Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие темы обзоров проекта "СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ"  * Безопасность мест с массовым пребыванием людей. Антитеррор * Технические решения для мониторинга и защиты верхней полусферы * Импортозамещение в системах видеонаблюдения * Турникеты для объектов с высокой проходимостью   Изучайте тематический план и становитесь автором журнала!

Беспилотный транспорт: эволюция, происходящая на наших глазах

09/08/2022

Год назад популярные новости по теме беспилотного транспорта в основном касались перспектив беспилотных такси. Жители больших городов могли их даже увидеть на дорогах, правда, с водителем в салоне. Компании также озвучивали планы по выпуску беспилотных грузовиков и сельскохозяйственной техники. И вот несколько месяцев назад многие инновационные решения, казалось бы, встали на паузу. Но я считаю, что геополитические бури, охватившие нашу планету, не способны остановить технологический прогресс. Сегодня я хотел бы коснуться темы развития беспилотного транспорта в мире. Давайте посмотрим, какие важные события произошли в отрасли за последнее время.

Беспилотные гиганты на воде

Из мировых новостей мы узнаем про коммерческие проекты использования беспилотников для специализированных задач в различных узких сегментах, что уже говорит о зрелости рынка. Например, в Японии 222-метровый автомобильный паром Soleil автономно проследовал 7-часовым маршрутом по внутреннему Японскому морю без участия человека, проплыв около 240 км. При этом максимальная скорость парома достигала 48 км/ч. Примерно в это же время первое в мире автономное коммерческое грузовое судно Suzaka – судно валовой вместимостью 749 тонн – успешно совершило путешествие почти на 500 миль в водах Токийского залива, одного из самых загруженных в мире, благополучно достигнув порта Цумацусака в заливе Исэ. Данное судно прошло 99% пути без вмешательства человека. В ходе испытаний во время своего плавания судно выполнило самостоятельно 107 маневров по предотвращению столкновений без помощи человека, избежав столкновений с большим количеством других судов (от 400 до 500).

В Китае не остановились на разработке обычного беспилотника и спустили на воду автономный дрононосец Zhu Hai Yun длиной 88 м. Судно вмещает на борту до 50 автономных дронов, способных работать в разных средах, – это беспилотные самолеты, лодки и подводные аппараты. Верфь Huangpu Wenchong начала строительство Zhu Hai Yun еще в июле прошлого года в Гуанчжоу. По сообщению South China Morning Post, это первый в своем роде носитель, "корабль-матка", который будет оснащен всем необходимым для автоматического управления парком дронов. То есть теперь одно беспилотное устройство может управлять самостоятельно парком связанных с ним других беспилотников.

Новые перспективы строительных технологий

Но это все цветочки по сравнению с тем, что планирует Китай в 2024 г. Ученые из университета Цинхуа заявили, что Китай готов построить плотину гидроэлектростанции за два года с использованием искусственного интеллекта, строительных роботов и без привлечения человеческого физического труда. Плотина Янцюй на Тибетском плато будет собираться слой за слоем с помощью 3D-печати; планируется, что ее высота составит 590 футов (180 м). По словам ученых, система искусственного интеллекта будет использоваться для управления автоматизированным сборочным конвейером, в который войдет парк беспилотных грузовиков, используемых для доставки строительных материалов на рабочую площадку. Как только материалы будут доставлены, беспилотные бульдозеры и асфальтоукладчики начнут превращать их в очередной слой плотины, а после катки, оснащенные датчиками, будут прижимать каждый слой, чтобы он стал прочным и долговечным.

После того как слой будет завершен, роботы отправят информацию о состоянии конструкции обратно в систему ИИ, тем самым ведя постоянный мониторинг состояния конструкции. Если этот проект сочтут удачным, то такой метод строительства может стать основой для других масштабных проектов, таких как строительство дорог и сооружений.

Беспилотное такси и дроны-курьеры

Перенесемся теперь на другую сторону земного шара. Недавно выдана первая лицензия на коммерческую деятельность беспилотного такси в мегаполисе в Сан-Франциско. Держателем лицензии, на удивление, оказалась не Waymo, которая входит в Alphabet и является пионером разработки беспилотного транспорта с 2011 г. в мире, а ее конкурент Cruise. Лицензия имеет ряд ограничений: платная работа такси доступна в нескольких районах города, машины не могут разгоняться быстрее 50 км/ч и могут работать только днем. Парк беспилотных такси Cruise в Сан-Франциско пока состоит из 30 машин, но важен сам факт получения лицензии. Думаю, что за ними скоро выстроится очередь, а опыт использования такси будут изучать все технологические компании мира.

Другая важная новость с американского континента: Amazon собирается запустить сервис доставки дронами в городке Локфорд в Калифорнии. Местная администрация уже выдала лицензию на полеты беспилотных дронов-курьеров. Это, по сути, первый серьезный тест, при этом в очень благоприятных обстоятельствах. Городок Локфорд маленький (около 1 тыс. домохозяйств), и он расположен недалеко от крупного склада компании Amazon.

Патент на доставку летающими дронами Amazon получил еще в далеком 2014 г., и мы понимаем, как долго идея шла к своей реализации. Интересно, что Amazon изначально хотел делать доставку именно летающими дронами, но со всеми сложностями, от технических до юридических, во всем мире доставка пошла по пути развития колесных беспилотников. Наш ровер от Яндекса – яркий реализованный проект, который мы описывали в предыдущих номерах. Поэтому очень интересно, чем закончится эксперимент компании Amazon: cмогут ли летающие беспилотники стать более выгодными, чем колесные?

evika-korzhebin1

 

 

 

Алексей Коржебин
Эксперт редакции журнала "Системы безопасности"
 

ОБЗОРЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ >>

Темы:Искусственный интеллектБеспилотный транспортЖурнал "Системы безопасности" №3/2022