О RobBee, Meema и эпохе эмоционального искусственного интеллекта
11/03/2020
В первые месяцы нового года произошло множество событий, достойных внимания. В предыдущем номере мы говорили о возрастающем влиянии государства на регулирование технологий и влиянии технологий на жизнь общества в целом.
И вот 15 января президент России Владимир Владимирович Путин в послании Федеральному Собранию предложил сделать бесплатным доступ к основным государственным и социально значимым ресурсам. Если его предложения будут реализованы, то Россия станет первой страной в мире, где доступ к основным информационным ресурсам всем гражданам будет гарантирован законом. К сожалению, этот революционное событие еще не осознано обществом и незаслуженно находится в тени.
Бухгалтер RobBee может заменить 120 сотрудников
Интересную новость сообщила компания "Билайн" о результатах внедрения роботабухгалтера RobBee: компания сократила расходы на 50 млн рублей, робот перевыполнил план на 40% и окупился менее чем за год. RobBee взял на себя проверку более 90% кассовых документов, снизил трудоемкость в четыре раза и увеличил скорость работы на 30% без найма дополнительных сотрудников. Планируется, что скоро RobBee научится создавать закупочные документы и будет выполнять работу, сопоставимую с работой 120 сотрудников. Как мы видим, внедрение систем искусственного интеллекта идет полным ходом, в том числе и у нас в стране, и уже приносит первые значимые результаты.
Становится все сложнее распознать, кто разговаривает с вами – человек или бот
Исследования не прекращаются. Google представила нового чат-бота Meena, который поддерживает беседу очень похоже на человека. Чат-бот может разговаривать на разные темы, при этом сохраняет контекст разговора в течение всего диалога. Но чтобы что-то оценить, нужно вначале оцифровать результат, и для этого Google разработала новую метрику "Средняя осознанность и конкретность" (Sensibleness and Specificity Average), которая позволяет определить, насколько осознанным и конкретным был ответ. Так, средний человек по этой метрике получил 86%, а Meena получил 79%. То есть сейчас уже практически нельзя распознать, кто вам отвечает в чате – человек или бот. Ближайшие конкуренты, боты Mitsuku и Cleverbot, набирают по этой метрике всего 56%. Чтобы добиться столь впечатляющих результатов, компания использовала нейросеть с более 2,6 млрд параметров, для ее обучения было загружено более 341 Гбайт текстовых данных (1 Гбайт текстовых данных – это примерно около тысячи книг, то есть небольшая районная библиотека) и построены связи между 40 млрд комбинаций слов. Сеть тренировалась в течение 30 дней на суперкомпьютере с 2048 ядрами.
Человечность ИИ все ближе
В 2014 г. компьютером впервые был пройден тест Тьюринга, когда соответствующая программа, отвечая на вопросы, смогла убедить судей, что она является 13-летним мальчиком из Одессы. Прошло всего пять лет, и уже ответы человека и чат-бота при беседе становятся неразличимы. Это гигантский прогресс, который позволяет приблизить эпоху эмоционального искусственного интеллекта, создавать чат-боты психологической поддержки, делать роботов, специализирующихся на продажах, полноценных персональных ассистентов и многое другое. Например, при достаточном количестве звуковых записей голоса и подключении чат-бота можно создавать имитацию разговора с близким человеком, которого уже нет с нами…
Тест Тьюринга – эмпирический тест, идея которого была предложена Аланом Тьюрингом в статье "Вычислительные машины и разум", опубликованной в 1950 г. в философском журнале Mind. Тьюринг занимался проблемой машинного интеллекта по меньшей мере с 1941 г. и к моменту публикации статьи уже на протяжении многих лет рассматривал возможность создания искусственного интеллекта
Алексей Коржебин
Директор по продукту AggreGate Edge компании Tibbo Systems