Подписка

5 нерешенных вопросов аттестации сил обеспечения транспортной безопасности

Иван Тушко, 18/06/20

Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности – одно из фундаментальных направлений в области антитеррористической защищенности на транспорте. Профессиональное обучение и аттестация сотрудников, выполняющих работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, играют решающую роль в системе устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса страны. Данная статья посвящена всестороннему анализу темы – актуальным проблемам, возникающим у практикоприменителей, правовым коллизиям как следствие данных проблем, а также возможным путям их решения.

В любой сфере человеческой жизнедеятельности знания, умения и обучение им являются фундаментом и неким залогом дальнейшего существования и развития данного направления.

Один из видов государственной политики – государственная транспортная политика. Ее особенность заключается в относительной проработанности стадий и процедур взаимодействия заинтересованных групп в области реализации групповых и государственных интересов. Эта особенность обусловлена технологической спецификой работы транспортной отрасли и ее определяющим влиянием на многие процессы, в том числе и в политической системе общества.

Включенность государственной транспортной политики во многие политические процессы становится причиной ее вариативности. В результате для государственной транспортной политики институционализация посредством строгого выполнения стратегических документов, законодательства, правовых актов, доктрин и иных регламентированных норм и предписаний является одним из немногих способов удержания четких институциональных границ в условиях постоянной динамики целевых политических установок отдельных актов1.

Транспортная безопасность, будучи важнейшей составляющей государственной транспортной политики и частью национальной безопасности страны, за период с 2005 по 2020 г. прошла путь становления и получения обособленности от других профессиональных сфер деятельности. По мнению Виктора Шестака, в настоящее время транспортную безопасность можно рассматривать как сформировавшийся юридический институт2.

Вместе с тем профессиональное обучение и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности лишь в последние пару лет "встали на рельсы". Однако говорить о завершенности и универсальности процессов обучения и аттестации сотрудников, выполняющих работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, пока слишком рано.

Вопрос № 1. Противоречие установленному образовательному процессу

Немалый резонанс среди представителей транспортной отрасли вызывает вопрос противоречия требований по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (ОТБ) установленному государством образовательному процессу.

Базовые положения законодательства, на которых основывается процесс подготовки сил ОТБ, регламентированы ч.1 ст. 12.1 Федерального закона от  09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и ст. 85.1 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Подготовка специалистов в данной области осуществляется только по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации. В соответствии с положениями Федерального закона "Об образовании в РФ" повышение квалификации предполагает наличие такой квалификации. Наличие квалификации и квалификационные требования определяются Единым квалификационным справочником. На сегодняшний день в данном документе отсутствует раздел о квалификационных требованиях ко всем категориям сил ОТБ. Из этого следует, что на деле осуществляется повышение квалификации специалистов профессий и должностных лиц сил ОТБ, которых нет.

Слушателями дополнительных профессиональных программ могут быть лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и/или высшее образование. На практике в составе сил ОТБ большое количество работников, которые имеют среднее, а порой и неполное среднее образование. И это не только водители, но и сотрудники, осуществляющие досмотровые мероприятия на крупных объектах транспортной инфраструктуры3.

фото1

Обучение профессиональным программам по транспортной безопасности

Вопрос № 2. Несогласованность с трудовым законодательством

Нерешенным остается вопрос гармонизации законодательства в сфере аттестации сил ОТБ и трудового законодательства.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона 16-ФЗ "О транспортной безопасности" работы, непосредственно связанные с ОТБ, не вправе выполнять лица, не прошедшие в порядке, установленном указанным федеральным законом, подготовку и аттестацию сил ОТБ.

Важно также подчеркнуть то, что согласно требованиям приказа Минтранса России от 01.04.2015 г. № 145 в настоящее время отсутствует возможность самостоятельного прохождения физическими лицами процедуры аттестации. Данный фактор приводит к необходимости работодателю принимать на работу лицо без аттестации на основании ученического договора (с оплатой), при этом отсутствуют гарантии прохождения аттестации данным лицом. Возникает аналогия с частной охранной деятельностью: лицо может самостоятельно получить необходимую квалификацию частного охранника и сразу трудоустроиться без каких-либо рисков для себя и работодателя.

фото2

Служба безопасности Московского метрополитена

На практике получается так, что человек уже работает на транспортном предприятии на основании ученического договора и по факту выполняет работу по обеспечению транспортной безопасности, но под видом ученика-стажера (на протяжении 2–3 месяцев).

В связи с пересечением сфер правоприменительной деятельности важно гармонизировать федеральные законы:

  • от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности";
  • от 14.04.1999 г. № 77-ФЗ "О ведомственной охране";
  • от 11.03.1992 г. № 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

Вопрос № 3. Пересмотр типовых программ обучения

Приказом Минтранса России от 08.09.2014 г. № 243 утверждены типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил ОТБ. Всего предусмотрено восемь типовых программ:

  1. Для лиц, ответственных за ОТБ в субъекте транспортной инфраструктуры (СТИ).
  2. Для работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за ОТБ на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве (ОТИ и (или) ТС).
  3. Для работников СТИ, подразделения транспортной безопасности (ПТБ), руководящих выполнением работ, непосредственно связанных с ОТБ ОТИ и (или) ТС.
  4. Для работников, включенных в состав группы быстрого реагирования.
  5. Для работников, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр.
  6. Для работников, осуществляющих наблюдение и (или) собеседование.
  7. Для работников, управляющих техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.
  8. Для иных работников СТИ, ПТБ, выполняющих работы, непосредственно связанные с ОТБ ОТИ и (или) ТС.

В соответствии с требованиями законодательства и производственной необходимостью существует необходимость аттестации сотрудников ПТБ сразу по двум категориям – категории № 5 и категории № 6.

При этом фактически работники осуществляют одни и те же функции при исполнении должностных обязанностей, а работодатель обязан дважды нести расходы на аттестацию и обучение с отрывом от производства4. Данный вопрос особенно актуален для объектов метрополитена, который обладает собственной спецификой, связанной с огромным пассажирооборотом.

Любой метрополитен на территории Российской Федерации является транспортным средством, которое используется большим количеством пассажиров, и обеспечение общественной и транспортной безопасности должно быть организовано с учетом специфики указанного рода транспорта5.

фото3

Проведение досмотровых мероприятий в Петербургском метрополитене

Вопрос № 4. Низкий уровень практической подготовки

Обращает на себя внимание низкий уровень практических занятий с применением тренажеров (технические средства досмотра) при повышении квалификации в соответствующих специальных учебных центрах.

В основном используются программные компьютерные продукты, позволяющие ознакомиться с распространенными теневыми изображениями запрещенных предметов. В результате лица, получившие подобное дополнительное образование, не имеют практических навыков по использованию технических средств досмотра (металлодетекторов, газоанализаторов паров взрывчатых веществ и др.).

Практика их неумелого применения приводит не только к преждевременной поломке, но и резкому снижению уровня безопасности транспортных объектов. Это делает заведомо невыполнимой и напрасной саму цель обеспечения транспортной безопасности, заявленную Федеральным законом "О транспортной безопасности", – устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защиту интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Одна из ключевых проблем законодательства о транспортной безопасности – его универсальность по отношению ко всем видам транспорта (авиационному, морскому и внутреннему, водному, автомобильному, железнодорожному и внеуличному) и дорожному хозяйству. Нацеленность закона на формирование единых и прозрачных для всех видов транспорта правил вызывает понимание. Однако законом не были учтены нормы юридических институтов, возникших ранее и действовавших на момент вступления его в силу, например норм авиационной безопасности6.

фото4

Силы обеспечения транспортной безопасности аэропорта

Вопрос № 5. Отсутствие нормативно-правового регулирования измерений времени при проведении аттестации

Низкий уровень подготовки кадров по транспортной безопасности обусловлен в том числе отсутствием необходимой законодательной регламентации всех этапов обучающего процесса.

Руководством одного из органов аттестации (ФБУ "Служба морской безопасности") отмечается, что существует проблема измерений времени при проверке уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности.

Законодательство РФ в сфере транспортной безопасности не определяет средства измерений, с помощью которых фиксируются результаты при выполнении упражнений на быстроту (челночного бега), не содержит метрологических требований к ним, не устанавливает методику (метод) измерений. Неурегулированность данного вопроса таит в себе серьезные риски в будущем, которые пока не проявили себя, главным образом вследствие низкой правовой грамотности работников подразделений транспортной безопасности. Неизбежны риски трудовых споров, связанные с нарушением трудовых прав граждан, и проблемы контроля (надзора) проверок уровня физической подготовки.

фото5

Учения сотрудников группы быстрого реагирования Международного аэропорта Белгород

Нормативная правовая неопределенность в области измерений времени при выполнении упражнения на быстроту в случае проверки уровня физической подготовки позволяет поставить под сомнение полученные органом аттестации (аттестующей организацией) результаты и успешно обжаловать неблагоприятное решение. Кроме того, указанная неопределенность способствует проведению недобросовестных измерений в ходе проверки уровня физической подготовки. В результате к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности, могут быть допущены лица, не отвечающие требованиям законодательства, что негативно скажется на обеспечении безопасности объектов инфраструктуры и транспортных средств7.

Антикризисные предложения

К решению проблем

Универсальность норм транспортной безопасности, в том числе в области аттестации и профессионального обучения, говорит о незавершенности формирования данного направления в целом и отсутствии научно-практического изучения специфики и существующих проблем отрасли.

Важно осознать роль подготовки кадров и аттестации работников в области транспортной безопасности в системе антитеррористической защищенности транспортного комплекса, сместить акцент внимания с борьбы с негативными последствиями допущенных ошибок на борьбу с причинами их возникновения.

фото6

Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности

Известно, что транспорт представляет собой важнейший элемент инфраструктуры любого современного государства. Зачастую его называют кровеносной системой страны. Наряду с иными инфраструктурными отраслями он обеспечивает основные условия жизнедеятельности общества, выступая в качестве важнейшего инструмента достижения экономических, социальных и внешнеполитических целей. Следует заметить, что внешнеполитический аспект транспортной отрасли является особенно существенным в условиях современного процесса глобализации, при котором до предела обостряется межгосударственная конкуренция в экономической сфере, в том числе в области транспорта8.

С учетом изложенной проблематики вопросов аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в целях улучшения сложившейся ситуации предлагается рассмотреть возможные пути решения:

  1. Гармонизировать нормативные правовые акты в области обучения и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Внести изменения в приказ Минтранса России от 08.09.2014 г. № 243, дополнив обязательные требования о наличии у аттестуемых лиц образования не ниже среднего специального.
  2. Гармонизировать требования к аттестации сил обеспечения транспортной безопасности с трудовым законодательством. Внести изменения в приказ Минтранса России от 01.04.2015 г. № 145 в целях установления возможности самостоятельного прохождения физическими лицами процедуры аттестации до момента трудоустройства.
  3. Внести изменения в приказ Минтранса России от 08.09.2014 г. № 243, объединив 5-ю и 6-ю типовые программы обучения и аттестации. Дополнительно рассмотреть вопрос создания новых типовых программ обучения для каждого вида транспорта.
  4. Внести изменения в приказ Минтранса России от 08.09.2014 г. № 243, дополнив требования (обязательные к исполнению учебными центрами) по наличию специальных тренажеров, имитирующих технические средства досмотра, используемые на практике, в целях получения необходимых практических навыков аттестуемыми лицами.
  5. Определить и регламентировать средства, применяемые для измерения времени и иных показателей при проверке уровня физической подготовки, метрологические требования к ним и методику (метод) измерений.

-----------------------------------

1 Тимченко А.В. Институционализация государственной политики обеспечения транспортной безопасности как форма интеграции системы государственной политики // Политическая наука. 2017. Спецвыпуск. С. 124–136.

2 Шестак В.А. Транспортная безопасность как юридический институт // Транспортное право и безопасность. 2018. № 1. С. 196–200.

3 Свешников А.Н. Актуальные проблемы подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности: проблемы и пути их решения // Доклад VII Международного форума "Безопасность на транспорте". 2017.

4 Тушко И.С. Специфика деятельности ПТБ метрополитенов // Транспортная безопасность и технологии. 2019. № 5 (60). С. 80–82.

5 Смирнов М.А. Специфика обеспечения общественной и транспортной безопасности на объектах метрополитенов // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 1. С. 122–125.

6 Семенов С.А. Транспортная безопасность: проблемы становления // Транспорт Российской Федерации. 2018. № 3 (76). С. 19–23.

7 Семенов С.А. Нормативное правовое регулирование измерений времени при проведении аттестации сил обеспечения транспортной безопасности// Транспорт Российской Федерации. 2019. № 1 (80). С. 60–62.

8 Николаева Н.В. Транспортная безопасность: проблема определения понятия и содержания // Международный правовой курьер. 2016. № 1 (13). С. 15–21.

 

Редакция советует

В статье проанализирована ситуация по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности и сделаны выводы о возможных вариантах решения проблемных вопросов.

Транспортная безопасность сегодня находится в ранге национальных приоритетов. Технические средства обеспечения транспортной безопасности предлагают отечественный разработчик, проектировщик и производитель инженерно-технических комплексов физической защиты периметров объектов – компания "ЦеСИС", крупнейший вендор на глобальном рынке HID, поставщик услуг по контролю доступа и обеспечению безопасности – компания dormakaba и другие. 

Темы:Транспортная безопасностьМетрополитенЖурнал "Системы безопасности" №3/2020Аттестация персоналаВедомственная охрана

Хотите сотрудничать?

Выберите вариант!

 

Получить консультацию
Печатное издание
Интернет-портал
Стать автором
Комментарии

More...