Большие перемены – большие возможности
13/01/2020
Закончился год, и по традиции я хотел бы сделать краткий обзор событий, произошедших в 2019 году.
Цифровые технологии, включая технологии искусственного интеллекта, Интернета вещей и т.д., уверенно развивались в течение года, переходя из стадий презентаций и пилотов к реальной промышленной эксплуатации по всему миру. Но мне бы хотелось рассказать не о конкретных достижениях, а попробовать оценить, как уже внедренные существующие технологии повлияли на общества и государства, и описать, с моей точки зрения, ключевые события 2019 года, которые зададут тренд на будущее.
Регулирование технологий
В 2019 году впервые регулированию ИТ-технологий уделялось такое пристальное внимание со стороны государств. Так, у нас принят закон о суверенном Рунете (1), и это было оправданное решение, учитывая то, что базовые механизмы управления сетью Интернет находятся вне границ Российской Федерации. Например, достаточно отключить корневые DNS-серверы, отвечающие за преобразование имен в IP-адреса, и фактически экономика страны остановится.
Менеджеры не смогут написать письма, пользователи заходить на сайты, телеметрия передаваться в облака и т.д. просто потому, что нельзя будет получить адрес необходимого сервиса. Чтобы представить, как это могло бы быть, достаточно вспомнить, как позапрошлой весной Роскомнадзор пытался заблокировать Telegram, блокируя адреса основных облачных провайдеров. В результате были недоступны различные сервисы, вплоть до систем умных домов, которые управлялись через облака.
Хорошо, что их достаточно быстро разблокировали. И хорошо, что это коснулось только лишь некоторых сервисов. Создание независимой от других стран необходимой инфраструктуры для работы Интернета внутри России – критически важный и стратегический проект, влияющий на все сферы экономики. Теперь можно уверенно сказать, что цифровые технологии действительно стали основой экономики развитых стран, а их надежная работа – вопросом национальной безопасности.
Тенденция к геополитическим блокам в киберпространстве
Правительство США впервые приняло санкции против иностранных ИТ-компаний. Так Microsoft, владелец сервиса GitHub, заблокировала репозитарии разработчиков из Крыма, Ирана, Сирии, Северной Кореи, Кубы, при этом не дала возможности получить им свои данные. Санкции против Huawei запретили ей получать программные продукты Google и Microsoft, ее выкинули из даже из некоммерческих технических организаций, таких как SD Association и Wi-Fi Alliance. А это означает, что, например, китайская компания не сможет оснащать смартфоны SD-слотами.
Все это подрывает целостность Интернета как единого пространства, и можно прогнозировать, что все идет к тому, что киберпространство также будет разбито на геополитические блоки с виртуальными "таможнями" и созданием собственной инфраструктуры необходимых сервисов, как, например, это делает Китай. Теперь каждая неамериканская ИТ-компания будет примерять на себя кейс Huawei, а государства осознают, что нужно развивать стратегические компетенции и технологии локально. И очень важно, что руководство нашей страны это прекрасно понимает. "Если кто-то сможет обеспечить монополию в сфере искусственного интеллекта, последствия нам всем понятны – тот станет властелином мира", – цитата из выступления Владимира Владимировича Путина.
Назад к велосипедам
Внедрение беспилотного транспорта, автоматизация производства и бизнеса делает все более острым вопрос о занятости населения.
Как же обеспечить потребности неработающих людей? Один из возможных вариантов – уменьшить их. Вспомним американскую и европейскую мечту общества потребления в конце XX века: дом для каждой семьи, две машины в гараже, барбекю по выходным и полет в отпуск в теплые страны летом.
В целом именно она, будем честны, если и не разрушила социалистический лагерь и Советский Союз, то была одна из основных причин их падения. Но сейчас экономика западных стран явно не может позволить реализацию этой мечты для всех, да и идеологического конкурента уже нет, да и зачем элитам делится ресурсами с простыми гражданами? Значит, надо убедить население, что ему это не нужно.
Поэтому вдруг, как чертик из табакерки, неожиданно весной во всех СМИ появляется Грета Тунберг, ранее неизвестная шведская школьница. Дальше можно наблюдать спектакль практически в реальном времени, со сценарием, списанным со средневековых религиозных движений. Полубезумная дева (с официальной справкой) плывет на корабле через океан с востока (откуда восходит солнце) в "сияющий град на холме", как скромно любит себя именовать американская элита, и, выступая перед "старейшинами" в здании ООН, кидает им обвинения и объявляет новую религию "спасение климата". Ее тут же поддерживает полумиллионная демонстрация (известно, что местных студентов заставляли участвовать в ней под угрозой отчисления).
Основные постулаты: климат в опасности, поэтому не нужно есть мясо, надо быть вегетарианцем (коровы являются одним из основных источников углекислого газа), вместо машин использовать велосипеды и т.д. и т.п.
Летать на самолетах тоже неэкологично, поэтому какие еще курорты на теплых морях? Во время полета производится много углекислого газа, а он парниковый и меняет климат, а это плохо. И хотя и не доказано, что от воздействия углекислого газа климат меняется (кроме заказных статей в прессе, об этом нет информации), но разве это имеет значение? При этом почему-то забывают, что водяной пар – тоже парниковый газ, но так как он не используется в производстве, да и бороться с ним сложно, то и полуграмотные "крестоносцы" Греты не в курсе этого факта. В это же время Демократическая партия США выдвинула похожую идеологию под условным названием "Новый зеленый курс" (Green New Deal). Она во многом пересекается с идеями Греты: запрет всех видов транспорта, кроме электрического, запрет животноводства, отказ от ископаемого топлива и ядерной энергетики к 2030 г. Лицом этой идеологии является самая молодая женщина-конгрессмен в истории США Александрия Окасио-Кортес, работавшая до этого барменом. Интересно, разовьется ли это движение до полноценной религии? Но то, что оно будет иметь важные идеологические последствия для всех западных стран и их вассалов и опосредовано для всего мира, – несомненно.
Могу предположить, что 2020 год будет не менее интересным, чем этот, и хочу пожелать читателям всего наилучшего в наступившем году и напомнить, что перемены приносят не только проблемы, но и новые возможности, а большие перемены – большие возможности.
Алексей Коржебин
Редактор рубрики "Цифровая трансформация: AI, IoT, умный город", директор по продукту AggreGate Edge компании Tibbo Systems