Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие онлайн-мероприятия компании "Гротек" 22 октября. AgroTech: интеллектуальные технологии в сельском хозяйстве 23 октября. Выбор и проектирование автоматических систем пожаротушения 29 октября. BPM/ECM-платформы для автоматизации бизнес-процессов 30 октября. Управление данными для современного цифрового предприятия 31 октября. Комплексная безопасность объектов промышленности   Регистрируйтесь и участвуйте!

Шахматы цифровизации

12/01/2023

Тема цифровизации у всех на слуху. Выражаясь штампами советской прессы, цифровизация широко шагает по стране. Шагает-то широко, но постоянно спотыкаясь о предубеждения, консерватизм и непонимание сути цифровых реформ.

Пока преждевременно говорить о системном стратегическом подходе к применению цифровизации. В настоящее время мы наблюдаем разрозненные решения на отдельных функциональных направлениях. При формальном наличии рамочной федеральной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" все еще нет единой стратегии внедрения цифровизации в технологические процессы, проектирование и управление. Каждая корпорация идет своим путем, разрабатывая множество корпоративных приложений, зачастую с разрозненными данными.

"Мусор на входе – мусор на выходе"

Какова конечная цель внедрения "цифры" и чего при этом нужно достичь, понимают немногие. Не все осознают, что нужно менять не "витрину", а сам подход к решению задачи, иначе обычный бардак заменит оцифрованный клон, не более того.

Такие опасения возникают в том числе из-за того, что во многом отсутствует система отбора и подготовки исходных данных. В профессиональном сленге специалистов, занимающихся информатикой, есть выражение "мусор на входе – мусор на выходе" (англ. garbage in, garbage out), означающее, что при отсутствии правильной сортировки входных данных не будут получены ожидаемые результаты. Если в аналитическую машину загрузить информационный мусор, она и выдаст мусор, даже если сама будет работать исправно по заданному алгоритму.

Чем больше комбинаций, тем правильнее решение

Высокая эффективность цифровизации заключается в технической возможности обработки большего массива данных, при этом следует учесть, что это не просто обработка данных, а обработка с возможностью корректировки промежуточных результатов в онлайн-режиме, что в конечном итоге дает возможность прогноза развития событий, понимания правильности принятия корректирующих управленческих решений в части долгосрочной стратегии развития компании или ее отдельных направлений. В общем, как в шахматах: чем больше прорабатывается комбинаций, тем правильнее может быть решение о следующем ходе. Только надо уметь это делать.

Грань между функциями машины и человека

Внедрение инноваций, связанных с цифровизацией, влечет за собой фундаментальные изменения в принятие решений на основе более детальной или тщательной обработки поступающей информации. Цифровизация устраняет множество ограничений, порождая огромные возможности для анализа масштабных проектов, просчета большого количества комбинаций и при этом имея возможность выбрать несколько из них, наиболее выгодных для окончательного принятия решения человеком.

Нужно различать тонкую грань между функциями машины и человека. Проработать больше комбинаций – это цифровизация, оценить больше вариантов последствий планируемого решения – это тоже цифровизация, а принимать решение должен, скорее всего, человек, но может и искусственный интеллект. Однако пока будет востребован "во всем виноватый стрелочник", полностью отстранить человека от принятия решений не получится, так как определить или назначить кого-то "стрелочником" в искусственном интеллекте не удастся.

Искусственный интеллект – это только инструмент

Думая, что искусственный интеллект – это некая девушка из телефона (голосовой помощник), которая решит все проблемы, руководители разного ранга порой не понимают, что для их решения требуются не столько новые технологии, сколько иной подход к управлению.

Руководителю нужно представить проект решения, а не приносить ему кучу таблиц, отчетов и прочей сопутствующей информации. Руководителю нужен результат анализа данных, прогноз развития ситуации, возможные шаги и их последствия. И тогда он – руководитель – сделает тот выбор, по которому пойдет компания. А вот куда? Во многом зависит от правильного понимания цифровизации, ее возможностей и верного подхода к анализу исходных данных. Впрочем, это тоже забота руководителя – тщательный подбор персонала и точность формулировки задачи по начальной подготовке исходных данных.

Нужно понимать, что искусственный интеллект, безусловно, помогает: экономит время на обработку, поиск информации и ее сортировку, но это не все, что требуется. Искусственный интеллект – это только инструмент, требующий тщательной настройки.

К сожалению или к счастью, но в настоящий момент структуры производства, проектирования и НИОКР не готовы полностью перейти под власть искусственного интеллекта. Несмотря на всю эту новую цифровую автоматизацию, приоритет остается за управленцем в человеческом обличье. Поэтому большие надежды возлагаются на новое поколение руководителей с современным мышлением – мышлением эпохи глобальной цифровизации.

И надо сказать, что цифровизация – это не "сухая цифирь", здесь тоже есть место для управленческого творчества, для лидерства, которое требует и понимания рисков, и правильной оценки возможностей новой диджитал-эпохи.

Игорь Васильев

 

 

 

Игорь Васильев
Редактор раздела "Комплексная безопасность",
заместитель директора по НИОКР компании "ЦеСИС"

 

SS_Security and Safety

Темы:Цифровая трансформацияИскусственный интеллектЖурнал "Системы безопасности" №3/2022