Новости проекта "Системы безопасности"

Что принесло Изменение № 1 СП 484.1311500.2020?

27 марта 2025 г. приказом МЧС России № 252 было утверждено Изменение № 1 к своду правил СП 484.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования" (далее – СП 484). Изменение вступает в силу с 1 сентября 2025 г.

Напомним, что СП 484 является основным документом, определяющим принципы построения систем пожарной сигнализации (СПС) и выдачи сигналов управления от СПС системам противопожарной защиты. Таким образом, принятый документ окажет значительное влияние на работу большинства специалистов – проектировщиков систем пожарной автоматики (СПА).

Смягчения требований

Изменения нормативных документов в области пожарной безопасности в основном касаются ужесточения различных требований. Однако в этот раз документ содержит и ряд уточнений, которые можно воспринимать как смягчения.

К концептуальным изменениям следует отнести новые подходы к организации пожарного поста. В определении пожарного поста больше не упоминается "круглосуточное пребывание дежурного персонала", теперь это просто место, где расположены технические средства для управления СПА объекта в ручном режиме (п. 3.22). Пожарный пост не обязательно должен располагаться в отдельно выделенном помещении на первом этаже. Он может находиться в помещениях общего пользования: холлах, вестибюлях или коридорах на цокольном, первом или втором этажах (п. 5.15 и 5.16). А если объект состоит из нескольких зданий, то есть является "единым недвижимым комплексом" (п. 5.2), то пожарный пост необязательно располагать в каждом из зданий, если их площадь не превышает 2 тыс. кв. м. В этом случае достаточно будет организовать один общий пост. Эти корректировки однозначно упростят выполнение нормативных требований.

Среди менее значительных смягчений можно выделить требования к контролю исправности линий связи. Например, линии для передачи сигналов отключения инженерных систем (общеобменной вентиляции, кондиционирования, энергоснабжения и т.д.) теперь допускается выполнять без обеспечения автоматического контроля их исправности, если при их неисправности соответствующие системы будут отключены (п. 5.17).

В п. 5.7 о возможности установки технических средств СПА в монтажные устройства (шкафы, боксы) больше нет косвенного требования о наличии в технической документации полного списка моделей таких устройств, достаточно информации об их габаритных размерах и материале. Из документа также исключены таблицы, описывающие зависимости радиусов контроля точечных дымовых и тепловых извещателей от высоты их установки (п. 6.6.15 и 6.6.16).

К п. 6.3.4, определяющему размеры зон контроля систем пожарной сигнализации (далее – ЗКСПС), добавлено важное уточнение: все помещения одной квартиры или апартамента, независимо от их количества, площади и расположения на разных этажах, могут объединяться в одну ЗКСПС. Ранее большие квартиры требовали разбивки на несколько ЗКСПС с защитой линий связи каждой из них от единичной неисправности.

Любые системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) теперь могут запускаться по факту срабатывания только одного извещателя, то есть по алгоритмам A и B (п. 6.4.5).

В действующей редакции СОУЭ 4 и 5 типов должны активироваться только по алгоритму C, требующему срабатывания двух различных ИП. Для алгоритма С также введено понятное минимальное расстояние между извещателями – 1,2 м (п. 6.5.1).

Ужесточения требований

Основная часть изменений все же направлена на ужесточение требований к системам.

Одной из ключевых тем является надежность линий связи. Введено понятие "единичная неисправность линии электропитания" (п. 3.5), которая, как и привычная уже единичная неисправность линии связи, не должна оказывать существенного влияния на работоспособность системы (п. 5.3, 5.4, 6.3.5). В п. 5.4, регламентирующем надежность передачи сигналов управления от СПС к системам противопожарной защиты, введено требование обязательного резервирования сигналов автоматического управления СОУЭ. Это новшество потребует срочной доработки оборудования  большинства производителей, специализирующихся только на системах оповещения. По действующим нормам для активации одной зоны оповещения было достаточно передать один релейный сигнал от СПС или АУП, с 1 сентября таких сигналов должно быть два.

В части пожарной сигнализации изменилось количество извещателей (ИП), которые могут быть потеряны при авариях линий связи или питания: ранее можно было потерять не более 32 автоматических или ручных ИП, в новой редакции количество автоматических извещателей снижено до 24, а ИПР до 1 (п. 6.3.5). Фактически это означает, что для каждого неадресного ИПР необходимо будет предусматривать отдельный шлейф сигнализации.

Получил также развитие вопрос надежности самих приборов: каждый пожарный отсек должен быть защищен собственными приборами приемно-контрольными и управления, при этом неисправность одного из приборов не должна оказывать влияние на работоспособность других (п. 5.23). В текущей версии надежность приборов была связана только с количеством извещателей, контролируемых ими, и защищаемой площадью.

Вопросы вызывает содержание приложения А, регламентирующего возможность применения неадресных СПС на объектах в зависимости от их размера. В опубликованной официальной версии Изменения № 1 упоминаются только шесть типов объектов, хотя действующий документ рассматривает 24 типа. Вероятно, закралась техническая ошибка, в результате которой в документ вошла только одна страница приложения А из трех. На оставшейся странице видно, что, во-первых, допустимый процент неадресных ИП в адресных СПС уменьшился вдвое, с 10 до 5%. Во-вторых, в полтора – два раза уменьшилась площадь объектов, которые допустимо защищать неадресной СПС.

Еще одним важным изменением стало исключение ручных извещателей из состава ЗКСПС (п. 6.3.6) и введение ограничений на запуск СПС по факту срабатывания ИПР. Сигналы управления теперь могут формироваться только для тех систем, которые запускаются по сигналу от любого автоматического ИП в рамках пожарного отсека (п. 7.1.16, 7.7.9). Это решение логично, поскольку сработка ИПР не всегда указывает на реальное место возгорания. Но, к сожалению, не вполне удачной оказалась формулировка п. 7.2.1: активация СОУЭ должна осуществляться автоматически по сигналу из ЗКСПС или ЗПЗ АУП. Так как ИПР больше не могут входить в состав ЗКСПС, получается, что запускать любые СОУЭ по сигналам от ручных извещателей нельзя.

Подводя итог, можно с удовлетворением отметить, что развитие одного из ключевых нормативных документов движется в правильном направлении. А отдельные нюансы, без которых не может обойтись ни одна большая работа, не помешают созданию еще более эффективных систем пожарной автоматики.

Максим Горяченков-1

 
 
 
 
 
 
Максим Горяченков
Редактор раздела "ОПС, пожарная безопасность",
руководитель отдела технической поддержки АО НВП "Болид"

Поделитесь вашими идеями

Подписаться на новости

Технологии. Обзоры решений. Задачи заказчиков.