Интегрированные системы – новый уровень безопасности
В эпоху ментальной войны1 и управляемого хаоса2 необходимо переосмысление основ существующих и поиск новых технологий обеспечения безопасности. Ранее считалось, что у сферы обеспечения безопасности свое предметное поле деятельности и свой путь развития. Однако сегодня требуется по-новому взглянуть на ее связь с другими областями деятельности. Рассмотрим эту проблему на примере обеспечения защиты объектов образования.
Система безопасности образовательного учреждения – это система выявления, предупреждения, пресечения посягательств, минимизация последствий посягательств на жизнь и здоровье сотрудников, обучающихся, а также на законные права учреждения, имущество, интеллектуальную собственность, внутреннюю дисциплину, образовательное лидерство, научные достижения и охраняемую информацию. Это подразумевает его устойчивое функционирование и обеспечение защищенности от внешних и внутренних, возникающих и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера.
Понимание общей картины на объекте для предупреждения угроз
Для объекта образования безопасность должна обеспечиваться разработкой комплекса мер, адекватных уровню и видам потенциальных угроз. К ним относятся:
- эффективные проектные решения инженерной укрепленности;
- интеграция технических систем и средств безопасности и оптимальная технология их эксплуатации;
- комплекс мер, объединенных в единую систему, который включает в себя организацию, планирование и управление деятельностью персонала объекта, сил безопасности (ЧОП), сотрудников и учащихся на основе культуры безопасности.
Кроме того, должно быть организовано оперативное реагирование на угрозу со стороны МВД, МЧС, Росгвардии и ЧОП с использованием прямого канала голосовой связи для тесного взаимодействия между правоохранительными органами и ЧОП, а также автоматизированный контроль присутствия охраны на своих местах. Глубокая функциональная интеграция, в отличие от механического комплексирования, дает возможность видеть разноплановые угрозы, влияющие на безопасность и обеспечение жизнедеятельности учащихся и персонала, не допускать неблагоприятные синергетические эффекты, видеть общую картину на объекте и прогнозировать развитие ситуации с учетом взаимосвязи отдельных элементов и подсистем.
Задачи технических средств получения информации
Обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях в условиях появления новых вызовов и угроз, а также изменения сценариев терактов, в том числе путем внедрения "инсайдеров", требует выработки мер и проектных решений, направленных на обеспечение защиты объекта от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения, а при формировании мер противодействия – использования культуры безопасности, организующей деятельность всего коллектива организации.
Однако в современных условиях технического прогресса предпочтительнее ориентироваться на технические средства получения необходимой информации. Например, необходимо интегрировать систему записи и съема информации через карту учащихся, организовать объектам образования группы в соцсетях или горячий номер для получения СМС о подозрительных планах и действиях одноклассников и сокурсников. Нормативный уровень защищенности при этом обеспечивается с помощью комплекса мер, направленных на:
а) воспрепятствование неправомерному проникновению на объект образования и его территорию посредством организации "фильтрационных" тамбуров в учебных заведениях, позволяющих изолировать и блокировать дистанционно вручную и автоматически нарушителей и не дать им возможность проникнуть на объект образования;
б) выявление потенциальных нарушителей с помощью установленных на объекте и его территории пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки совершения АНВ или его совершения; подключение через единый центр хранения и обработки данных к системе интеллектуального видеонаблюдения; использование нейросетей для выявления потенциально опасного поведения граждан рядом с или в образовательном учреждении; оперативное реагирование на угрозу со стороны МВД, Росгвардии и группы быстрого реагирования ЧОП напрямую до поступления тревожного сигнала от ЧОП с объекта;
в) пресечение попыток совершения теракта на объекте и его территории за счет упреждения вторжения, основанного на прогнозном анализе системой интеллектуального видеонаблюдения, потенциально опасного поведения и ношения запрещенных предметов;
г) минимизацию возможных последствий совершения теракта на объекте и его территории, ликвидацию угрозы его совершения;
д) обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объекта и его территории, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности;
е) выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте и его территории токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Проблемы досмотра в образовательных учреждениях
Проектные решения, направленные на обеспечение защиты образовательного учреждения от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения, предусматривают использование технических систем (средств) и проектных решений, направленных на обнаружение радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ. В соответствии с требованиями действующих нормативных документов образовательное учреждение оборудуется достаточно большой номенклатурой технических систем безопасности и досмотровыми средствами. Однако квалификация сотрудников и условия применения не позволяют проводить тотальный контроль и досмотр. При этом необходимо учитывать, что в образовательном учреждении не предусматривается установление специального пропускного режима. Задача осложняется тем, что в образовательном учреждении необходимо выявлять не только оружие, но и его конструктивные элементы, детали для изготовления самодельных взрывных устройств, предметы и вещества, имеющие внешние признаки схожести с оружием, взрывчатыми веществами или другими устройствами, предметами и веществами, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение на территорию образовательного учреждения.
Предлагается выйти с инициативой о разработке интегрированной досмотровой системы, позволяющей определять опасные предметы, вещества, биологические агенты потоковым методом и фиксировать аномалии, привязав их к личности через систему интеллектуального видеонаблюдения, с последующей передачей этой информации в диспетчерскую службу ЧОП. Это бы одновременно помогло решить такую серьезную проблему, как распространение наркотиков и сниффинга среди молодежи.
Нормативные требования к составу оборудования
Проектные решения в части состава систем безопасности, направленных на предотвращение криминальных проявлений и их последствий, способствующие минимизации возможного ущерба людям, зданию и имуществу при возникновении противоправных действий, разрабатываются в соответствии с нормами обеспечения антитеррористической защищенности зданий и сооружений п. 6.44 СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения" (актуализированная редакция СНиП 31–06–2009). Эти мероприятия разрабатываются в соответствии с СП 132.13330 "Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования".
С учетом установления образовательному учреждению класса значимости, в соответствии с таблицей 1 СП 132.13330.2011 предусматривается его оснащение системами защиты от угроз различного характера: охранного телевидения (СОТ), охранного освещения (СОО), охранно-тревожной сигнализации (СОТС), экстренной связи (СЭС), контроля и управления доступом (СКУД) и т.д. Согласно п. 7.4 СП 132.13330.2011 "Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования" предусматривается оборудование и функционирование СОТ, СОО, СОТС, СЭС всех входов, а также мест пребывания людей численностью более 50 человек в одном из помещений (вестибюль, спортзал, столовая, актовый зал).
Разработки ведутся в соответствии с:
- ГОСТ Р 53195.1–2008, ст. 3.11 которого определяет комплексную систему безопасности (КСБ) как систему безопасности, одновременно выполняющую несколько функций безопасности, снижающих риски, обусловленные несколькими видами и/или источниками опасностей;
- ГОСТ Р 53704–2009 "Системы безопасности комплексные и интегрированные.
Общие технические требования", который определяет интегрированную систему безопасности (ИСБ) как специализированную сложную техническую систему, объединяющую на основе единого программно-аппаратного комплекса с общей информационной средой и единой базой данных технические средства, предназначенные для защиты объекта от нормированных угроз.
Функции интегрированной системы безопасности
Обеспечение комплексной безопасности образовательного учреждения реализуется с помощью объединения систем защиты в ИСБ, в соответствии с ГОСТ Р 57674–2017 "Интегрированные системы безопасности. Общие положения", который распространяется на вновь разрабатываемые и модернизируемые интегрированные системы безопасности, предназначенные для обеспечения противокриминальной защиты объектов образования.
ИСБ обеспечивает выполнение следующих функций:
- интеграция информационных потоков от подсистем, влияющих на безопасность;
- распознавание инцидентов;
- обнаружение угроз, имеющих различные причины возникновения и характер проявления, в соответствии с функциональным назначением систем;
- автоматическое реагирование на обнаруженную угрозу, в соответствии с общим планом реагирования и особенностями работы каждой из систем;
- анализ и передача информации о характере обнаруженной угрозы на устройства отображения, предназначенные для использования дежурным оператором;
- предиктивная аналитика;
- накопление информации в базах данных для последующего анализа и использования;
- обеспечение возможности автоматизированного и ручного управления системами;
- протоколирование функционирования систем и действий операторов;
- возможность функционирования в режимах "повседневный", "ЧС", "тренировка";
- модификация состава и конфигурации в соответствии с изменением задач.
ИСБ может выполнять вспомогательные функции, не связанные с обеспечением противокриминальной безопасности.
Компоненты ИСБ
Помимо базовых систем, требования к которым определяются соответствующими ГОСТами, состав ИСБ может быть дополнен иными системами обеспечения безопасности по ГОСТ Р 53195.1. ИСБ имеет централизованный пульт охраны и программное обеспечение для управления всеми подсистемами с использованием единого протокола событий, пригодного для последующей передачи информации в другие заинтересованные ведомства и структурные подразделения вышестоящего субъекта посредством высокоскоростных линий связи.
Пультовая часть ИСБ состоит из автоматизированных рабочих мест (АРМ) со специальным программным обеспечением и интерфейсами связи для образовательного учреждения и включает в себя:
- АРМ оператора ИСБ, обеспечивающее управление СОТ, СОО, СОТС, СЭС, СКУД с использованием интерактивной схемы объекта и видеомониторов;
- АРМ КПП, обеспечивающее контроль и управление доступом сотрудников, посетителей и автотранспорта через КПП;
- АРМ бюро пропусков, обеспечивающее оформление пропусков сотрудникам, посетителям и автотранспорту;
- АРМ системного администратора ИСБ, обеспечивающее конфигурирование, администрирование и контроль за состоянием технических средств ИСБ.
Доступ к любому из АРМ ограничивается с помощью системы паролей и полномочий, задаваемых операторам, а их действия протоколируются в едином протоколе событий.
Необходимость в новой подсистеме контроля территории
Отдельно следует рассмотреть создание новой подсистемы контроля территории, прилегающей к объекту образования, что необходимо для исключения ситуации, аналогичной случившейся 11 мая 2021 г. в Казани, когда важная информация не была оперативно использована для предотвращения АНВ. Ранее3, еще до теракта в Казани, мы указывали, что должен быть осуществлен переход от "обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов", в чем накоплен большой опыт, к обеспечению безопасности прилегающих "территорий общего пользования", которыми пользуется неограниченный круг лиц, и формирование с этой целью новой системы мониторинга безопасности прилегающей территории, включаемой в ИСБ. При этом также возникает требование по созданию технологий дистанционного "выявления несанкционированного вторжения" и должны быть внесены изменения в ПП от 2 августа 2019 г. № 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)". П. 20, подп. "д" необходимо изложить в следующей редакции: "Пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством: … д) исключения фактов бесконтрольного пребывания посторонних лиц и транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них, а также несанкционированного проведения фото- и видеосъемки объектов (территорий) министерства просвещения Российской Федерации, обеспечения соблюдения правопорядка на этой территории согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. № 272 посредством оборудования территории интеллектуальной системой видеонаблюдения, колонной экстренного вызова наряда полиции или диспетчера".
Разработка уровней досмотра
Необходима разработка нормативного акта по досмотру, дополнительному досмотру и повторному досмотру, регламентирующего права лица, его осуществляющего, а также списка предметов и веществ, запрещенных для проноса (провоза) на территорию объекта образования. Это связано с тем, что контрольно-пропускной режим является одним из ключевых моментов в организации системы безопасности. Он представляет собой комплекс организационно-правовых ограничений и правил, устанавливающих порядок пропуска через контрольно-пропускные пункты в здания сотрудников объекта, посетителей, транспорта и материальных средств. Это также комплекс организационных мероприятий (административно-ограничительных), инженерно-технических решений и действий сил безопасности (ЧОП), в частности по выполнению досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра. Организация контрольно-пропускного режима отличается определенной сложностью, так как механизм его осуществления для обеспечения интересов образовательной организации основывается на применении запретов и ограничений в отношении лиц, пересекающих границы охраняемых объектов. Такой механизм должен быть безупречным с точки зрения соответствия требованиям действующего законодательства, поэтому требования к порядку выполнения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра должны быть утверждены постановлением Правительства РФ. В нем должно указываться, что первоначальный контроль производится на границе территории объекта, углубленный – на главном входе, а лица, отказывающиеся пройти досмотр, на территорию объекта не допускаются.
Инженерная укрепленность
Новое требование после событий в Казани – инженерная укрепленность. Она должна включать в себя усиленные двери в учебные помещения с замком, контролируемые СКУД, обеспечивающие возможность вскрытия сотрудниками правоохранительных структур или МЧС. Необходимо реализовать два разных типа звуковых сигналов оповещения – "Пожар" и "вооруженное нападение". В первом случае требуется покинуть здание, во втором – заблокировать двери учебных помещений изнутри. Для решения этой проблемы нужно предусмотреть соответствующую степень защищенности дверей и замков, чтобы обеспечить защиту от несанкционированного проникновения в помещение. Необходимо также переработать требования пожарной безопасности в условиях террористического нападения, в частности ст. 84 123-ФЗ в части невозможности автоматического разблокирования СКУД при инициировании ложной пожарной тревоги со стороны террористов, желающих таким образом проникнуть в запертые помещения.
Порядок организации и проведения обязательной сертификации технических средств
Для сертификации технических систем (средств), устанавливаемых в системах безопасности образовательных организаций и предназначенных для обнаружения радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ, необходимо подготовить постановление Правительства РФ "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения безопасности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности министерства просвещения Российской Федерации". Эти Правила устанавливают порядок организации и проведения обязательной сертификации технических средств обеспечения безопасности на соответствие установленным требованиям к функциональным свойствам технических средств обеспечения безопасности. Обязательная сертификация технических средств обеспечения безопасности должна осуществляться федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной сферы деятельности:
а) ФСБ России – в отношении систем и средств досмотра, интеллектуального видеонаблюдения;
б) МВД России – в отношении систем и средств сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи;
в) МЧС России – в отношении технических средств оповещения;
г) Минцифры России – в отношении средств связи, приема и передачи информации;
д) Минпросвещения России – в отношении систем сбора и обработки информации.
Адаптация результатов криминологических исследований
Обеспечение безопасности образовательного учреждения – это система организационного, технического, информационного, агитационного и обучающего направлений. Для решения такого широкого круга проблем перспективной является адаптация результатов криминологических исследований – системы конкретных способов, приемов, средств сбора, обработки, анализа и оценки информации об актах незаконного вмешательства (АНВ), их причинах и условиях, личности нарушителей, мерах борьбы с АНВ, методов криминологического прогнозирования развития и планирования мер борьбы с АНВ, реализация рекомендаций по совершенствованию практики предупреждения АНВ и возможностей оценки эффективности этой деятельности. При адаптации результатов важно обеспечение взаимосвязи двух аспектов применения системно-структурного метода. Во-первых, рассмотрение АНВ как множества взаимодействующих противоправных деяний внешних и внутренних нарушителей – лиц, их совершающих, обнаружение взаимодействий между ними. При этом анализируется структура АНВ, характеристики различных элементов, их взаимодействие. Во-вторых, АНВ рассматривается во взаимосвязи с негативными социальными отклонениями в условиях гибридной войны. Анализ проводится в динамике, выявляются тренды и диалектика структуры АНВ и ее взаимодействия с инфраструктурой общества РФ. В процессе системно-структурного анализа необходимо использовать методы математического моделирования, корреляционного, кластерного анализа. Обработка результатов ведется с использованием искусственного интеллекта для формирования баз знаний об АНВ и методах противодействия им, что позволяет выявить причинные зависимости и динамические закономерности развития сценариев АНВ.
Психологический паспорт личности учащихся
Для решения описанной проблемы используется теория управления изменениями качества безопасности, которая требует использовать все возможные факторы для повышения его уровня, в том числе включение через культуру безопасности в работу всего коллектива объекта и сил безопасности. Пандемия дала мощный толчок этому процессу. В осуществление досмотра включился персонал с замером температуры и внешним анализом входящих в здание. Необходимо развивать эту работу, обучая сотрудников деятельности по наблюдению и собеседованию (профайлингу), включить в эту работу штатных психологов и структурные подразделения по учебно-воспитательной работе. Необходимо разработать психологический паспорт личности учащихся и, обрабатывая его с помощью искусственного интеллекта, с участием штатного психолога выделить зеленые, желтые и красные категории. Однако эти сведения о личностных качествах учащегося могут быть общедоступны (пусть даже через хакерскую атаку!). Это вопрос не столько этический, сколько юридический, так как личность детей сейчас под строгой защитой государства. Поэтому для реализации данного предложения необходимо поднять целый пласт законодательных актов, принять новые и откорректировать действующие. В процессе работы система безопасности объекта показывает, где кто из них находится – в здании или на территории. В последующем паспорт может использоваться для профориентации.
Определение психотипа и психологических портретов, введение контроля за их состоянием производятся с помощью многофакторных методов исследования личности, позволяющих оперативно выявлять особенности и отклоняющееся поведение, а также дающих возможность упреждающего определения лиц, потенциально склонных к совершению АНВ.
Основные признаки, наличие которых позволяет говорить о девиантном поведении потенциальных нарушителей, которое является основой проводимых ими АНВ, включают в себя:
- нарушение общепринятых норм поведения;
- очевидное стремление нарушать эти нормы (то есть целью является само нарушение, а не получение определенной выгоды);
- причинение ущерба себе;
- действия, опасные для окружающих;
- намеренное и ничем не мотивированное причинение ущерба окружающим или их имуществу;
- осуждение со стороны окружающих (как следствие предыдущих эпизодов девиантного поведения);
- устойчивые (а не эпизодические) "странности" в поведении.
Формирование системы предиктивной безопасности
Поведение потенциальных нарушителей с отклоняющимся девиантным поведением должно подвергаться анализу через интеллектуальную систему видеонаблюдения с трех точек зрения:
- с социальной точки зрения – анализ формирования в коллективе социальных взаимоотношений, которые могут представлять реальную угрозу в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе, анализ формирования социально-нравственных норм и культурных ценностей, анализ нарушения процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации (такое поведение потенциальных внутренних нарушителей может происходить под влиянием коллектива, также подобная противоправная основа для проведения АНВ может складываться в случае воздействия высокоактивного индивидуума на коллектив);
- с медицинской точки зрения – анализ степени отклонения от принятых в РФ норм межличностных взаимодействий (действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в разных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня) с использованием методов социальной психиатрии, в частности криминальной психиатрии, которая подтверждает связь между расстройствами психической деятельности, личностью и преступным поведением;
- с психологической точки зрения – анализ степени отклонения от социально-психологических и нравственных норм, представленного как ошибочный антиобщественный образец решения возможного конфликта, проявляющегося в нарушении общественно принятых норм в коллективе, либо как ущерб, нанесенный общественному благополучию, окружающим и себе.
Формирующаяся на этой базе новая система предиктивной безопасности на основе нейронной сети для выявления случаев отклоняющегося поведения включает в себя камеры видеонаблюдения с искусственным интеллектом для контроля психоэмоционального состояния и фиксации потенциальных угроз окружающим. Система подскажет психологу и учителю, что нужно обратить внимание на учащегося, а результат будет зафиксирован.
Наставления по применению этой системы, зарегистрированные как нормативный документ, включают в себя определяемый совместно со школьными психологами алгоритм анализа негативных и нетипичных ситуаций, на которых ИИ учится, а также правила применения этой информации. При этом ИИ должен учитывать угрозы окружающим не только со стороны учащихся, которые, как правило, действуют необдуманно, на эмоциях, но и, что гораздо опаснее, со стороны внешних нарушителей – "профессионалов", которые тщательно готовят теракт.
Система на первом этапе должна иметь информационный характер при соблюдении требований информационной безопасности и защиты данных.
Исследования личного состава сил безопасности
Существующая система организации деятельности в сфере обеспечения безопасности сосредоточена на фиксации картины того, что происходит и, соответственно, на противодействии практически только внешним нарушителям посредством видео- и аудионаблюдения, использования различных датчиков перемещения. Однако разработчики АНВ создают новые виды сценариев их проведения с привлечением к реализации внутренних нарушителей. Это требует проведения коренной перестройки процесса противодействия новым угрозам с целью выяснения внутренних механизмов проведения АНВ на конкретном объекте. Поскольку основными реализаторами АНВ, помимо учащихся, и пассивными бездействующими пособниками являются сотрудники объекта, главным для их выявления и прогнозирования их действий становится определение:
- критических элементов объекта, формальных и неформальных связей с ними конкретных сотрудников объекта;
- взаимоотношений в коллективе и роли отдельных сотрудников;
- психотипа и психологических портретов отдельных сотрудников, их поведенческих реакций, негативных форм девиантного антисоциального поведения, в том числе неявных и пограничных, потенциально приводящих к АНВ, нарушению законов и прав других людей;
- жизненных планов и намерений отдельных сотрудников.
Анализ показывает, что для обеспечения защиты объектов от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения на первом месте среди приоритетов должны быть исследования личного состава сил безопасности для его отбора, воспитания, обучения и расстановки, а также на основании принципов культуры безопасности, с учетом человеческого фактора, – формирование осознанного безопасного поведения сотрудников, личной ответственности и дисциплины. Если удается усовершенствовать процедуры отбора и классификации, то правильно отобранные сотрудники лучше обучаются методам обеспечения безопасности.
Психологическая подготовка персонала объекта образования
При совершенствовании системы тренинга возможно более эффективное использование комплексных систем обучения. Причем тренинг необходим не только персоналу сил безопасности (охраны), но и преподавателям и ученикам.
У нас этому, к сожалению, придают последнее значение в отличие, например, от США и Израиля. Если при конструировании систем безопасности в первую очередь учитываются возможности и потребности персонала объекта, то возможно повышение эффективности отбора и тренинга. Таким образом, отбор, тренинг и человеческий фактор – это направления, формирующие интегрированную систему использования всего персонала объекта для обеспечения его безопасности с помощью выполнения системно спроектированного комплекса мероприятий. Основной задачей этих мероприятий является оперативное реагирование охраны на входящие сигналы об опасности от средств контроля безопасности, а также персонала и посетителей объекта и прогнозирование развития ситуации. Эта проблема исключительно актуальна на текущей момент. Поэтому предлагается ввести на законодательном уровне систему контроля действий охраны (кнопка бодрости, контроль задержки реагирования на сигналы систем безопасности и т.д.), которая была бы завязана на дистанционно удаленный ПНЦ вневедомственной охраны, Росгвардии. Такая интегрированная система эффективно функционирует только в условиях системного разграничения прав и обязанностей между отдельными категориями сотрудников объектов образования, ответственных за обеспечение безопасности. Таких категорий шесть:
- сотрудники, назначенные в качестве лиц, ответственных за обеспечение безопасности в субъекте и на объекте;
- сотрудники субъекта, руководящие выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением безопасности;
- сотрудники сил безопасности объекта (ЧОП и др.), осуществляющие досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения безопасности на объекте;
- сотрудники сил безопасности объекта (ЧОП и др.), управляющие техническими средствами обеспечения безопасности на объекте, иные работники;
- подразделения безопасности, выполняющие работы, непосредственно связанные с обеспечением безопасности на объекте.
Требования к знаниям, умениям, навыкам этих категорий сотрудников, их личностным психофизиологическим качествам, включая особенности проверки соответствия знаний, умений и навыков, формируются с учетом требований культуры безопасности.
Таким образом, психологическая подготовка персонала объекта образования – это система целенаправленных воздействий с использованием методов культуры безопасности, имеющая целью формирование и закрепление у сотрудников психологической готовности и устойчивости на основе самосовершенствования личностных и развития профессионально важных качеств, приобретения опыта успешных действий в моделируемых экстремальных условиях АНВ, деструктивного воздействия природных и техногенных факторов.
Ключевые аспекты культуры безопасности в противодействии современным угрозам
В современных условиях "управляемого хаоса", создающих благоприятную почву для проведения АНВ, без криминологических знаний, умений и навыков эффективный менеджмент в сфере культуры безопасности невозможен.
Криминология выступает как комплексная междисциплинарная наука о закономерностях возникновения и развития противоправных действий (бездействий), в том числе терактов (АНВ), их причинах и условиях, модели нарушителя и механизме его противоправной деятельности, основах профилактики АНВ, анализе и выявлении негативных социальных явлений и процессов, организации противодействия АНВ и осуществлении антикриминогенной политики.
Культура безопасности как одно из важнейших условий решения общей проблемы имеет целью не прямое противодействие преступлениям, а формирование такого качества и уровня организации деятельности персонала защищаемого объекта, которые позволят сформировать у персонала ответственное отношение, высокий уровень компетенций, позволяющий включить каждого члена его коллектива в процесс прогнозирования, противодействия и ликвидации последствий противоправных действий, что станет непредсказуемой угрозой для нарушителя. АНВ в условиях "управляемого хаоса" и ментальной войны направлены против российского общества, имеют политическую подоплеку и реализуются специфической группой лиц с отклоняющимся поведением. Особенностью АНВ является то, что они включают в себя, помимо активного противоправного действия, также и осознанное бездействие в форме скрытого пособничества, которое угрожает безопасности и влечет за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создает угрозу наступления таких последствий.
Культура безопасности позволяет выявлять и анализировать сущность противоправных явлений и процессов, дать им научное объяснение, прогнозирует возможные варианты развития. Важнейшая составная часть культуры безопасности – образование и информирование, что предполагает предоставление персоналу и силам безопасности объектов сведений об уже имевших место АНВ, а также методик активного противодействия АНВ, влиянию природных и техногенных факторов.
Разработки в области обеспечения безопасности должны строиться не только на анализе сценариев проведения АНВ и криминологически значимых признаков, но и на выявлении глубинных, системообразующих связей между ними.
Культура безопасности также предполагает объединение сил, обслуживающих интегрированные системы безопасности, с деятельностью всего персонала объекта. А их оперативное влияние на формирование и функционирование интегрированных систем безопасности является ключевым фактором снижения рисков в условиях современных угроз. При создании новой парадигмы общественной безопасности культура безопасности должна стать основой нового подхода к формированию гуманитарной составляющей в "человеко-машинных интегрированных системах безопасности" объектов системы образования, управляемых с использованием искусственного интеллекта.
Предложения, направленные на повышение качества управленческих решений в этой сфере, внедрение наилучших практик, повышение уровня подготовки лиц, отвечающих за обеспечение безопасности объектов образования, положены в основу нормативно-технических документов и целого ряда проектов законодательных актов.
1 В Минобороны заявили о "ментальной войне" США против России// "Ведомости". https://www.vedomosti.ru/politics/news/2021/03/25/863056-v -minoboroni-zayavili-o-mentalnoi-voinessha-protiv-rossii
2 Выступление и ответы на вопросы министра иностранных дел России С.В. Лаврова в ходе лекции для высшего офицерского состава Академии Генштаба. Москва, 23 марта 2017 г. // Информационный портал МИД России. https://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2702537