Подписка

Тернии нормотворчества в пожарной автоматике

16/04/20

В 2019 г. мы уже обращались к теме разработки новых документов по стандартизации в области пожарной сигнализации и автоматики. В этой колонке попробуем осветить текущую ситуацию, в том числе изнутри Технического комитета ТК 274 "Пожарная безопасность".

Соберем  для  вас  лиды!

Напомним, что основными документами, вокруг которых уже почти год кипят дебаты, являются:

  1. проект межгосударственного стандарта "Приборы приемно-контрольные пожарные. Приборы управления пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний" – документ, по которому в дальнейшем будут сертифицироваться пожарные приемно-контрольные и приборы управления;
  2. проекты трех сводов правил (СП "Системы противопожарной защиты. Cистемы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования", СП "Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", СП "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности"), которые призваны заменить действующий СП5 13130.2009, каждый в своей части.

Задача по разработке проектов этих документов легла на плечи ФГБУ ВНИИПО МЧС России. В настоящее время все они прошли стадию публичного обсуждения, в том числе в формате круглых столов, а своды правил в феврале 2020 г. рассмотрены на подкомитете ПК5 "Экспертиза сводов правил" ТК 274, после чего в марте – апреле направлены экспертам сформированных рабочих групп. При этом небезынтересны некоторые процедурные инциденты и регуляторные проблемы, возникшие во время данных мероприятий.

ГОСТ непрост

Вызвал вопрос регламент утверждения окончательной редакции проекта межгосударственного ГОСТа.

В октябре 2019 г. состоялось заочное голосование по проекту ГОСТа, в результате которого документ был передан разработчикам на доработку по представленным членами ТК замечаниям. По состоянию на конец марта 2020 г. финальная редакция ГОСТа в технический комитет не поступала. При этом из материалов нового СП по системам пожарной сигнализации видно, что разработчики планируют внести в текст ГОСТа ряд существенных изменений (например, должен появиться раздел, посвященный компьютерным автоматизированным рабочим местам), которые выходят далеко за рамки доработок по замечаниям, полученным при голосовании. Повторное же голосование по окончательному тексту стандарта процедурами не предусмотрено.

Не отмена части, а замена целого

Оказалось также, что постановление Правительства РФ от 1 июля 2016 г. № 624 "Об утверждении Правил разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил" не предполагает процедуры "отмены части свода правил", а только замены свода правил в целом. Это вызывает необходимость одномоментного утверждения всех трех вышеперечисленных новых сводов правил взамен СП5 13130.2009. Ранее подобных прецедентов не было, и возникает вопрос, не вызовет ли такая взаимосвязь соблазн у разработчика данных сводов правил проигнорировать принципиальные замечания экспертизы и утвердить эти документы ради выполнения плана НИОКР МЧС России на 2019 г.

Без обязательных согласований

Экспертами также отмечено, что все проекты новых сводов правил по неизвестным причинам не прошли согласование в профильных комитетах, в частности в ТК 465 "Строительство", хотя данная процедура обязательна по требованиям ПП № 624.

Кроме того, проект СП по пожарной сигнализации не согласован с ТК 465 и ТК 234. При этом существует целый ряд ссылок из сводов правил, разработанных в этих техкомитетах на СП5 13130.2009.

Проект СП с "Перечнем зданий…" содержит ссылки на нормативные документы, подготовленные другими техническими комитетами по стандартизации и их членами, например ТК 150 "Метрополитены" в части ссылки на СП 120.13330.2012 "Метрополитены" и ТК 045 "Железнодорожный транспорт" в части ссылки на СП 153.13130.2013 "Инфраструктура железнодорожного транспорта. Требования пожарной безопасности".

Невыполнимые требования

Наибольшее количество принципиальных замечаний экспертов вызвал проект СП "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования". По заключению экспертов, он содержит требования, которые не могут быть выполнены на уровне функций приборов, которые на сегодняшний день сертифицированы по действующему ГОСТ Р 53325–2012. Таким образом, требования проекта СП ограничивают рынки сбыта сертифицированных приборов, что вызывает вопросы о наличии признаков нарушения ст. 15 п.1 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции". Важно, что ГОСТ Р 53325–2012 и СП5 13130–2009 являются обязательными документами по стандартизации, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение не только требований национального Технического регламента № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", но и требований Технического регламента Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" ТР ЕАЭС 043/2017.

Каким будет вердикт?

Таким образом, у профессионального сообщества есть небезосновательные опасения, что очень важные для специалистов по пожарной безопасности нормативные документы, попав в цейтнот планового утверждения, могут быть приняты, несмотря на игнорирование основных процедур, определенных государственными нормативными правовыми актами.

goryachenkov

 

 

 

 

Максим Горяченков
Редактор раздела "ОПС, пожарная безопасность", руководитель отдела технической поддержки ЗАО НВП "Болид"

Темы:Колонка редактораПожарная безопасностьЖурнал "Системы безопасности" №2/2020