Подписка
МЕНЮ
Подписка

Форум All-over-IP 2024 | Москва, DoubleTree by Hilton | 12-13 ноября  Искусственный интеллект и машинное обучение | Цифровая трансформация для  предприятий | СКУД и видеоаналитика для контроля бизнес-процессов |  Автоматизация управления данными | ЦОД и дата-центры | Автоматизация ЖК   Регистрируйтесь и приходите!

Проблемы разработки и применения требований к антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей

Юрий Рудовол, 30/09/20

На выездном совещании секретаря Совета Безопасности Российской Федерации в Туле 4 октября 2019 г. в ходе рассмотрения вопроса "О мерах по обеспечению установленных требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей" были указаны основные причины нарушений, среди них несоответствие инженерно-технических средств охраны (ИТСО) предъявляемым требованиям, занижение категории опасности, отсутствие паспортов безопасности, несвоевременная корректировка документации в части антитеррористической защищенности объектов и другое.

Антитеррористическим комиссиям в субъектах Российской Федерации было настоятельно рекомендовано рассмотреть проблемы обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, ярмарок, торгово-развлекательных комплексов, бизнес-центров, гостинично-ресторанных организаций, многоквартирных домов и др.

Основные положения российского законодательства

В 2013 г. в Федеральный закон "О противодействии терроризму" было внесено важное дополнение, наделившее Правительство Российской Федерации правом устанавливать обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий). Во исполнение этого положения правительством в декабре 2013 г. было издано постановление № 1244, которым утверждаются Правила разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий).

Правила сыграли положительную роль в формировании правовых актов в области обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий). За шесть лет издано более 40 постановлений Правительства Российской Федерации, которыми утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и формы паспортов безопасности этих объектов (территорий). Особенно выделяют 10 типов объектов:

  • спорта;
  • мест массового пребывания людей;
  • в сфере культуры;
  • министерств труда и социальной защиты населения;
  • науки и высшего образования;
  • просвещения;
  • здравоохранения;
  • торговые объекты;
  • гостиницы и иные места размещения;
  • религиозных организаций.

Опубликованы проекты постановлений Правительства Российской Федерации, касающихся объектов предпринимательской деятельности, объектов для организации отдыха и оздоровления детей, а также требований к антитеррористической защищенности многоквартирных домов (хотя последние не относятся к объектам с массовым пребыванием людей).

"Cертификация беспилотных авиационных систем: барьеры и драйверы" читать >>>

Анализ требований

Проведен анализ содержания 33 правительственных постановлений, содержащих требования к антитеррористической защищенности и формы паспортов безопасности объектов (территорий) по более чем 60 параметрам.

Отметим, что действующие Правила, устанавливающие порядок разработки требований, отличаются лаконичностью содержания и не в полной мере обеспечивают единство требований, разработанных по ведомственному принципу.

слайд1Рис. 1. Анализ требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с массовым пребыванием людей

На рис. 1 показана выборка по интересующим нас 10 постановлениям и некоторым характерным параметрам этих документов.

Как по нему видно, при общих функциональных признаках объектов в части их антитеррористической защиты значения параметров существенно различаются, например:

  • количество категорий варьируется от двух до четырех;
  • значения прогнозных показателей количества пострадавших и размера материального ущерба по категориям различаются кратно, иногда более чем на порядок;
  • отдельные требования устанавливают для организаций новый документ – "План действий при установлении уровня террористической опасности". Назначение, структура и содержание таких планов разработчиками требований (федеральными министерствами) не установлены;
  • количество экземпляров паспорта безопасности объекта устанавливается от одного до шести, количество приложений к паспорту безопасности варьируется также от одного до шести;
  • согласование паспортов безопасности объектов территориальными органами МЧС России предусмотрено только в половине требований к антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей.

слайд2За шесть лет издано более 40 постановлений Правительства Российской Федерации, которыми утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и формы паспортов безопасности этих объектов (территорий).

Рост количества паспортов безопасности

Прогноз динамики разработки и актуализации паспортов безопасности объектов по городу Москве свидетельствует о существенном возрастании их количества в ближайшие несколько лет, что связано с цикличностью актуализации паспортов безопасности, а также с утверждением в 2019 г. ряда новых требований к антитеррористической защищенности объектов. Если в 2020 г. будут изданы постановления правительства об утверждении требований к АТЗ объектов предпринимательской деятельности и многоквартирных домов, то уже начиная с 2021 г. процесс разработки новых паспортов безопасности в столице примет лавинообразный характер.

Неточности в понятиях и формулировках

Действующие Правила разработки требований к антитеррористической защищенности устанавливают порядок их разработки прежде всего для объектов, являющихся критически важными, стратегическими, режимными и опасными производственными. Поэтому упоминаемые в Правилах такие понятия, как, например, "потенциально опасный объект", "критический элемент объекта" в приведенной Правилами формулировке вряд ли могут относиться к объектам с массовым пребыванием людей. Отсутствует также определение понятия "паспорт безопасности объекта (территории)". Мы полагаем, что следует установить в Правилах ключевые понятия и их точные определения, которые нужно применять при разработке требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

слайд3Рис. 2. Динамика разработки и актуализации паспортов безопасности объектов (территорий) с массовым пребыванием людей в городе Москве

Сейчас федеральные органы исполнительной власти при разработке проектов требований нередко предлагают свои варианты. Из табл. 1 видно, что в проекте документа (опубликованном на федеральном портале проектов нормативных правовых актов) появляется понятие "потенциально опасный участок объекта" с уникальным определением, которое по мере прохождения документом процедур согласования претерпевает серьезную трансформацию, изменяющую его смысл.

Там же применяется понятие "критический элемент объекта", определение которого, в отличие от приведенного в п. 6 Правил, тоже является уникальным и которое к моменту утверждения документа также существенно меняется.

Кроме того, в п. 6 говорится: "в требованиях определяется порядок проведения категорирования объекта (территории) … с учетом степени угрозы совершения на нем террористического акта и возможных последствий его совершения… …Степень угрозы совершения террористического акта определяется на основании данных … о совершенных и предотвращенных террористических актах.

Возможные последствия совершения террористического акта определяются на основании прогнозных показателей:

  • о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью;
  • о возможном материальном ущербе;
  • об ущербе окружающей природной среде".

Первый критерий – степень угрозы террористического акта – фактически не работает, так как официальная статистика о совершенных и предотвращенных террористических актах в открытой печати не публикуется, а методика, позволяющая определить степень угрозы для объектов с массовым пребыванием людей, не разработана.

Таблица 1. Пример использования некоторых понятий при разработке требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)табл1

То же самое относится ко второму критерию – совокупности значений показателей (предполагаемого количества пострадавших, предполагаемых размеров материального ущерба и ущерба окружающей среде). Методики, позволяющие рассчитать для объекта с массовым пребыванием людей значения этих показателей, не разработаны.

Предложения по изменениям и дополнениям

Полагаем целесообразным для объектов с массовым пребыванием людей:

  1. Установить единственный показатель, определяющий категорию риска террористических посягательств, – максимально возможное количество людей, одновременно находящихся на объекте (территории), как это уже установлено некоторыми действующими требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий).
  2. Актуализировать Правила с учетом изменений в российском законодательстве. С учетом этих изменений установить в Правилах необходимость предварительного категорирования объектов на этапе разработки проектной документации.
  3. С учетом положений постановления Правительства Российской Федерации "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора)" установить единые нормы периодичности контроля за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий). Возможный вариант представлен в табл. 2.
  4. Установить обязательное участие территориальных органов МЧС России в работе комиссий по категорированию объектов с массовым пребыванием людей и в согласовании их паспортов безопасности.
  5. Максимально сократить бумажный документооборот, связанный с обеспечением антитеррористической защищенности объектов (территорий), эффективно применять системы электронного документооборота при безусловном обеспечении защиты служебной информации ограниченного распространения.
  6. Во исполнение требований Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации и Указа Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" создать предпосылки для перехода информационных технологий в области антитеррористической защищенности объектов на современный путь развития, заключающийся в цифровой трансформации процессов сбора, обработки и анализа информации о состоянии антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Таблица 2. Вариант единых норм периодичности контроля за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)табл2

Компенсационные меры, предпринятые АТК города Москвы

С целью создания правообладателям необходимых условий для исполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), обеспечения работы органов исполнительной власти города Москвы и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по категорированию и паспортизации объектов (территорий) с массовым пребыванием людей антитеррористической комиссией города Москвы рассмотрены и утверждены документы методического характера:

  1. Форма единого Перечня объектов (территорий) с массовым пребыванием людей, подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты (за основу взята форма перечня, установленная Министерством промышленности и торговли Российской Федерации для торговых объектов), и правила формирования, ведения и актуализации такого перечня органами исполнительной власти города Москвы. Каждому объекту (территории) в перечне присваивается уникальный идентификационный номер (Уин).
  2. Методические рекомендации о порядке согласования паспортов безопасности объектов (территорий) с массовым пребыванием людей в городе Москве, которыми рекомендованы:
    - последовательность согласования паспортов безопасности территориальными органами;
    - порядок оценки содержания паспорта безопасности, с учетом компетенции территориальных органов;
    - сроки рассмотрения паспортов безопасности каждым территориальным органом.
  3. Требования к структуре и содержанию плана действий организации при установлении уровней террористической опасности в городе Москве, содержащие рекомендации о порядке его разработки, согласования и утверждения, а также рекомендуемая форма (вариант) такого плана действий.

Мы считаем в дальнейшем одной из своих приоритетных задач деятельность по методическому сопровождению проблематики, связанной с обеспечением антитеррористической защищенности населения и инфраструктуры города Москвы.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №4/2020

Больше статей по безопасности >>>

Темы:ЗаконодательствоЖурнал "Системы безопасности" №4/2020Безопасность объектовМеста с массовым пребыванием людей
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите сотрудничать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ВЫСТУПИТЬ НА ТБ ФОРУМЕ
ПОСЕТИТЬ ТБ ФОРУМ 2021
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...

More...