Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие темы обзоров проекта "СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ"  * Безопасность мест с массовым пребыванием людей. Антитеррор * Технические решения для мониторинга и защиты верхней полусферы * Бюджетные видеокамеры * Турникеты для объектов с высокой проходимостью   Изучайте тематический план и становитесь автором журнала!

Транспортный КПП по-вавилонски

31/03/2021

При рассмотрении вопросов проектирования и оборудования автоматизированных транспортных контрольно-пропускных пунктов (АТКПП) возникает ощущение, что заказчики, проектировщики, разработчики и производители бродят внутри Вавилонской башни: они разговаривают на разных языках и абсолютно не понимают друг друга. Похоже, что многие до сих пор не до конца осознают, что нужно делать в плане нормативных документов, алгоритмов работы, оборудования и прочего.

Транспортный КПП – непростое звено в системе физической защиты периметра любого объекта. И не только из-за того, что этот участок периметра насыщен разнообразными физическими барьерами, электроникой, системами контроля и управления доступом (СКУД), видеонаблюдения, освещения и др. Помимо технической составляющей, здесь немаловажную роль играют алгоритмы работы, разработанные с учетом различных ситуаций, включая чрезвычайные.

Проектирование транспортного КПП как комплекса охранных систем и инженерно-технического оборудования тоже довольно сложный процесс: проектировщик работает с разными заказчиками и производителями продукции, при этом нет и не может быть единого подхода к различным объектам. Нет и не может быть единой нормативной базы. Тем не менее комплекс должен обеспечивать безопасность любых объектов при существующем разнообразии предъявляемых к нему требований. Перечень обязательного оборудования в нормативных документах имеется, но каким образом должны функционировать противотаранные шлагбаумы, ворота, досмотровые шлюзы и как это все должно взаимодействовать, в них не сказано.

Обойти узкие места

Сегодня нет четкого понимания тактики охраны, и рынку давно уже требуется ее разработка. По этой причине остаются открытыми многие вопросы проектирования АТКПП. При этом сам процесс проектирования должен проходить уже на отлаженном оборудовании. Сегодня же все вынуждены собирать комплекс из россыпи отдельных элементов. В конечном итоге после сдачи объекта у эксплуатирующей организации возникают проблемы с временными интервалами, с отметками в журнал событий и пр.

Отсюда вывод: не комплекс должен состоять из элементов оборудования и изделий, а элементы оборудования и изделия должны входить в комплекс. К сожалению, не все понимают разницу между этими определениями.

К тому же эксплуатирующие организации (службы) зачастую не имеют опыта работы с АТКПП. И прежде чем писать техническое задание, их представителям имело бы смысл познакомиться с АТКПП в действии на каком-либо объекте либо на производственной площадке производителя, чтобы понять его возможности, обозначить для себя проблемные узлы и уже на основании увиденного сформулировать требования к комплексу под свой объект.

Производители пытаются каким-то образом обойти узкие места: разрабатывают набор типовых проектных решений, предлагают вместе со своими изделиями рассмотреть какие-то модели нарушителя, возможные тактики при том или ином действии нарушителя. Но при этом учитываются возможности производителя, а не потребности эксплуатирующей организации. Нужно понимать, что ни производитель, ни проектировщик, ни заказчик в отсутствие понимания определенной тактики никогда не договорятся. Такая ситуация вынуждает и производителя, и проектировщика, и монтажника постоянно решать массу вопросов и бесконечно доводить, доводить и доводить АТКПП на объекте до логического завершения, так же как и при строительстве Вавилонской башни.

Нужно менять ситуацию

Было бы правильно, если бы для начала разработчик и заказчик в творческом союзе с проектировщиком сформулировали вопросы и тактики, и применяемости, и обслуживания.

А лучше всего, если бы они имели возможность поработать, попробовать что-то на образцах, чтобы понять логику и время алгоритмов работы и т.д. и т.п.

Но сегодня ситуация обратная: все эти вопросы, в том числе тактики, решает монтажник, потому что ему сдавать работу. Именно он является заложником не до конца проработанного проекта, заложником плохо совместимой (совмещаемой) продукции, заложником непроработанного технического задания. И деваться монтажнику некуда, ему надо реализовывать проект.

Проектировщик делает проект, исходя из требований, которые заказчик не всегда может точно сформулировать перед началом работ.
Далее поставщик и монтажник, каждый на определенном этапе, решают свою задачу. И конечный результат их не очень интересует.

Когда все сделано – разработан проект, закуплено оборудование, произведены его монтаж и пусконаладочные работы, все работает: лампочки мигают, шестеренки крутятся – работа принимается… И сразу же с началом эксплуатации начинают выявляться нестыковки: несогласованное время работы исполнительных устройств, отказ отдельных элементов, пропадание питания и необходимость обеспечения работы устройств в ручном режиме, при этом приходится брать несколько разных ключей. К тому же выясняется, что нельзя изменить или скорректировать алгоритм работы АТКПП силами персонала эксплуатирующей организации и т.д. и т.п. А спросить за это уже не с кого. Каждый на своем этапе все сделал правильно, как положено… Только башня почему-то упала?!

Решать проблемы совместно

Резюмируем проблемы АТКПП:

  1. это самое уязвимое место в системе охраны периметра;
  2. сложность построения самого комплекса с набором множества функций, которые должны быть в нем реализованы;
  3. эти функции зачастую не подкреплены возможностями производителя и продуктами, которые производитель выпускает совершенно разными и не всегда подходящими для АТКПП как единого комплекса;
  4. функции также не подкреплены алгоритмами, которые должны применяться, и каким-либо набором типовых проектных решений, которые идут от проектирования к конструированию, в производство, на монтаж и далее к обслуживанию.

К сожалению, эта сложнейшая система сегодня ушла в сторону компиляции, неквалифицированного исполнения проектировщиками и неквалифицированного написания технического задания заказчиком в связи с отсутствием понятия проблемы в целом, особенно в начале работы. При этом не учитывается модель нарушителя и отсутствует понимание угроз, но это предмет особого разговора.

В сложившейся ситуации производителю ничего не остается, кроме как выпускать автоматизированный транспортный КПП как единый комплекс, а проектировщикам – брать в работу уже готовый комплекс.

"И тогда строители построили башню из правильных кирпичей, скрепленных правильным раствором, и наказали стоять той башне, адаптированной к различным "погодным" условиям, на пользу людям и на радость эксплуатирующим службам..."

vasiliev1

 

 

 

Игорь Васильев
Редактор раздела "Комплексная безопасность, периметровые системы", главный конструктор Центра специальных инженерных сооружений
Темы:Комплексная безопасностьЖурнал "Системы безопасности" №6/2020