...