Статьи

Антитеррористическая безопасность в учебных заведениях

Исторический контекст, современные технологии и экономические аспекты

1 сентября начался очередной учебный год, школьники и студенты приступили к занятиям в школах, колледжах и институтах. Как организовать их безопасность? Этот вопрос рассмотрим в данной статье.

Безопасность мест с массовым пребыванием людей: обзор >>

В начале немного истории: до 1990-х гг. никакой охраны в учреждениях образования не было, ее роль выполняли ребята дежурного класса в школе или группы в колледже. В вузах на входе сидел вахтер, который проверял наличие студенческих билетов.

С началом войны на Кавказе в школах появились вахтеры, но их роль сводилась к поддержанию порядка в школе, а также они осуществляли пропускной режим. После занятий они выполняли функцию сторожа.

Но 1 сентября 2004 г. произошла бесланская трагедия. После нее встал вопрос об антитеррористической защищенности образовательных учреждений.

Требования к образовательным учреждениям по противодействию террористическим угрозам

Были приняты следующие законодательные акты:

  1. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (с изменениями и дополнениями).
  2. Постановление Правительства РФ от 25.12.2013 № 1244 "Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)".
  3. Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)".

В этих документах изложены требования к образовательным учреждениям по противодействию террористическим угрозам: за антитеррористическую работу в детских учреждениях отвечает администрация совместно с муниципальными властями и правоохранительными органами. Требования для них такие:

  • обеспечить безопасность силами вневедомственной охраны или частных предприятий;
  • смонтировать металлические двери, решетки на окна, системы сигнализации и прочее оборудование безопасности;
  • составить паспорт антитеррористической защищенности;
  • постоянно контролировать противопожарную и электробезопасность;
  • проводить занятия с персоналом и учениками по мероприятиям гражданской обороны;
  • проводить совещания и планерки по вопросам противодействия экстремизму и терроризму;
  • монтаж кнопки тревожной сигнализации;
  • проводить учебные эвакуационные тренировки для обучения алгоритму действий при теракте;
  • осуществлять контроль доступа посторонних в здание.

Педагоги и персонал как в детском саду, так и в школе должны быть бдительными, уметь адекватно действовать в экстренной ситуации, четко выполнять инструкции руководства и ответственных сотрудников. От правильных действий взрослых во время теракта зависит многое.

Трагические события в учебных заведениях России

Принятые меры если совсем не исключили, то существенно затруднили доступ террористов в здания. Но появилась другая напасть – стрелки. 17 октября 2018 г. в Керченском политехническом колледже (Республика Крым) произошла стрельба, сопровождавшаяся подрывом самодельного взрывного устройства. В результате погибли 20 человек, не менее 65 получили ранения.

14 ноября 2019 г. в Благовещенске (Амурская область) 19-летний студент Амурского колледжа строительства и коммунального хозяйства открыл стрельбу в этом учебном заведении.

11 мая 2021 г. в гимназии № 175 Казани (Республика Татарстан) 19-летний бывший ученик этой школы открыл стрельбу из гладкоствольного ружья. В результате погибли девять человек – семь учеников и два педагога, 23 человека пострадали.

20 сентября 2021 г. студент первого курса Пермского государственного национального исследовательского университета открыл стрельбу на территории одного из корпусов вуза. Погибли шесть человек, более 40 пострадали.

26 сентября 2022 г. в школу № 88 Ижевска ворвался психически больной мужчина в черной маске и открыл стрельбу по детям. Погибло 17 человек – 11 детей и шесть взрослых.

Причины этих происшествий

  1. Ослабление контроля властей за соблюдением правил хранения охотничьего оружия, в том числе и нарезного.
  2. Увлечение молодежью компьютерными играми. Картинка в играх стала настолько реальной, что в головах игроков исчезает грань между игрой и реальной жизнью.
  3. Ненадлежащее исполнение сотрудниками охраны учебных заведений своих обязанностей.

Принятые меры

  • Ужесточение пропускного режима.
  • Установка рамок металлодетекторов.
  • Повышение требований к работе персонала охраны.

Эти меры позволили исключить подобные ЧП. Но началась СВО. Терроризм снова поднял голову. Более того, за ним теперь стоят не только одиночки, но и государства. Поэтому в ГОСТ Р 58485–2024 "Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций" прописано, что сотрудникам службы охраны на рабочем месте надо иметь резиновую дубинку и наручники, а в случае объявления чрезвычайной ситуации – еще и шлем, и бронежилет.

Задачи сотрудника охраны

В должностные обязанности сотрудника охраны учебного заведения входят следующие задачи:

  • осуществлять пропускной режим;
  • не допускать на территорию учебного заведения неизвестных и лиц, вызывающих подозрения;
  • периодически производить обход охраняемой зоны;
  • работать с системами охранной и пожарной сигнализации;
  • проверять автотранспорт;
  • поддерживать порядок в учебном заведении;
  • круглосуточный контроль здания и прилегающих территорий с помощью систем видеонаблюдения и охраны периметра;
  • контролировать вынос имущества и документации и пресекать незаконный вынос;
  • оказывать помощь правоохранительным органам и другим службам (МЧС, скорой помощи и т.п.).
  • осматривать помещения и территорию после окончания рабочего дня;
  • осуществлять противопожарный контроль.

Регистрация на онлайн-конференции для специалистов в области ИТ и безопасности

ГОСТ Р 58485–2024 о действиях в чрезвычайных ситуациях

Действия сотрудника охраны в чрезвычайных ситуациях подробно прописаны в национальном стандарте РФ ГОСТ Р 58485–2024 "Обеспечение безопасности образовательных организаций", п. 3.6:

  1. Немедленно нажать кнопку экстренного вызова полиции или Росгвардии.
  2. Проинформировать посредством системы оповещения или любым доступным способом людей, находящихся в здании.
  3. При возможности принять меры к воспрепятствованию дальнейшего продвижения нарушителя (блокирование дверей или изоляция в определенной части здания).
  4. Не покидать объект, по возможности переместиться в какое-либо укрытие.
  5. По возможности поддерживать постоянную связь с прибывающими нарядами оперативных служб, докладывая о складывающейся на месте происшествия обстановке, в дальнейшем действовать по указанию прибывающих сотрудников правоохранительных органов.

Улучшение работы сотрудников охраны с помощью современных технологий

Какие технологии можно задействовать для защиты учебных заведений?

  1. Видеонаблюдение. Камеры видеонаблюдения разрешением не менее 2 Мпк должны быть установлены в достаточном количестве для контроля здания. Диски регистраторов обеспечивают хранение информации в течение 30 суток.
  2. Система контроля и управления доступом (СКУД). Должна работать с применением терминалов распознавания по лицу, при этом один из терминалов устанавливается на калитке ограждения, что предотвращает проникновение нежелательных лиц на территорию учебного заведения.
  3. Датчики контроля периметра. Сигнализируют о попытке незаконного проникновения через забор. Могут работать одновременно с видеокамерами, включая картинку с места проникновения.
  4. Охранная и пожарная сигнализация. Датчики этих систем устанавливаются на окнах, дверях входной группы и в коридорах.
  5. Металлические рольставни. Устанавливаются на окна первого этажа, закрываются одновременно по сигналу тревоги.

А теперь меня посетила крамольная мысль: а нужна ли в учебном заведении охрана ЧОП?
Не спешите бросать в меня тапками, сейчас все объясню.

Основные угрозы для детских учреждений

Внутреннее ЧП – хулиганство неадекватного ученика. Эта проблема легко решается учителями, мальчиками дежурного класса, в тяжелых случаях – полицией.

Стрелки: здесь основная задача – не допустить нарушителя в здание школы. Система распознавания по лицу не допустит нарушителя на территорию школы, если его нет в базе данных. Во входной группе должен быть организован тамбур, оборудованный видеокамерами и рамкой металлодетектора. При обнаружении оружия нарушитель не допускается в здание, вызывается полиция.

Нападение террористов: при обнаружении проникновения террористов на территорию школы нажимается кнопка вызова Росгвардии, одновременно опускаются рольставни, и здание превращается в крепость.

Кстати, ставни можно опускать на выходные, что делает ненужным ночного сторожа. Достаточно сдать школу на пульт охраны. Как следует из вышеизложенного, охрана требуется только по будням, в рабочее время. Значит, можно обойтись двумя-тремя сотрудниками, работающими по 12 часов.

Экономическая часть

Сколько стоит работа одного охранника ЧОП? Рассмотрим тарифы. 

Тариф "Вахтер"

Кто входит в эту категорию? Это мужчины и женщины без лицензии охранника, а также невооруженные охранники с небольшим опытом работы. Для них необходимы умение работать с пожарной сигнализацией, компьютером. Они осуществляют контроль входа-выхода, контроль въездов на охраняемую территорию, проверку документов. Такие работники подойдут в качестве консьержей для ЖК, СНТ (табл.1).

Таблица 1. Тариф "Вахтер"

1 (4)-Sep-03-2025-09-12-32-0882-AM

Тариф "Базовый"

Этот тариф для мужчин и женщин с соответствующей лицензией, невооруженных охранников с небольшим опытом работы. От них требуется обычная физическая подготовка, умение работать с пожарной сигнализацией, компьютером, знание норм антитеррористической защищенности (табл. 2).

Таблица 2. Тариф "Базовый"

2 (2)-Sep-03-2025-09-12-32-2904-AM

Теперь посчитаем согласно ГОСТу: на одном объекте должно быть минимум три охранника плюс начальник охраны. Притом сотрудники должны иметь право на ношение оружия. В месяц это обойдется в 680 тыс. руб., в год 8,160 млн.

Три охранника, работающих в режиме "сутки через двое" по 12 часов, обойдутся в 180 тыс. руб. в месяц, то есть экономия составит 500 тыс. руб. в месяц, что позволит за один квартал окупить расходы на оборудование для обеспечения безопасности.

В 1980 гг. не было ЧОП, а были отряды ВОХР (военизированной охраны). Они были вооружены винтовками и пистолетами – бойцы ВОХР могли оказать серьезное сопротивление нападавшим. В их документах было написано, что стрелки ВОХР осуществляют охрану и оборону объекта, и они вполне с этим справлялись. В 90-е гг. отряды ВОХР прекратили свое существование, и их место начали занимать ЧОПы. Но поскольку эти организации были часто связаны с криминалом, законодатели разрешили им только гражданское оружие. Это маломощные пистолеты, гладкоствольные и помповые ружья, травматы, газовое оружие. А что все это против того же "Калашникова"?

Поэтому большинство охранных организаций могут осуществлять только охрану объекта, что, кстати, записано в их служебных инструкциях, а обороной занимаются бойцы Росгвардии.

Таблица 3. Ориентировочные расходы на системы безопасности в школе

3-Sep-03-2025-09-12-32-1445-AM

SS_Security and Safety

Мнение автора

Исходя из вышеизложенного, я считаю постоянное присутствие вооруженных людей в учебных заведениях бессмысленным и даже вредным, поскольку это создает у учеников, особенно младших классов, ощущение тревоги. Да и требование ГОСТ Р 58485–2024 об обязательном наличии на посту охранника дубинки и наручников вызывает сомнение, так как применение спецсредств к несовершеннолетним запрещено законом. Необходим продуманный, комплексный подход различных ведомств к обеспечению безопасности учебных заведений с использованием новейших технологий (табл. 3). Наши дети должны спокойно учиться, а соответствующие службы – обеспечивать их безопасность. Достижения современной техники им в помощь!


Иллюстрация к статье сгенерирована нейросетью Kandinsky 

Поделитесь вашими идеями

Подписаться на новости