Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие темы обзоров проекта "СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ"  * Безопасность мест с массовым пребыванием людей. Антитеррор * Технические решения для мониторинга и защиты верхней полусферы * Бюджетные видеокамеры * Турникеты для объектов с высокой проходимостью   Изучайте тематический план и становитесь автором журнала!

Рынку безопасности не хватает технической культуры

01/06/2023

Чего сегодня не хватает рынку? Когда в экспертных опросах или интервью задают этот вопрос, понятно, что кто бы ни отвечал на него, он, естественно, будет упоминать (продвигать) продукцию или технологию предприятия, компании или организации, с которыми так или иначе связан. При этом ты про себя невольно усмехаешься, поражаешься некоторой наивности интервьюеров, ожидающих узнать нечто уникальное, когда ответ очевиден. Надо признать, что при этом никто не лукавит, действительно все эти вещи нужны рынку: если их разрабатывают и производят, стало быть, на них есть спрос.

Если не вдаваться в технические детали и смотреть на вещи шире, то российскому сегменту рынка систем безопасности в настоящий момент не хватает… технической культуры. Культуры проектирования, культуры производства, культуры монтажа и дальнейшей эксплуатации оборудования. Есть, конечно, исключения – организации, где все на высшем уровне, но в целом по стране уровень технической культуры оставляет желать лучшего.

Культура проектирования

Не единожды приходилось встречать на объектах сооружения, выполненные "строго по проекту" (точнее, "слепо по проекту"), абсолютно без учета особенностей местности, климата, специфики эксплуатации находящегося на них оборудования. Здесь и воздушные коммуникации, не выдерживающие нагрузки садящихся на них птиц, и перекрывающие проходы и проезды кабельные трассы (рис. 1), и всевозможные пересечения всего того, что ни в коем случае ни пересекаться, ни упираться одно в другое не должно.
Культура проектирования как раз и заключается в том, чтобы ничего ничему не мешало функционировать и при этом оставался доступ к участкам, где могут потребоваться аварийные, ремонтные или регламентные работы.

рис1 (4)-2

Рис. 1. Проектировщикам следовало бы провести предварительный аудит проекта с монтажной организацией

Во избежание подобных технических коллизий придумали цифровое моделирование (BIM) – вещь архинеобходимую, которая перерабатывает большой массив информации и позволяет на стадии проектирования избежать возможных ошибок.

Следует подчеркнуть, что BIM-технологии значительно сокращают сроки проектирования и дают возможность одновременно работать над проектом всем его участникам. В этом плане плюсов очень много.

И вроде ратуем за новации, стремимся идти в ногу со временем, но в то же время, когда одни внедряют BIM-технологии, другие находят множество причин работать по старинке. "Мы ведь по старинке живем, в двенадцать часов обедаем"1. Эта литературная цитата очень точно передает сегодняшний настрой не скажу что всех, но многих проектировщиков. Увы, пока инерция превалирует над пониманием необходимости коренных преобразований.

Культура производства

Об уровне производства нужно судить по тому, действует ли на предприятии система менеджмента качества (ISO 9001), проводятся ли испытания готовой продукции и стандартизированы ли методики их проведения. Если все это в совокупности имеется, то продукция, как правило, отличается высоким уровнем качества и надежности.

Культура монтажа

Отсутствие традиции читать инструкцию перед тем, как что-нибудь делать, приводит к неправильному монтажу. И если все-таки что-то удается установить и запустить, то оно вскоре выходит из строя. Примеров тому множество.
Есть вопиющий факт, когда монтажная организация, не удосужившись прочитать инструкции по монтажу, привела в негодность систему безопасности критически важного объекта, включающую в себя и бронированные наблюдательные вышки, и противотаранные устройства, и систему управления автотранспортными КПП. И это не единственный случай.

Вместе с тем есть прекрасные образцы организации работ с высоким уровнем культуры монтажа, где учитывают геодезические данные, где работники пользуются только сертифицированными инструментом и материалами, а если приходится сталкиваться с противоречивыми проектными требованиями, согласовывают возможные изменения совместно с проектировщиком и представителем заказчика.

Культура монтажа не только в том, чтобы строго придерживаться проекта, но и в том, чтобы при обнаружении в нем ошибки остановить работы до получения согласованного решения, позволяющего в последствии избежать проблем.

рис2 (3)

Рис 2. Так бывает, когда кабель в грунт закладывает один монтажник, заземлитель устанавливает другой и оба работают "строго (слепо) по проекту"

Культура эксплуатации

Никак не могу понять, как можно потратиться на дорогостоящую технику и экономить деньги за счет обучения обслуживающего ее персонала.
Обычно при производственных предприятиях есть учебные центры, обучающие персонал правильной эксплуатации поставленной клиенту техники. И многие заказчики пользуются их услугами. Но есть такие, замечу, совсем не бедные компании, которые, приобретя те же противотаранные шлагбаумы, эксплуатируют их, нисколько о них не заботясь и не соблюдая никаких технических регламентов. Словно планируют заменить их сразу же по истечении гарантийного срока. В итоге стоят они, бедолаги, в одной и той же позиции, задрав стрелу к небу.

Подготовленные в учебном центре электромеханики, грамотно обслуживая технику, могли бы в несколько раз увеличить срок службы находящихся на объекте технических устройств, сэкономив владельцу значительные средства.

***

Если подытожить сказанное, то сегодня рынку нужны культура проектирования, культура производства, культура монтажа, культура эксплуатации, высококвалифицированный персонал. И если мы все это хотим поддерживать на должном уровне, нужна стандартизация систем безопасности и методик их испытаний.

Игорь Васильев

 

 

 

Игорь Васильев
Редактор раздела "Комплексная безопасность",
заместитель директора по НИОКР компании "ЦеСИС"
 
Темы:Комплексная безопасностьЖурнал "Системы безопасности" №2/2023