Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие онлайн-мероприятия компании "Гротек"  15 мая. Профилактика пожарных рисков в крупных коммерческих объектах за счёт  использования автоматизированных систем  16 мая. Пожарная безопасность зданий и коммерческой недвижимости  22 мая. Видеоаналитика и автоматизированный видеоконтроль технологических  процессов, производственных регламентов  Регистрируйтесь и участвуйте!

Срок жизни систем пожарной автоматики: сегодня и завтра

06/12/2023

Два года назад мы уже обращались к вопросам: каков предельный срок эксплуатации систем пожарной автоматики (СПА) и существует ли возможность его продления?

На тот момент единственным нормативным документом, регулирующим этот вопрос, были Правила противопожарного режима в Российской Федерации (ППР), в п. 54 которых сказано: "…При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке. Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты". То есть ППР легализовали возможность эксплуатации оборудования сверх "срока службы, установленного производителем".

Главной сложностью оказалась необходимость определения этого срока.
Производители СПА, действуя в соответствии с п. 7.9.4 ГОСТ Р 53325–2012 "Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний", указывают в документации не предельный срок службы, а "показатель надежности": средний срок службы не менее 10 лет.

Окончательный ответ на вопрос о предельном сроке был дан в апреле 2022 г., когда в приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 июля 2020 г. № 1190 "Об утверждении Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"1 были внесены два национальных стандарта:

  1. ГОСТ Р 59638–2021 "Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность".
  2. ГОСТ Р 59639–2021 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность".

В части систем пожарной сигнализации (СПС) ГОСТ Р 59638–2021 содержит указание о том, что "в случаях, когда в технической документации указан неопределенный срок службы (эксплуатации), например, "10 лет и более" или "средний срок службы 10 лет", следует руководствоваться числовым значением ("10 лет" в приведенном примере) и принимать его как время истечения срока службы (эксплуатации)" (п. 6.6.1). Таким образом, предельный срок эксплуатации большей части оборудования СПС на сегодняшний день составляет 10 лет.

В п. 6.6.1 также сказано: "Решение о дальнейшей эксплуатации должен принимать правообладатель объекта. При принятии решения об эксплуатации технических средств СПС с истекшим сроком службы рекомендуется привлекать производителя данного технического средства СПС. При отрицательном заключении производителя эксплуатацию технических средств СПС с истекшим сроком службы проводить не следует". При этом раздел 6.6 не определяет очный формат участия производителя в испытаниях систем.

Подходы отечественных производителей к возможному продлению срока эксплуатации СПС разделились. Одна группа декларирует дальнейшую эксплуатацию СПС в течение нескольких лет при условии удачного прохождения системой регулярных испытаний в соответствии с технической документацией на отдельные ее элементы и приложениями к ГОСТ Р 59638–2021. Другая дает рекомендации о замене технических средств по истечении 10 лет без возможности продления этого срока.

В части систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) ГОСТ Р 59639–2021 п. 6.7.4 явным образом устанавливает сроки периодичности плановой замены оповещателей, приборов, их компонентов, ИБП, элементов питания и других элементов СОУЭ в соответствии с рекомендациями производителей: не реже, чем раз в 10 лет.

Для иных СПА вопросы замены и возможности продления срока службы так и остаются непроработанными и регламентируются ППР. Только в отношении автоматических установок пожаротушения ГОСТ Р 59636–2021 в п. 7.3.1 предусматривается процедура технического освидетельствования.

Видно, что сегодня существует заметная разница в подходах к СПС и СОУЭ. Это осложняет жизнь правообладателям объектов и обслуживающим организациям при планировании замены оборудования и эксплуатации систем, тем более что зачастую СПС и СОУЭ работают как единое целое.

Разработчики указанных ГОСТов попытались привести эти подходы в соответствие друг другу.

В августе 2023 г. завершилось публичное обсуждение первых изменений в ГОСТ Р 59638–2021 и ГОСТ Р 59639–2021. В части рассматриваемых нами вопросов был предложен следующий единый вариант: "Продление срока эксплуатации должно осуществляться на срок не более 1 года. Количество продлений срока эксплуатации не должно превышать двух раз. Эксплуатация технических средств СПС свыше продленного на 2 года срока эксплуатации запрещается". В проекты ГОСТов были также добавлены новые приложения – "Методы испытаний на работоспособность СПС (после истечения срока эксплуатации)" (аналогично для СОУЭ). В них появились требования о дополнительных испытаниях не менее 50% всех технических средств СПС и СОУЭ с истекшим сроком эксплуатации, смонтированных на объекте, в аккредитованных испытательных лабораториях.

По содержанию испытания должны соответствовать процедурам оценки соответствия межгосударственным или национальным стандартам.
Результаты признаются положительными только при 100%-ных положительных результатах испытаний.

Складывается ситуация, когда де-юре возможность продления срока службы систем декларирована, а де-факто такое продление практически невозможно. В России есть только несколько аккредитованных на соответствующие ГОСТы испытательных лабораторий. Они, естественно, не справятся с потенциально возможным потоком заявок на испытания. Кроме того, стоимость испытаний технических средств на соответствие ГОСТам достаточно велика, а сами испытания занимают продолжительное время.

Как продолжать эксплуатировать объекты, лишенные половины оборудования ключевых СПА, неясно. В то же время можно согласиться с тем, что ужесточение политики в области замены технических средств имеет под собой веские основания. Сложно говорить о том, какова, например, будет реальная чувствительность дешевого неадресного извещателя после 10 лет непрерывной эксплуатации. Даже испытания специальным аэрозолем на месте установки покажут лишь возможность его срабатывания в принципе, но не дадут оценить инерционность в условиях пожара.

В сложном и неоднозначном вопросе продления срока службы СПА сформировался очередной этап развития нормативной базы. Остается дождаться утверждения окончательных редакций изменений к ГОСТ Р 59638–2021 и ГОСТ Р 59639–2021 после голосования в ТК 274.

1 Летом 2023 г. приказ от 14 июля 2020 г. № 1190 был заменен приказом от 13 февраля 2023 г. № 318, в котором продолжают фигурировать ГОСТ Р 59638–2021 и ГОСТ Р 59639–2021.

goryachenkov1

 

 

 

Максим Горяченков
Редактор раздела "ОПС, пожарная безопасность",

руководитель отдела технической поддержки ЗАО "НВП "Болид"

Приборы приемно-контрольные и управления пожаротушением. Выбрать >>

Темы:Пожарная безопасностьПожарная сигнализацияБеспроводные технологииКолонка редактораЖурнал "Системы безопасности" №5/2023