Подписка
МЕНЮ
Подписка

Это касается каждого! Первые редакции ГОСТов по проектированию, монтажу и эксплуатации систем противопожарной защиты

13/08/2020

При обсуждении проблем обеспечения пожарной безопасности объектов не единожды говорилось о последствиях недостаточно ответственного отношения к вопросу поддержания пожарной автоматики в работоспособном состоянии. Существующие нормы по проектированию и разработке оборудования, безусловно, имеют свои недостатки, однако следует признать, что на их основе вполне можно создавать работоспособные и эффективные противопожарные системы. При этом большинство трагических происшествий, в которых оказывалась "замешана" автоматика, были связаны не с ее технической отсталостью, а с несанкционированным отключением или выходом из строя из-за отсутствия должного технического обслуживания.

В вопросах технического обслуживания уже около 20 лет имеет место настоящий правовой вакуум. Последние руководящие документы на эту тему были разработаны еще в конце 90-х гг. и утратили свой нормативный статус.

Естественно, что ситуация, при которой требуется "обеспечить обслуживание и работоспособность", но не регламентируется, что, как и в каком объеме делать, приводит к ценовому демпингу и формальному отношению к обслуживанию как таковому. Поэтому новость о том, что специалисты ВНИИПО ведут разработку серии документов, регулирующих эксплуатацию систем, была с воодушевлением воспринята профессиональным сообществом.

13 апреля этого года началось публичное обсуждение восьми проектов новых национальных стандартов, включающих в себя требования по проектированию, монтажу и техническому обслуживанию систем и средств противопожарной защиты. К пожарной автоматике непосредственно относятся три ГОСТа: на установки пожаротушения автоматические, системы пожарной сигнализации (СПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожаре.

Сигнализация и оповещение

Документы по сигнализации и оповещению практически идентичны по содержанию. В проектном разделе сделана попытка вкратце описать состав проектной документации, ответственность заказчика и исполнителя в части подготовки материалов для проектирования, порядок экспертизы и передачи документации в работу. При этом, на первый взгляд, предлагаемые подходы в ряде случаев противоречат уже существующим нормативным документам этой тематики (ПП№87, ГОСТ Р 21.1101, СП 48.13330.2011). Не лишним было бы добавление требований о проработке вопросов совместимости СПС и СОУЭ со смежными системами, как это сделано в европейском стандарте EN-54-4.

Монтаж и наладка

В разделе, касающемся монтажа и наладки, в общих чертах регламентируется порядок организации подготовительных работ, непосредственно монтажа, сдачи и наладки системы. Ожидаемо много внимания уделено вопросам создания технологических карт на основные рабочие операции, охране труда и базовым правилам прокладки кабельных линий. Обращает на себя внимание жесткое требование об обязательном обучении у производителя оборудования специалистов, занимающихся пусконаладочными работами. В рамках этих разделов хотелось бы увидеть более подробное определение, что и в какой последовательности подлежит наладке, для снятия множества вопросов по сметным расчетам и проблемам согласования работ.

Эксплуатация

Как уже было сказано, наиболее ценной видится часть, касающаяся эксплуатации, технического обслуживания и проверки систем. В ней предложены конкретные методики, сроки проверок и поддержания работоспособности различных видов оборудования, что можно только приветствовать.

Разработчики ГОСТов заняли принципиальную позицию о невозможности продления сроков эксплуатации оборудования СПС и СОУЭ свыше указанных в технической документации производителя. Это поможет в среднем раз в 10 лет модернизировать установленные на объектах системы в соответствии с актуальными на тот момент нормами.

В этой части упомянут важный документ – инструкция по эксплуатации на СПС (СОУЭ) в целом. Есть основания полагать, что его отсутствие в настоящее время на 99% объектов является одной из главных проблем заказчиков, обслуживающих организаций и надзора. Однако ГОСТы должны определить механизм создания инструкции (кто и на каких условиях), содержание и обязательность ее наличия.

Вместо предлагаемых разнообразных журналов регистрации извещений СПС и СОУЭ и срабатываний АУПТ, техобслуживания, ведомостей замены и ремонта целесообразней было бы ввести единый эксплуатационный документ по аналогии с EN-54-4, в который ежедневно заносятся данные о состоянии ТС СПС, поступившие тревожные сообщения, факты отключений на период ТО и т.п.

ГОСТы впервые регламентируют уровни доступа персонала. При этом дежурному на посту охраны отводится лишь роль наблюдателя, даже без возможности сброса тревожных состояний. Эти полномочия предлагается возложить только на ответственного за пожарную безопасность, что несколько странно, так как этот человек физически не может постоянно находиться на объекте.

Кроме того, к сожалению, заметна не вполне глубокая проработка вопросов эксплуатации применительно к малым объектам без поста охраны и с минимальным количеством персонала.

Ложные срабатывания

Наименее очевидным моментом в рассматриваемых документах можно назвать подходы к ложным срабатываниям. При четырех и более ложных срабатываниях, "когда их причины не выявлены либо не могут быть устранены в силу технологических особенностей объекта", предлагаются "драконовские меры" вплоть до полной замены системы с перепроектированием. Однако на практике строгость закона, вероятно, будет компенсироваться формальным выявлением причин ложных срабатываний.

Форматы и условия участия для партнеров

Серьезные отличия

Сразу бросаются в глаза серьезные структурные отличия ГОСТов по СПС и СОУЭ от АУП.

Главное отличие ГОСТа на АУП – принципиально другая глубина проработки вопросов. Если ГОСТы по СПС и СОУЭ практически идентичны по содержанию и объему, то ГОСТ на АУП в семь (!) раз больше за счет наличия конкретных методик проектных расчетов и рекомендуемых форм различной документации, которые были опущены в первых двух документах. А ведь именно конкретные формы документов крайне востребованы организациями, работающими с государственными заказчиками.

В заключение

Несмотря на имеющиеся в первых редакциях шероховатости, очевидно, что создаются важные и нужные документы. Надеемся, что в этот раз разработчики прислушаются к предложениям профессионального сообщества и сделают документы, действие которых коснется всех компаний рынка, по-настоящему эффективными!

goryachenkov

 

 

 

Максим Горяченков
Редактор раздела "ОПС, пожарная безопасность",
руководитель отдела технической поддержки ЗАО НВП "Болид"

Темы:Пожарная безопасностьОПСЖурнал "Системы безопасности" №3/2020