Безопасность на основе стойкости – стратегия качества жизни
Николай Махутов, Алексей Малый, Владимир Балановский, Игорь Грунин, Леонид Балановский, 21/10/24
Качество жизни является определяющим в стратегии обеспечения безопасности. Человечество стремится к повышению качества жизни, однако все вкладывают в это понятие разные смыслы. На данный момент существуют устаревшие подходы к оценке уязвимостей, например террористических атак, потому так важно обратить внимание на изменение превентивных мер противодействия. Одним из подобных решений является риск-ориентированная технология информационного моделирования.
Источниками опасностей и инцидентов, снижающими уровень качества жизни, являются естественные процессы и явления, человеческие действия, которые таят в себе угрозу опасности. Наиболее вероятно воздействие 20 факторов: природных и техногенных, актов незаконного вмешательства (АНВ)1, человеческого фактора и культуры безопасности.
Качество безопасности
От безопасности напрямую зависит качество жизни, точнее, это две стороны одной медали. Безопасность не функция отдельной системы безопасности, а способность объекта инфраструктуры в целом одинаково устойчиво работать в штатных условиях и при деструктивных воздействиях.
Управление качеством безопасности – это подход к управлению объектом инфраструктуры2, нацеленный на соблюдение нормативно заданного уровня безопасности (качества), основанный на участии всего персонала объекта и использовании инженерно-технических систем, аппаратно-программных комплексов. Особенно это заметно на примере деятельности жилищно-коммунального комплекса (ЖКХ) Москвы, в которой, помимо 600 тыс. сотрудников ЖКХ, пассивно принимают участие миллионы жителей и гостей столицы.
Применительно к городской инфраструктуре цель управления качеством безопасности – оптимизация уровня и состояния качества безопасности, с учетом экономических интересов жителей, а также требований устойчивого развития и непрерывности бизнеса структур ЖКХ. Повышение качества безопасности требует изменения и ее культуры, широкого внедрения в интересах жителей интеллектуальных систем безопасности как одного из основных компонентов.
Передовой опыт управления качеством безопасности в современных условиях должен рассматриваться не только применительно к объектам городского хозяйства РФ, но и передаваться странам БРИКС, особенно применительно к инфраструктуре столиц.
Этапы развития обеспечения качества безопасности – это противодействие:
- природным факторам;
- техногенным факторам, проявляющимся в результате несовершенства технологий и оборудования;
- техногенным факторам, проявляющимся в результате старения оборудования, устаревания нормативных материалов и стандартов;
- деструктивному воздействию человеческого фактора и низкой культуры безопасности;
- актам незаконного вмешательства, в том числе терактам;
- военным действиям в условиях четвертого поколения войны3;
- комплексное, системное противодействие природным, техногенным и антропогенным факторам.
Качество безопасности жизни в современных турбулентных условиях определяется совершенством окружающих нас риск-ориентированных объектов социальной, транспортной, военной, производственной, информационной инфраструктуры. Такие безопасные объекты инфраструктуры отвечают требованиям безопасности:
- в условиях деструктивного воздействия природных и техногенных факторов;
- в части обеспечения защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения;
- в части культуры и качества безопасности, а для объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) – транспортной безопасности по защите от АНВ.
Эволюция парадигм безопасности
Эволюция парадигм безопасности представлена в таблице.
Таблица. Эволюция парадигм безопасности
В современных условиях риск-информированная, целеориентированная парадигма четко отражается в оценке уязвимости при построении модели нарушителя и сценария его действий. Все это разрабатывается с позиций специалиста – "безопасника", человека с нормальной психикой. Однако анализ поведения современных людей показывает, что изменение их психологии приобретает стойкий характер, что формирует корни терроризма и управляемый хаос4 руками неадекватных людей.
Психология терроризма
Главной составляющей терроризма для создания такого управляемого хаоса является психический компонент здоровья, поэтому особое внимание требует корректировка взглядов на роль личности в терроризме. Необходимо использовать криминалистическую психологию в процессе построения моделей нарушителей и сценариев АНВ, к которым относятся и теракты, и учитывать привлечение для их реализации психически больных людей. Анализ АНВ должен производиться с участием психиатров на основе интеграции результатов исследований различных наук, так как новые виды АНВ возникают в результате технической, тактической и психологической подготовки нарушителей. Это особенно проявляется при проведении терактов с использованием элементов ЖКХ (поджоги, взрывы газа и т.п.). Такие АНВ направлены на создание атмосферы хаоса с использованием психически больных людей, которые не осознают, что делают.
Безусловный выигрыш такой стратегии в том, что нет возможности найти инициаторов и процесс теракта носит как бы случайный характер.
Поэтому при разработке мер антитеррористической безопасности необходимо учитывать расстройства личности реализаторов терактов, а существующий упрощенный подход к личности террористов как к нормальным людям необходимо признать несостоятельным.
Учет изменения психологии людей, расстройства личности реализаторов АНВ отражает переход к использованию когнитивных аспектов и комплексного подхода к обеспечению безопасности на основе стойкости и ее рискинформированной, целеориентированной парадигмы.
Учет изменения психологии людей, расстройства личности реализаторов АНВ отражает переход к использованию когнитивных аспектов и комплексному подходу к обеспечению безопасности на основе стойкости и ее риск-информированной, целеориентированной парадигмы.
Стойкость инфраструктурных систем
Риск-информированная, целеориентированная парадигма безопасности, учитывающая когнитивные аспекты, строится на выполнении процедуры риск-информированного принятия технических решений.
Сначала идет анализ риска: идентификация и ранжирование угроз, оценка критичности ресурсов и уязвимости. Далее происходит оценка риска и рассмотрение превентивных/смягчающих мер, и, наконец, выносится определенное решение.
В условиях растущей частоты и масштабов последствий угроз различной природы только повышение стойкости систем инфраструктуры может обеспечить повышение качества безопасности. Управление стойкостью при этом рассматривается как расширение управления риском, способность систем инфраструктуры целенаправленно сопротивляться и сглаживать кратковременные воздействия опасных факторов, восстанавливаться после них, способность адаптироваться к запроектным воздействиям, которые могут нанести ущерб жизни людей и системам.
Роль стойкости инфраструктурных систем возрастает в современных условиях, когда происходит увеличение военных и террористических угроз и возрастает необходимость их оперативного предвидения, а также выработки мер противодействия. При этом на первое место выдвигаются труднопрогнозируемые и редкие события, которые имеют значительные последствия, описываемые концепцией "черный лебедь". Частота и роль таких событий возрастают с развитием взаимосвязей в мире, с тех пор как Интернет превратился в паутину взаимоотношений. Такая взаимозависимость не только увеличивает вероятность появления "черных лебедей", но и затрудняет прогнозирование типовых событий. Небольшие различия в начальных условиях рождают огромные расхождения в конечном явлении, поэтому предсказание становится невозможным. На это рассчитаны интеллектуальные теракты, которые приобретают изощренный вид, не учитываемый при разработке мер противодействия в рамках типовых проектных аварий. Проблема адаптивного реагирования на труднопрогнозируемые и редкие события остра при противодействии запроектным авариям5, которые возникают при терактах в крупных городах, особенно на объектах инженерной инфраструктуры ЖКХ. Управление запроектными авариями с использованием оперативного предвидения и риск-ориентированного подхода с учетом когнитивных воздействий позволяет существенно снизить ущерб от терактов.
Процедура риск-информированного принятия технических решений
Риск-ориентированная технология информационного моделирования
Для проектирования безопасных объектов инфраструктуры предлагается риск-ориентированная технология информационного моделирования (РО ТИМ) с использованием искусственного интеллекта, умного города и Интернета вещей. Это отражает общественный запрос на цифровую трансформацию объектов инфраструктуры. РО ТИМ, в отличие от проектирования с применением технологии информационного моделирования (ТИМ), предназначен для решения многоцелевой задачи повышения уровня качества безопасности с учетом возникающих и развивающихся неопределенностей, новых поворотов в проблеме ее обеспечения.
РО ТИМ являются основой для управления стойкостью безопасных объектов, управления проектными решениями и мероприятиями, рисками деструктивных воздействий природных и техногенных факторов, военных, террористических угроз и несанкционированного вторжения.
РО ТИМ включает разработку следующих информационных моделей:
1. 0D – построение на подготовительном этапе информационных моделей:
- результатов мониторинга территории объекта;
- окружающей территории;
- исходной информации об объектах на этих территориях;
- исходной информации об объекте;
- подготовительных работ;
- системы антитеррористической защищенности;
- мероприятий сил безопасности на подготовительном этапе.
2. 7D – проектные решения инженерно-технической укрепленности объектов инфраструктуры. Это совокупность мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов объектов, их помещений и технических средств, обеспечивающих противодействие несанкционированному проникновению в охраняемую зону, предотвращению криминальных проявлений и противоправных действий, обеспечение антитеррористической защищенности объектов, инженерной укрепленности специальных помещений для хранения и работы со служебной информацией ограниченного доступа.
3. 8D – системы антитеррористической защищенности объектов инфраструктуры. Размещение на объектах инженерно-технических средств охраны, систем видеонаблюдения, связи, оповещения и экстренной эвакуации, технических систем (средств), направленных на обнаружение радиоактивных, взрывчатых веществ, токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ.
4. 9D – сценарии (мероприятия) антитеррористической защиты объектов инфраструктуры и транспортной безопасности. Информационная модель мероприятий по оперативному реагированию на сигналы об опасности от средств контроля безопасности, персонала и посетителей объекта включает пути передвижения охраны объекта и силовых структур, разработанные с использованием искусственного интеллекта на основе анализа оценки уязвимости объекта инфраструктуры, анализа моделей нарушителя и сценария его действий.
Стратегия научно-технологического развития БРИКС
Обеспечение безопасности на основе стойкости актуально не только при решении местных проблем, но и в процессе установления взаимодействия в сфере безопасности для совместной выработки стратегии научно-технологического развития столиц БРИКС. Это необходимо при выработке общего целеполагания научно-технологического развития, мониторинга и проведения совместных экспертиз научных исследований в соответствии с национальными целями развития БРИКС.
С позиций стойкости должно производиться стратегическое планирование и целеполагание, управление перечнями критических и сквозных технологий, установление технологических приоритетов, построение иерархии проектов технологического суверенитета стран БРИКС.
При этом должно осуществляться риск-ориентированное научное сопровождение процесса разработки проектной документации, выполняемой в соответствии с требованиями по обеспечению безопасной эксплуатации зданий и сооружений, инженерной инфраструктуры и территорий.
Риск-ориентированный, целеориентированный подход, учитывающий когнитивные аспекты, должен использоваться для определения необходимого уровня защищенности объектов столиц БРИКС (в зависимости от их категории).
Мероприятия и проектные решения для обеспечения защиты объектов от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения должны базироваться на лучших практиках с использованием передового оборудования, в том числе в сфере информационной безопасности и противодействия техническим разведкам недружественных стран.
Лучшие практики, сквозные технологии и передовое оборудование являются основой для разработки комплекса гармонизированных стандартов БРИКС, в частности в области автоматизации инфраструктуры умных безопасных домов. Это приведет к изменению программ инновационного развития столиц БРИКС, сфокусирует их на разработке критических и сквозных технологий безопасности. Разработка рискориентированных сквозных технологий также предусматривает их использование для участия в конкурсе программы "100 лучших товаров БРИКС".
Институт повышения квалификации стран БРИКС будет осуществлять риск-ориентированное научное сопровождение, разработку методических рекомендаций и учебного курса для переподготовки специалистов, выполняющих разработку проектной документации. Упомянутый курс позволит в короткие сроки осуществить переподготовку с выдачей документа о втором высшем образовании.
Научно-методическая поддержка действующих коллективов и создания новых позволит осуществлять разработки в области критических и сквозных технологий в сфере безопасности столиц БРИКС для обеспечения бесшовного кадрового перехода их участников от стадии начала реализации проектов до их внедрения в производство. Создаваемый при этом в рамках Ассоциации столиц БРИКС экспертно-аналитический центр будет включать Центр риск-ориентированного научного сопровождения сквозных технологий безопасности, который для столиц БРИКС станет основой компетенций, формирования механизмов целеполагания, поддержки технологических инноваций и трансфера технологий в сфере безопасности. Разработчики систем безопасности и их компонентов из РФ имеют реальную возможность включиться в процесс интеграции в рамках БРИКС и занять лидирующие позиции.
В условиях растущей частоты и масштабов последствий угроз различной природы только повышение стойкости систем инфраструктуры может обеспечить повышение качества безопасности.
Вывод
В заключение необходимо отметить, что в эпоху перемен парадигмы анализа и проектирования безопасности сложных инфраструктурных систем имеют существенные и неустранимые ограничения из-за непредвиденных запроектных воздействий.
Таким образом, основой качества жизни в РФ и БРИКС, а вместе с тем и комплексного обеспечения безопасности может стать только разработанная в РФ стойкость, наиболее адекватно отражающая современный этап эволюции парадигм безопасности.
1 Акт незаконного вмешательства (АНВ) – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности объекта инфраструктуры, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
2 Безопасность объекта инфраструктуры – это состояние защищенности объекта инфраструктуры от различных угроз, при котором созданы условия для его нормального функционирования и строгого соблюдения на нем установленных режимов. Инфраструктура – это базис, обеспечивающий функционирование системы.
3 Противодействие беспилотным летательным аппаратам (проблема даже в Москва-сити).
4 Управляемый хаос – эволюционный процесс с чередой порядка и хаоса, переходом к хаосу (гибели структуры) и выходом из него (самоорганизации).
5 Запроектная авария вызывается не учитываемыми для проектных аварий исходными событиями или дополнительными (сверх единичного) отказами систем безопасности, а также ошибочными решениями персонала объекта.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 4/2024
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>
Изображение сгенерировано нейросетью Шедеврум shedevrum.ai/text-to-image