Доверяй, но проверяй. Из дорожных записок
Игорь Васильев 18/03/2020
Посещение реальных объектов дает пищу для размышлений. Вот и на этот раз, приехав к одному из заказчиков, я невольно обратил внимание на установленный при въезде на объект поворотный шлагбаум. На нем шильдик: название поставщика, его адрес, телефоны и адреса электронной почты отдела продаж, здесь же указана модификация шлагбаума – противотаранный барьер (ПТБ) такой-то. Далее следуют контакты производителя, год выпуска, ширина проезда, высота стрелы над поверхностью. И, как положено, надпись "Изготовлено в России".
Вроде бы все указано, даже некоторые технические характеристики, кроме одной, а именно – какой таранный удар сможет выдержать конструкция? Спросил об этом представителя заказчика, тот не без гордости заявил, что это довольно мощное устройство и рассчитано на удар 7-тонного грузовика, движущегося со скоростью 50 км/час. Можете представить себе загруженный доверху ЗиЛ-130? Действительно, заявленные показатели внушительные.
Спросил, есть ли акты натурных испытаний. Увы, их у заказчика не оказалось, объяснили, что основные характеристики ПТБ были представлены поставщиком на конкурс, исходя из математических расчетов. Многолетняя практика показывает, что расчетные показатели конструкций подобного назначения могут расходится с результатами натурных испытаний на 50%, как правило, в худшую сторону, то есть по расчетам балка должна выдержать нагрузку, а она разрывается. Заказчик предлагает ознакомиться с информационным листком, где подробно указаны габариты и технические характеристики ПТБ. Здесь, и ширина проезда (4 м), и угол поворота стрелы (90 град.), и температурный диапазон (-45…+50 °C), и габариты замковой стойки со стрелой и без оной.
Но опять же нет ключевой характеристики: на какой таранный удар рассчитана конструкция шлагбаума.
Обращаюсь к веб-сайту поставщика. Первое, что бросается в глаза, – баннер со слоганом "Быстрый расчет нестандартных изделий". И далее помельче: "Наш проектный отдел рассчитает любое нестандартное изделие за один час".
Захожу в раздел "Противотаранные барьеры", кликаю на нужную модификацию поворотного шлагбаума и опять не нахожу ни результатов натурных испытаний, ни физических характеристик устойчивости к таранному удару. Зато под заголовком "Плюсы и минусы эксплуатации разных типов ПТБ" читаю в общем описании линейки изделий: "Стрела у ПТБ шлагбаумного типа находится на высоте 90 см от поверхности проезжей части, благодаря этому при возникновении таранного удара автомобиль наезжает на стрелу ПТБ непосредственно кузовом. Это позволяет мгновенно остановить транспортное средство, все части автомобиля остаются за пределами огражденной территории. Вероятность попадания элементов автомобиля в пешеходов и материальные объекты крайне мала. При таранящем ударе нарушится форма стрелы, но ее целостность будет сохранена".
О том, что конструкция выдержит таранный удар, утверждает последняя фраза. Однако где приложенный для убедительности расчет?
Беру линейку, замеряю сечение стрелы шлагбаума, сваренной из двух швеллеров 16П. При этом внутри барьера нет ни тросов, ни каких-то иных усиливающих конструкцию элементов. Вношу замеры в компьютерную программу. Заметьте, что погрешность таких расчетов может составлять до 50%. В итоге определяю, что максимальное усилие деформации балки, приложенной посередине, пролетом 4 м для стали с пределом прочности 500 МПа составляет 100 000 Н, или 10 тонн, в упругой зоне работы материала.
Далее происходит пластическая деформация балки без уменьшения указанного усилия. Максимальное смещение балки определяется
величиной перекрытия балки с опорой и составляет по результатам замеров 300 мм. Данному перемещению равна деформация середины пролета балки, и, соответственно, максимальное расстояние для остановки прорывающегося автомобиля – 0,7 метра. На основе силовых расчетов и геометрических построений прихожу к выводу: действительно, конструкция ПТБ шлагбаумного типа данной модификации выдержит таранный удар транспортным средством массой 7 тонн, движущимся со скоростью… 15 (а не заявленные 50) км/час. Понятно, что расчеты имеют приблизительный характер. Предлагаю специалистам проверить и, быть может, даже опровергнуть полученные мной результаты.
Хочу напомнить и разработчикам, и потенциальным заказчикам, что натурные испытания противотаранной техники методом краш-теста (которые считаются обязательными за рубежом), может быть, и затратный, но самый убедительный способ подтвердить расчетные характеристики конструкций.
На сайте того же поставщика есть пояснение: "Противотаранный барьер – сложный инженерный объект, специально созданный для защиты периметра стратегически важных государственных особо охраняемых объектов. Данные устройства препятствуют проникновению посторонних небронированных колесных транспортных средств (автомобилей) на защищаемую территорию…"
В заключение советую владельцам объектов обращать внимание на документы или расчеты, подтверждающие технические характеристики предлагаемого оборудования.
Игорь Васильев
Редактор раздела "Комплексная безопасность, периметровые системы",
главный конструктор ЦеСИС
Фото предоставлены автором
- СКУД (231)
- Видеонаблюдение (195)
- Пожарная безопасность (128)
- Пожарная сигнализация (94)
- Обзор продуктов и решений (86)
- Видеокамеры (80)
- Видеоаналитика (74)
- Комплексная безопасность (71)
- Биометрия (69)
- Искусственный интеллект (65)
- Журнал "Системы безопасности" (64)
- Цифровое ЖКХ (63)
- Охрана периметра (60)
- Безопасность объектов (59)
- Цифровая трансформация (53)
- Колонка редактора (51)
- Места с массовым пребыванием людей (44)
- Пожаротушение (44)
- ТЭК и нефтегаз (44)
- Транспортная безопасность (43)
- Журнал "Системы безопасности" №6/2024 (40)
- Ритейл (40)
- Промышленность (36)
- Тепловидение (35)
- Журнал "Системы безопасности" №1/2021 (33)
- Антидрон (31)
- Журнал "Системы безопасности" №5/2020 (31)
- Мнения экспертов (31)
- Умный город (31)
- Беспроводные технологии (30)
- Журнал "Системы безопасности" №5/2021 (29)
- Журнал "Системы безопасности" №5/2024 (29)
- All-over-IP (28)
- PSIM (28)
- Журнал "Системы безопасности" №1/2025 (28)
- Журнал "Системы безопасности" №3/2020 (28)
- Журнал "Системы безопасности" №3/2024 (28)
- Колонка эксперта (28)
- Журнал "Системы безопасности" №3/2021 (27)
- Журнал "Системы безопасности" №4/2021 (27)
- Системы хранения данных (СХД) (27)
- Журнал "Системы безопасности" №2/2021 (26)
- Журнал "Системы безопасности" №3/2022 (26)
- Журнал "Системы безопасности" №4/2020 (26)
- Умный дом (26)
- COVID-19 (25)
- Журнал "Системы безопасности" №6/2020 (25)
- Защита от БПЛА (25)
- Киберзащита (25)
- Журнал "Системы безопасности" №1/2022 (24)
- Журнал "Системы безопасности" №5/2022 (24)
- Журнал "Системы безопасности" №1/2020 (23)
- Журнал "Системы безопасности" №5/2023 (23)
- Журнал "Системы безопасности" №6/2021 (23)
- Журнал "Системы безопасности" №6/2023 (23)
- Дайджест (22)
- Журнал "Системы безопасности" №2/2025 (22)
- Журнал "Системы безопасности" №4/2022 (22)
- Итоги (22)
- ТБ Форум (22)
- Домофоны (21)
- Журнал "Системы безопасности" №4/2024 (21)
- Импортозамещение (21)
- Турникеты (21)
- Журнал "Системы безопасности" №1/2024 (20)
- Журнал "Системы безопасности" №5/2019 (20)
- Журнал "Системы безопасности" №6/2019 (20)
- Машинное зрение (20)
- Центры обработки данных (ЦОД) (20)
- Антитеррор (19)
- Банки и финансы (19)
- Журнал "Системы безопасности" №2/2023 (19)
- Информационная безопасность (19)
- СОУЭ (19)
- Журнал "Системы безопасности" №2/2024 (18)
- Журнал "Системы безопасности" №3/2023 (18)
- Журнал "Системы безопасности" №4/2023 (18)
- Журнал "Системы безопасности" №2/2022 (17)
- Журнал "Системы безопасности" №6/2022 (17)
- Безопасный город (16)
- Автоматизация зданий (15)
- Журнал "Системы безопасности" №1/2023 (15)
- Источники бесперебойного питания (ИБП) (15)
- Охрана труда и промышленная безопасность (ОТиПБ) (15)
- Технологии распознавания (15)
- Умные парковки (15)
- Извещатели (14)
- Компании (14)
- Спецпроект (14)
- Транспорт (14)
- Журнал "Системы безопасности" №2/2020 (13)
- Интернет вещей (IoT) (13)
- Нейросети (13)
- Важные люди (12)
- Интервью (12)
- ИСБ (11)
- Рынок безопасности (11)
- Удаленный доступ (10)
- Идентификация (9)
- Новости (9)
- Облачные технологии (9)
- Журнал "Системы безопасности" №3/2019 (8)
- Критически важные объекты (КВО) (8)
- ССОИ (8)
- Учет рабочего времени (8)
- АРГУС-СПЕКТР (7)
- Болид (7)
- Интеграция (7)
- Каталог "Пожарная безопасность" (7)
- Экспертный опрос (7)
- IP-премьеры (6)
- АУП (6)
- Журнал "Системы безопасности" №3/2025 (6)
- Лидеры технологий (6)
- НВП "Болид" (6)
- Энергетика (6)
- Антикризисные предложения (5)
- Взрывозащита (5)
- Видеорегистраторы (5)
- Встречи с заказчиками (5)
- Журнал "Системы безопасности" №4/2019 (5)
- Исследование (5)
- Контроллеры (5)
- Объекты культурного наследия (5)
- ППКП (5)
- Противотаранные устройства (5)
- Радиоканальные системы (5)
- ЦеСИС НИКИРЭТ (5)
- Securika Moscow (4)
- АСКУЭ (4)
- БАС (4)
- Кабельная продукция (4)
- МЧС России (4)
- ОПС (4)
- Опрос онлайн (4)
- Охранный мониторинг (4)
- Тренды и тенденции (4)
- Цифровые технологии (4)
- Электронная проходная (4)
- BioSmart (3)
- CCTV (3)
- NVR (3)
- ZKTeco (3)
- Автоматизация (3)
- Безопасность (3)
- Главгосэкспертиза (3)
- КИИ (3)
- Лучшие продукты (3)
- Машинное обучение (3)
- Опрос (3)
- ПО для охранных предприятий (3)
- Парковочные комплексы (3)
- Программное обеспечение (3)
- Роботизация (3)
- Смотр технологий (3)
- Тематический план (3)
- Axis Communications (2)
- BIM-технологии (2)
- Honeywell (2)
- IP-технологии (2)
- IdM (2)
- SecuFinance (2)
- Авиакомпании и аэропорты (2)
- Аспирационные системы (2)
- Бевард (2)
- Бесконтактные системы (2)
- Беспилотники (2)
- Беспилотный транспорт (2)
- Деловая программа (2)
- Досмотр (2)
- ЕБС (2)
- ИПДА (2)
- ИПДЛ (2)
- ИТ-инфраструктура (2)
- Интеллектуальные транспортные системы (2)
- Метрополитен (2)
- Новости компаний (2)
- Новости отрасли (2)
- Охранная сигнализация (2)
- Пресс-релиз (2)
- Ситуационные центры (2)
- Стандарты, нормы и требования (2)
- Строительная экспертиза (2)
- Телевидение (2)
- ЦРТ (2)
- Цифровизация (2)
- Электрозамки (2)
- Юбилейный выпуск (2)
- Axis Talk 2021 (1)
- Beward (1)
- Big Data (1)
- ChatGPT (1)
- Cloud4Y (1)
- DLP (1)
- DSSL (1)
- Digital направление (1)
- GPT-3 (1)
- Hi-Tech Security (1)
- InPrice Distribution (1)
- Inprice (1)
- NFC (1)
- PERCo (1)
- RecFaces (1)
- SaaS (1)
- SecuRetail (1)
- Synology (1)
- dormakaba (1)
- e-commerce (1)
- ААМ Системз (1)
- АРМО-Системы (1)
- Аварийно-спасательные средства (1)
- Александр Дремин (1)
- Алексей Коржебин (1)
- Антифрод (1)
- Аутентификация (1)
- Безопасные дороги (1)
- Беспроводные системы (1)
- Бизнес (1)
- Витольд Василец (1)
- ГК "Рубеж" (1)
- Делетрон (1)
- Детская безопасность (1)
- Журнал "Системы безопасности" 2022 (1)
- Журнал "Системы безопасности" 2023 (1)
- Защита информации и связи, кибербезопасность (1)
- ИТ-отрасль (1)
- Инновации (1)
- Источники информации (1)
- Киберугрозы (1)
- Контрафактная продукция (1)
- Лидогенерация (1)
- Лучшие продукты 2019 (1)
- Мероприятия по безопасности (1)
- Металлургия (1)
- Мобильный доступ (1)
- Новинки 2020 (1)
- Олег Шаповал (1)
- Онлайн-журнал (1)
- Отраслевые сайты (1)
- Охрана объектов (1)
- ПБ (1)
- ПДД (1)
- Поворотный шлагбаум (1)
- Поддерживаем российское (1)
- Прогнозы (1)
- Продукты года (1)
- Промышленная автоматизация (1)
- РЖД (1)
- Радиоохранные решения (1)
- Распознавание лиц (1)
- Решения для комплексной безопасности (1)
- Риэлта (1)
- РусГард (1)
- СНПО "Элерон" (1)
- СУРВ (1)
- Сбербанк (1)
- Системы безопасности (1)
- Социальные сети (1)
- Спецпредложение (1)
- Стрелец-ПРО (1)
- Таргетированные рассылки (1)
- Термокожухи (1)
- Термометрия (1)
- Тест Тьюринга (1)
- Удаленная работа (1)
- Управление (1)
- Центр обработки данных (1)
- Шоплифтер (1)
- Эволюция технологий (1)
- Экспертиза (1)
- технические подробности (1)
- Июнь 2025 (13)
- Май 2025 (8)
- Апрель 2025 (24)
- Март 2025 (9)
- Февраль 2025 (14)
- Январь 2025 (20)
- Декабрь 2024 (16)
- Ноябрь 2024 (17)
- Октябрь 2024 (17)
- Сентябрь 2024 (12)
- Август 2024 (13)
- Июль 2024 (15)
- Июнь 2024 (12)
- Май 2024 (9)
- Апрель 2024 (14)
- Март 2024 (7)
- Февраль 2024 (13)
- Январь 2024 (8)
- Декабрь 2023 (11)
- Ноябрь 2023 (15)
- Октябрь 2023 (10)
- Сентябрь 2023 (16)
- Август 2023 (11)
- Июль 2023 (9)
- Июнь 2023 (15)
- Май 2023 (7)
- Апрель 2023 (7)
- Март 2023 (9)
- Февраль 2023 (6)
- Январь 2023 (10)
- Декабрь 2022 (12)
- Ноябрь 2022 (13)
- Октябрь 2022 (8)
- Сентябрь 2022 (17)
- Август 2022 (11)
- Июль 2022 (15)
- Июнь 2022 (13)
- Май 2022 (14)
- Апрель 2022 (10)
- Март 2022 (8)
- Февраль 2022 (17)
- Январь 2022 (8)
- Декабрь 2021 (14)
- Ноябрь 2021 (11)
- Октябрь 2021 (13)
- Сентябрь 2021 (16)
- Август 2021 (13)
- Июль 2021 (18)
- Июнь 2021 (19)
- Май 2021 (16)
- Апрель 2021 (24)
- Март 2021 (16)
- Февраль 2021 (12)
- Январь 2021 (10)
- Декабрь 2020 (18)
- Ноябрь 2020 (12)
- Октябрь 2020 (25)
- Сентябрь 2020 (9)
- Август 2020 (18)
- Июль 2020 (15)
- Июнь 2020 (12)
- Май 2020 (4)
- Апрель 2020 (13)
- Март 2020 (14)
- Февраль 2020 (10)
- Январь 2020 (13)
- Декабрь 2019 (9)
- Ноябрь 2019 (13)
- Октябрь 2019 (17)
- Сентябрь 2019 (15)
- Август 2019 (15)
- Июль 2019 (20)
- Июнь 2019 (11)
- Май 2019 (16)
- Апрель 2019 (11)
- Март 2019 (6)
Поделитесь вашими идеями