Новости проекта "Системы безопасности"

Замена оборудования СПА после истечения срока службы

Вопрос о необходимости замены оборудования систем пожарной автоматики (СПА) после истечения срока службы остается одним из наиболее обсуждаемых среди специалистов, занимающихся их техническим обслуживанием.

Нормативная сторона вопроса регламентируется постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", ГОСТ Р 59638– 2021 "Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность" и ГОСТ Р 59639– 2021 (аналогичный документ о системах оповещения и управления эвакуацией), которые принципиально допускают временную эксплуатацию технических средств (ТС) СПА сверх срока службы, требуя при этом организацию ежегодных испытаний на работоспособность. Вся ответственность за принятие решения о продлении эксплуатации возлагается на правообладателя объекта.

На примере ГОСТ Р 59638–2021 видно, что в соответствии с п. 7.1 при определении возможности эксплуатации систем пожарной сигнализации (СПС) сверх установленного срока службы используются те же методы, что и при обычном контроле функционирования ТС, а также комплексных испытаниях на работоспособность, проводимых при ежегодном техническом обслуживании. Таким образом, несмотря на нежелание обслуживающих организаций разделять ответственность за продление эксплуатации, для проведения соответствующих испытаний правообладателем объекта чаще всего привлекаются именно они.

В нормах нет явных ограничений на период "временной эксплуатации" оборудования с истекшим сроком службы. Таким образом, если правообладатель объекта обладает крепкими нервами, а ежегодные испытания показывают удовлетворительные результаты, продлеваться такая эксплуатация может долго.

Правда, еще до испытаний и возможного принятия решения о продлении возникает вопрос: как определить максимальный срок службы ТС, входящих в состав СПА? Дело в том, что только два ГОСТа – ГОСТ 34698–2020 (извещатели пожарные) и ГОСТ 34699–2020 (технические средства оповещения и управления эвакуацией) требуют указывать максимальный срок службы в технической документации. Все другие, в том числе ГОСТ Р 53325–2012, на соответствие которому выданы большинство действующих сертификатов ТС, упоминают только о показателе надежности – среднем сроке службы, который должен составлять не менее 10 лет. Но как формально перейти от среднего срока службы к предельному или максимальному? Ответ на этот вопрос дает приказ МЧС России от 28.04.2023 г. № 408 "Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований, установленных абзацами четвертым и пятым п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации…": "7. В случае достижения указанного в технической документации предельного или неопределенного срока службы средств пожарной безопасности дальнейшая эксплуатация таких средств обеспечивается контролируемым лицом (правообладателем объекта) после проведения испытаний соответствующих СПЗ на предмет их работоспособности по методам, содержащимся в национальных стандартах Российской Федерации, указанных в пп. 10–14 Руководства (далее – испытания). Испытания проводятся ежегодно со дня наступления указанного срока службы средств пожарной безопасности до их замены".

Пп. 10–14 содержат ссылки на ГОСТ Р 59636– 2021, ГОСТ Р 59638–2021, ГОСТ Р 59639–2021.
Позиция производителей ТС в части их эксплуатации сверх среднего срока службы совпадает с позицией регулятора, однако есть несколько нюансов, не учтенных по понятным причинам в предлагаемых со стороны регулятора подходах. Очевидно, что по истечении 10 лет эксплуатации, независимо от результатов испытаний на работоспособность, вероятность произвольного выхода из строя прибора и поток отказов значительно возрастают, что увеличит стоимость владения системой. Кроме этого, из-за возможной деградации электронных компонентов невозможно гарантировать сохранение техническими средствами пожарной автоматики своих характеристик в рамках требований их профильных стандартов. Подтвердить это испытаниями в рамках методик, изложенных в вышеупомянутых ГОСТах, не представляется возможным. Такой уровень испытаний заложен при проведении сертификации технических средств СПА, и они проводятся в специализированных лабораториях сертификационных центров, при этом трудозатраты могут на порядок отличаться от затрат на ежегодные (по факту комплексные) испытания. При этом регулятор подытожил в своем разъяснении, что в любом случае руководитель организации (собственник) опирается при принятии решения на результаты испытаний, осуществляет непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственном объекте и несет персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Возможна ли альтернатива подходу, опирающемуся на ежегодные испытания, при продлении срока эксплуатации технических средств обеспечения пожарной безопасности?  Определенное окно возможностей оставляет ГОСТ Р 59638– 2021 в части СПС: "6.6.2 По завершении эксплуатации (после истечения срока эксплуатации или после продления срока эксплуатации) технические средства СПС должны быть заменены на аналогичные либо на иные по согласованию с заказчиком и проектной организацией… 6.6.5 После замены технических средств СПС должен быть проведен контроль их функционирования, а СПС должна быть испытана на работоспособность… в части, касающейся взаимодействия СПС с замененными техническими средствами".

Таким образом, если находящаяся в эксплуатации система соответствует проекту, то, возможно, для заказчика появляется еще один путь для оптимизации затрат: планомерная замена оборудования на аналогичное в рамках текущего ремонта без перепроектирования и глобальных монтажных работ. Важно отметить, что для кабельных линий срок службы составляет 25–30 лет и их заменять не требуется. Возможно, замена оборудования на иное может быть сопряжена с рядом трудностей, связанных с прекращением деятельности проектных организаций, более 10 лет назад выпустивших документацию. С другой стороны, проектные организации являются членами СРО (саморегулируемой организации) и ее юридическая ответственность или полномочия распространяются на результат работ ее членов.

В то же время требует разъяснения п. 16 ППР РФ: "На объектах защиты запрещается: о) проводить изменения, связанные с устройством систем противопожарной защиты, без разработки проектной документации, выполненной в соответствии с действующими на момент таких изменений нормативными документами по пожарной безопасности". Здесь важна позиция регулятора в вопросе, является ли выполнение п. 6.6.2 ГОСТ Р 596389 в части замены на аналоги "внесением изменений в устройство систем противопожарной защиты".

Ведь именно этим будут руководствоваться инспекторы Госпожнадзора. В случае согласованной позиции рассматриваемый альтернативный подход для средств обеспечения пожарной безопасности, опирающийся на своевременную замену оборудования после достижения срока службы, может дать положительный экономический эффект для правообладателя, экономящего около 50% затрат по сравнению с полной заменой противопожарных систем.

Максим Горяченков-1

 

 

 

 

Максим Горяченков
Редактор раздела "ОПС, пожарная безопасность",
руководитель отдела технической поддержки АО НВП "Болид"
 

Календарь мероприятий компании "ГРОТЕК"

Поделитесь вашими идеями

Подписаться на новости