Новости проекта "Системы безопасности"

Защита от дронов: мы в самом начале пути

1 и 3 октября этого года в рамках форума "Технологии безопасности" прошли онлайн-конференции "Выбор и построение систем защиты от БПЛА. Обнаружение, подавление, инженерная защита для объектов промышленности, нефтегаза и ТЭК" и "Технологии защиты периметра для безопасности критически важных и потенциально опасных объектов инфраструктуры". На обеих конференциях обсуждали вопросы защиты от дронов.

Слушая спикеров и читая чат онлайн-конференций, прошедших в начале октября, невольно сравнил происходящее с… рассуждениями большевиков, руководителей молодой Советской республики, об искусстве.

В документах столетней давности можно ознакомиться с решениями Совнаркома (читай правительства), где говорилось о главных направлениях в искусстве1, которым следует уделять особое внимание, исходя из условий настоящего момента. По воспоминаниям Анатолия Луначарского2 (наркома просвещения тех лет) Владимир Ильич Ленин (председатель правительства) подчеркивал значение кино для просвещения масс, из чего вытекала необходимость организации кинопроизводства и кинопроката в масштабах всей страны. Заметьте, что кино в то время было немым, а массы большей частью безграмотны. Отечественного кинооборудования не было, зато была политическая и экономическая блокада со стороны ведущих мировых держав (за исключением целевой помощи голодающим).

В это же время выделялись серьезные финансовые средства на развитие сети радиовещания.

Подумал, а какие приоритеты были бы у советских наркомов через 30 лет? Скорее всего обсуждали бы телевидение, а через 80 во главу угла поставили бы Интернет и видеоролики.

Вернемся к недавним конференциям. Один из участников, представитель крупной промышленной корпорации, заявил, что на крупную сумму было закуплено оборудование радиоэлектронной борьбы, которое на практике (в условиях промышленных предприятий) оказалось бесполезным. А все из-за того, что нет единой межрегиональной системы оповещения о летящих и подлетающих к объектам дронов. Нет информации о частотах, используемых при их управлении. А вслепую, не имея необходимой информации, очень сложно противостоять атакам беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
И вообще человек не может все время находиться в напряжении, следя за верхней полусферой объекта.

В начале года, общаясь с коллегами, кто-то проронил: "Сейчас начнется бардак. Он уже фактически начинается. Бессмысленная, бестолковая трата денег, которая не гарантирует защиту…" Как в воду смотрел.

Все это говорит в пользу рассмотрения целесообразности применения пассивных способов защиты от воздействий атак БПЛА. То есть не нужно "однозначно применять!", но следует помнить о них и по возможности использовать. Но опять же, пассивная защита выходит на первый план благодаря именно тому, что она не нуждается в построении  единой системы оповещения и в постоянном отслеживании изменений характеристик БПЛА. Возможно, через некоторое время, когда появятся единые системы мониторинга прилегающих территорий и воздушного пространства, предназначенные именно для служб безопасности промышленных объектов, независимо от их корпоративной и региональной принадлежности, фаворитами станут комплексные системы, включающие в себя и средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), и совокупно работающие дымовые завесы, и разноплановые многослойные конструкции. А выбор тех или иных средств защиты будет определяться по категорийности объекта. По аналогии с бронеизделиями, которые имеют разные степени защиты: Бр3, Бр4, Бр5.

Каждый объект должен охраняться от БПЛА. Поэтому каждый объект должен быть категорирован. Должна быть сформулирована модель нарушителя, модель угроз. Соответственно, защита должна быть от того или иного типа дронов. Должна быть нормативная база, по которой объект можно отнести к той или иной категории защиты от БПЛА или степени угрозы, проведена оценка уязвимости объекта.

Например, при оценке уязвимости поставлено условно четыре балла из десяти. Соответственно, категория 4 – это значит, что объект должен быть защищен такой-то решеткой (сеткой) определенной толщины, испытанной соответствующим образом.

Есть понимание того, что должен быть правительственный нормативный документ, потому что каждый владелец объекта не должен по-своему решать, от чего защищаться, как защищаться, на основании чего защищаться. Понимание этих вопросов позволяет четко поставить задачу и впоследствии эффективно ее решить.

Вместе с тем должны быть стандартизация и сертификация способов защиты. И идти это должно сверху от государственных структур, а не от каких-либо, пусть даже самых продвинутых или специфичных по своему производству, корпораций. Пока же эксплуатантам объектов поступают рекомендации (порой в приказном порядке) по тем или иным (порой сомнительным, без гарантий ожидаемого результата) способам защиты объектов от возможных атак БПЛА, на которые придется затратить баснословные суммы.

К сожалению, проектировщикам и разработчикам систем защиты от БПЛА пока приходится руководствоваться ведомственными директивами: Росатом, "Газпром", транспортная инфраструктура… Каждый свои нормы нацарапывает, в том числе и по методикам испытаний. А это в корне неверно.

Кстати, на первой конференции выступали представители Росгвардии, рассказавшие о методах испытаний тех или иных средств защиты от БПЛА. Хорошо было бы их стандартизировать и ориентироваться на них при выборе систем защиты объекта.

Глядя на сегодняшнее состояние дел в сфере защиты промышленных (и прочих) объектов от воздействий атак БПЛА, само собой напрашиваются исторические параллели. До сих пор не потеряла своей актуальности цитата Ленина, датируемая 24 января 1922 г.: "Самый коренной недостаток СНКома и СТО3 – отсутствие проверки исполнения. Нас затягивает поганое бюрократическое болото в писание бумажек, говорение о декретах, писание декретов, и в этом бумажном море тонет живая работа. Умные саботажники умышленно нас затягивают в это бумажное болото". Так может пора переходить к практическим подходам проведения натурных испытаний? А если так, то они обязательно должны проходить при участии государственных структур или под их контролем.

1 Директивы по киноделу. Продиктовано В.И. Лениным 17 января 1922 г. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. 1970. Т. 44.

2 Статья Луначарского А.В. "Беседа с В. И. Лениным о кино" в сборнике "Ленин и кино", 1925.

3 Совет народных комиссаров и Совет труда и обороны.

Игорь Васильев

 

 

 

Игорь Васильев
Редактор раздела "Комплексная безопасность, периметровые системы", директор по инновациям и НИОКР компании "ЦеСИС"

Поделитесь вашими идеями

Подписаться на новости

Технологии. Обзоры решений. Задачи заказчиков.