Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие темы обзоров проекта "СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ"  * Безопасность мест с массовым пребыванием людей. Антитеррор * Технические решения для мониторинга и защиты верхней полусферы * Бюджетные видеокамеры * Турникеты для объектов с высокой проходимостью   Изучайте тематический план и становитесь автором журнала!

Возвращаясь к напечатанному…

25/03/2022

В "Божественной комедии" Данте один из кругов ада представляет собой обитель тех, кто недостойно тратил и копил. В наказание они были обречены на вечный спор.

Сегодня невольно будешь проводить параллели со средневековыми авторами, когда в технических комитетах Росстандарта вот уже три года идет обсуждение проекта государственного стандарта проведения испытаний противотаранной техники. Единственным результатом этого обсуждения является то, что оно превратилось в перманентный процесс, и, видимо, большинство его участников такое положение дел устраивает.

Если объективно смотреть на ситуацию, то пока не будет утвержденного ГОСТа на противотаранные средства, не имеет смысла начинать разговор о какой-либо транспортной безопасности либо безопасности важных объектов.

Форум "Технологии и безопасность" завершен. МАТЕРИАЛЫ НА САЙТЕ >>

Желаемое будущее

Прежде чем поднимать тему обеспечения транспортной (и любой другой) безопасности, нужно принять какие-то нормативные требования, которые должны быть всем понятны или хотя бы изложены на бумаге, чтобы и потребитель, и производитель говорили на одном языке. И основной нормой должно быть удержание таранного удара.

Категории, относящиеся к техническим средствам безопасности, и технические требования к ним должны быть узаконены каким-либо общегосударственным (федеральным) документом, в котором также должны быть прописаны категории объектов: железнодорожные переезды, вокзалы, аэропорты, места массового скопления людей, городские площади, набережные и т.д.
Подчеркиваю, все это должно быть закреплено на федеральным уровне, а не лататься ведомственными документами, которыми сегодня руководствуются почти во всех отраслях и корпорациях, включая силовые структуры. Ведомственных бумаг с избытком, и во всех отчетах они фигурируют, но только непонятно, каким образом подтверждаются заявленные на тендерах характеристики?! Отсюда и на объектах появляется абы что.

Печальное настоящее

На рынке представлена достаточная номенклатура выпускаемых противотаранных устройств. Возьмем, к примеру, болларды: к ним тоже нет совершенно никаких требований, а они выполняют те же противотаранные функции.

Рынок не стоит на месте ни технически, ни фактически и предлагает все больше и больше решений с точки зрения не только количества, но и разнообразия физических принципов работы конструкций, а узаконенных технических требований к ним до сих пор нет. В результате появляется масса конструкций, которые с большим сомнением можно назвать противотаранными.

Число разновидностей угроз стремительно растет. Не стоит забывать, что кроме террористов есть просто сумасшедшие люди. Мировая тенденция такова, что население увеличивается, урбанизация возрастает, становится все больше людей с отклонениями в психике. Это общегосударственная проблема. А технический комитет и Росстандарт – это как раз государственные учреждения, даже с учетом коммерческих предприятий (разработчиков и производителей техники). И процедура утверждения документов относится к ведению государства в лице Росстандарта, на решение которого коммерческие структуры, даже если они разработчики и производители, ни в коем случае не должны оказывать никакого влияния.

Большие надежды

Три года идет обсуждение проекта ГОСТа "Устройства противотаранные для обеспечения безопасности от транспортных средств. Общие технические требования и методы испытаний". И если уж за этот срок данный стандарт не утвержден и процесс его принятия топчется на стадии обсуждения, нет никакой уверенности, что в течение следующих трех лет что-нибудь изменится или сдвинется с мертвой точки.

Угрозы растут. Рынок количественно и качественно меняется, на нем все больше низкопробной продукции, а воз и ныне там…

P.S. Когда готовился к публикации этот материал, разработчики ГОСТа получили экспертное заключение технического комитета по стандартизации № 228 (ТК 228), в котором говорится: "Полнота установления требований в Проектах к объекту стандартизации недостаточна и не соответствует современному уровню развития техники и технологии, передовому опыту и потребности экономики…

Разработка Проектов не способствует:

  • повышению качества и конкурентоспособности российской продукции и созданию условий для выхода отечественных изделий на внешние рынки по причине установления неэффективных и малоприменимых на практике дорогостоящих методов испытаний;
  • повышению уровня безопасности жизни и здоровья граждан, уровня безопасности частного и государственного имущества по причине установления требований к объекту стандартизации, не соответствующих его назначению как инженерно-техническому средству физической защиты…

Уведомление о завершении публичного обсуждения не размещалось.
Голосование членов ТК 228 по Проектам не проводилось".
Ничего конкретного.

По нашей просьбе редакция журнала "Системы безопасности" разместила проект ГОСТа "Устройства противотаранные для обеспечения безопасности от транспортных средств. Общие технические требования и методы испытаний" на сайте, он доступен по ссылке: https://bit.ly/3K0VRai. Будем признательны за ваши комментарии к данному документу.

Виталий Кобзун

 
 
 
 
 
 
 
Виталий Кобзун
Редактор раздела "Комплексная безопасность",
заместитель директора группы компаний "ЦеСИС"
 
Календарь мероприятий компании "ГРОТЕК"
 
Темы:Комплексная безопасностьЖурнал "Системы безопасности" №6/2021