Новости проекта "Системы безопасности"

Отключи Интернет и сиди "в домике"?

В последнее время в связи с возросшими угрозами атак беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) во многих регионах России активно "глушат" мобильный Интернет. Защищают ли такие действия от БПЛА? Об этом рассуждает автор в этой статье.

Что ни день, то каждый из нас получает одно-два СМС-сообщения (в зависимости от места проживания) о введении в регионе режима беспилотной опасности и в связи с этим об ограничении Интернета. В результате в магазинах обслуживают только за наличные деньги, вызвать такси можно только по телефону, короче говоря, функционируют только те системы, которые не связаны с интернет-технологиями и современными гаджетами.

В общем, как в прекрасном мультфильме про Гену и Чебурашку: "Строили, строили…" и в конце все отключили. Коллапсом это не назовешь, но в то же время доставляет всем массу неудобств, в том числе и материальных.

Установка и оборудование убежищ, всевозможные виды пассивной защиты объектов, привлечение средств радиоэлектронной борьбы… Понятно, что все это делается для нашей же безопасности, но в чем смысл отключения Интернета, остается загадкой. И никаких официальных разъяснений на этот счет нет.

А при отсутствии информации каждый домысливает и понимает происходящее по-своему.
На этой почве рождаются различные предположения, порой перерастающие в мифы.

Предположение первое: дрон летит и управляется по Интернету

Управление дрона через Интернет предполагает задержки при отправке/получении сигнала. И эта задержка не доли секунды, а может доходить до нескольких секунд. Это в лучшем случае. А за две секунды (это в лучшем случае) дрон при скорости, допустим, 100 км/час уже пролетит 54 м. То есть вы уже не попадете не то что в форточку, но и в "молоко".

Поэтому, честно говоря, было бы сомнительно ориентироваться на то, что беспилотник получит доступ к сети Ethernet через определенную вышку сотовой связи, далее у него установится связь с оператором, но связь, подчеркиваю, с задержкой и без гарантии самой связи, если есть проблемы с регистрацией СИМ-карты.Следует понимать, что чем быстрее меняется картинка, тем выше потребуется скорость передачи информации по сети Ethernet.

Если же летит беспилотник самолетного типа, у него картинка, может, и не такая динамичная, но при завершении его маршрута качество изображения растет, а изображение меняется более динамично.  Это означает, что объем передаваемой информации становится больше. Соответственно, и канал должен быть больше, так как трафик увеличивается.

Получается, что беспилотники должны летать с российскими СИМ-картами, зарегистрированными на определенного человека или привязанными к какой-либо организации. То есть концы в воду не спрячешь. Поэтому надежнее посадить оператора рядом с объектом атаки, и когда в двух-трех километрах от него появится летательный аппарат, он просто возьмет управление на себя. Без всякого Ethernet. Впрочем, пока еще не встречались серьезные аппараты, которые в качестве канала управления используют мобильную связь. Если только не брать во внимание простеньких "домашних питомцев".

Практика показывает, что беспилотники либо идут на радиомаяк, либо ими управляют в непосредственной близости от объекта. Управлять через Интернет, конечно, можно, но только зачем заранее делать ставку на то, что миссия может закончиться в любой момент.

Да и кто будет отправлять интернет-управляемый беспилотный летательный аппарат за много сотен километров туда, где Интернет в любой момент могут отключить? И зачем тогда надо было его туда посылать?! Все же понимают, что это занятие ненадежное. Поэтому используют не местный Интернет, а Starlink. Его-то нам не отключают, да и нет у нас к нему доступа.

С системой Starlink тоже интересная ситуация. Допустим, у вас есть средства радиоэлектронной борьбы. Но ваша "глушилка" воздействует радиоволнами на дрон снизу, а его антенна расположена на верхней части корпуса аппарата и нацелена наверх, на спутник. В этом случае давить беспилотник с помощью РЭБ неэффективно, зато создать всем неудобства – запросто. Но в этом случае речь может идти о локальной местности, а не о всей территории города.

Второе предположение: чтобы нельзя было опубликовать в сети полет дронов

Интернет отключают для того, чтобы никто не выложил в сеть заснятый полет беспилотника или место поражения дронами.

В некоторых регионах страны такие действия считаются административным нарушением и караются штрафом. Но одними административными мерами здесь не поможешь. Нужна широкая разъяснительная работа среди населения. Каждый гражданин должен понимать, что публикация в том или ином формате фото и видео пикирующих летательных аппаратов и мест попадания с привязкой к местности может в дальнейшем создать угрозу для самих блогеров и членов их семей.

И положительные примеры тому есть, правда, зарубежные. Журналисты рассказывали, что, снимая в Израиле телесюжет на городской улице в непосредственной близости от разбитого дроном здания, каждый второй прохожий интересовался, что они тут снимают и не попадет ли в эфир место падения беспилотника. В результате им пришлось перенести место съемки. Иными словами, всеобщий самоосознанный внутренний контроль сильнее административного наказания.

Запретить нельзя, а предотвратить, убедив всех в неправильности действий и их последствий, сложно, но можно. А куда долетело, знают многие, и это факт. В том же Израиле во время ракетных и дроновых атак Интернет не только не глушат, наоборот, его используют в полной мере. Практически у каждого жителя страны в телефоне установлена программа, предупреждающая о ракетной опасности. Она же сообщает владельцу гаджета о перехвате летящих в район его нахождения смертоносных аппаратов. Иными словами, благодаря Интернету каждый человек может наблюдать в режиме онлайн, насколько опасно (или безопасно) находиться в том или ином районе.

Понятно, что есть инструкция, ее выполнили, и спроса с чиновника нет. Только последствия прилета инструкциям не подчиняются. Сегодня наивно думать, что, отключив Интернет, мы таким образом всех защитим. Дабы не домысливать, почему нет Интернета или почему отложены рейсы самолетов, надо не глушить информационные каналы, а наоборот, широко и повсеместно использовать их. Иначе получится у нас большое поле, и чем дальше в поле, тем больше будет "чудес".

Игорь Васильев Цесис

 

 

 

 
Игорь Васильев
Редактор раздела "Комплексная безопасность, периметровые системы",
директор по инновациям и НИОКР компании "ЦеСИС"
 

Обзор технических средств обнаружения и подавления дронов

Поделитесь вашими идеями

Подписаться на новости