Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие онлайн-мероприятия компании "Гротек"  15 мая. Профилактика пожарных рисков в крупных коммерческих объектах за счёт  использования автоматизированных систем  16 мая. Пожарная безопасность зданий и коммерческой недвижимости  22 мая. Видеоаналитика и автоматизированный видеоконтроль технологических  процессов, производственных регламентов  Регистрируйтесь и участвуйте!

Проблемные вопросы СОУЭ "Антитеррор"

29/08/2023

Одним из заметных трендов последнего времени можно назвать активизацию работы по контролю за антитеррористической защищенностью объектов с массовым пребыванием людей.

В основе этого процесса лежит постановление Правительства РФ от 25.03.2015 г. № 272, ред. от 29.07.2020 г. (далее – ПП 272), которое фактически разграничило требования к объектам массового пребывания людей и объектам (территориям), подлежащим обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации.

Под местом массового пребывания людей, согласно определению Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", ст. 3, п. 6, понимается территория общего пользования или место общего пользования в зданиях и сооружениях, на котором может одновременно находиться более 50 человек.

Для обследования объектов и мест с массовым пребыванием, их категорирования и формирования решения о достаточной защищенности решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации создаются межведомственные комиссии, в которые включаются правообладатели объектов и представители ФСБ, МВД, Росгвардии и МЧС.

В соответствии с п. 23 ПП 272 все места массового пребывания людей, независимо от установленной категории, оборудуются:

а) системой видеонаблюдения;
б) системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ);

в) системой освещения.

Здесь новым понятием становится СОУЭ, являющаяся не привычной специалистам системой пожарной автоматики, а частью антитеррористической защиты объекта. Именно о ней и пойдет речь. К новому типу СОУЭ предъявляются достаточно общие требования – п. 31: система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта.

Интересный нюанс содержит п. 32: система оповещения в месте массового пребывания людей является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Значит, фактически эта СОУЭ должна быть отдельной и не совмещенной с другими системами.

Подходы к объектам, подлежащим обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, в целом аналогичны таковым к объектам с массовым пребыванием людей. Сам перечень объектов охраны приведен в распоряжении Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 928-р. Он включает в себя конкретные знаковые и особо важные объекты (административные здания Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Банка России, МИДа, Счетной палаты и т.п.), здания и хранилища федеральных музеев и архивов, места стоянок судов с ядерными энергетическими установками и др. Требования к технике СОУЭ на этих объектах чуть более детализированы в двух пунктах второй части ПП 272:

"П. 41. Система оповещения должна обеспечивать:

а) подачу звуковых и (или) световых сигналов в здания, помещения, на участки объекта (территории) с постоянным или временным пребыванием людей;
б) трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;
в) возможность выдачи речевых сообщений в автоматическом режиме и в ручном режиме через микрофон;

г) автоматический переход на электропитание от резервного источника.

П. 42. Количество оповещателей, их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей. Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и разъемных соединений. Управление системой оповещения должно осуществляться из специального помещения".

При этом явного указания на то, что СОУЭ не должна быть совмещена с другими схожими системами, в этой части документа уже нет.

ПП 272 не регулирует объекты, собственниками которых являются федеральные органы исполнительной власти (ФОИВы), ГК "Росатом" и ГК "Роскосмос". Для различных ФОИВов разработаны собственные однотипные постановления правительства (всего их около 20). В них нет конкретных требований и рекомендаций по организации системы оповещения, но есть общая фраза: "…оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации".

Только в одном ПП, касающемся Минпросвещения, есть дополнительная конкретика: "Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания".

При этом НИЦ "Охрана" Росгвардии, в свою очередь, разработал Рекомендации по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны социально значимых объектов (территорий), находящихся в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, в которых есть следующее положение: "СОУЭ должны быть автономными и позволяющими осуществлять оперативное информирование лиц, находящихся на объектах Министерства просвещения Российской Федерации, об актуальных чрезвычайных ситуациях и разновидностях террористических проявлений, поскольку от конкретной ситуации зависит и алгоритм дальнейших действий находящихся на таких объектах лиц (например, безопасная эвакуация либо противодействие преступным действиям с признаками террористических проявлений). С учетом этого установленные на объектах Министерства просвещения Российской Федерации СОУЭ для целей оповещения людей при пожаре, чрезвычайных ситуациях (гражданской обороны) не могут подменять собой СОУЭ для оповещения людей при совершении или угрозе совершения террористического акта, а также его проявлений".

В результате получается, что большое количество объектов должны оборудоваться еще одним типом СОУЭ, параллельно с уже существующей и использующейся в комплексе системой пожарной автоматики.

Возникают вопросы о целесообразности такого подхода. Ведь гипотетически возможна ситуация, при которой СОУЭ "Антитеррор" станет транслировать сообщение о необходимости оставаться на местах, блокировать двери, а пожарная СОУЭ – требовать как можно скорее следовать к эвакуационным выходам. При этом оба сообщения будут воспроизводиться с большой громкостью при помощи оповещателей, установленных рядом друг с другом.
Кроме того, монтаж и эксплуатация второй СОУЭ – это дополнительная финансовая нагрузка. А ведь само же ПП 272 требует наиболее эффективно и экономно использовать силы и средства для защиты объектов.

То есть наиболее "красивым" вариантом решения задачи "антитеррористической" СОУЭ видится ее совмещение на одном оборудовании с "пожарным".

Против такого подхода не возражают представители МЧС, но пока межведомственный консенсус не достигнут. При этом НИЦ "Охрана" планирует до конца 2024 г. разработать и принять ГОСТ на "антитеррористические" СОУЭ, в котором будут определены признаки функционального разграничения между данной системой оповещения и другими типами систем оповещения.
Специалисты-практики, в свою очередь, надеются на то, что здравый смысл восторжествует и описанные выше коллизии, связанные с дублированием систем оповещения, разрешатся.

goryachenkov1

 

 

 

Максим Горяченков
Редактор раздела "ОПС, пожарная безопасность",
руководитель отдела технической поддержки ЗАО "НВП "Болид"
 

Безопасность объектов с массовым пребыванием людей: обзор >>

Темы:Пожарная безопасностьПожарная сигнализацияСОУЭЖурнал "Системы безопасности" №3/2023Колонка редактора