Безопасность объектов транспорта на этапе проектирования и строительства
Иван Тушко, 26/04/23
В этой статье поговорим о требованиях законодательства по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) на этапе их проектирования и строительства и по обеспечению транспортной безопасности зданий, строений, сооружений, не являющихся объектами транспортной инфраструктуры и расположенных на земельных участках, прилегающих к ОТИ и отнесенных в соответствии с земельным законодательством РФ к охранным зонам земель транспорта.
Автовокзал, Кемерово
История нашей страны знает несколько террористических атак на объекты общественной инфраструктуры, которые были подготовлены именно на этапе строительства. Поэтому защита таких объектов до момента ввода в эксплуатацию не менее важна, чем после их официальной приемки.
Безопасность начинается с проекта
Транспортная безопасность и антитеррористическая защищенность объекта транспортной инфраструктуры должны поддерживаться на должном уровне на всех этапах его технологического развития. И если после ввода ОТИ в эксплуатацию и передачи прав на его использование (передача в собственность или хозяйственное ведение) ответственность за обеспечение безопасности берет на себя субъект транспортной инфраструктуры, то надлежащая защита ОТИ на этапе его проектирования и строительства долгое время была вне поля нормативных правовых актов.
Любой обыватель знает если не изнутри, то со стороны, что представляет собой строительство объекта. Не хочется обобщать, но большинство строительных площадок либо не защищены вовсе, либо защищаются крайне слабо. И ладно если речь идет о мелких хищениях стройматериалов со стороны рабочих, но если строится социально значимый объект и меры по охране стройплощадки недостаточны, то легко сделать "закладки" комплектующих взрывного устройства и совершить теракт позже, после начала эксплуатации объекта, что и произошло в 2004 г. на стадионе "Динамо" в Грозном.
Существенные изменения в сфере защиты объектов транспорта на этапе проектирования и строительства наступили после выхода постановления Правительства РФ от 23.01.2016 г. № 29, которое впоследствии было дополнено постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2418 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства".
Требования определяют систему мер по обеспечению транспортной безопасности, которая должна быть реализована застройщиками объектов транспортной инфраструктуры. Требования является обязательными для исполнения:
- Застройщиком – физическим или юридическим лицом, обеспечивающим на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику.
- Субъектами транспортной инфраструктуры – юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, являющимися собственниками реконструируемого ОТИ или использующими его на ином законном основании.
Требования применяются в отношении различных категорий ОТИ воздушного, железнодорожного, морского и речного транспорта, автомобильного транспорта, дорожного хозяйства, внеуличного транспорта (в части метрополитенов) и ОТИ воздушного, железнодорожного, морского и речного транспорта, автомобильного транспорта, дорожного хозяйства, не подлежащих категорированию, на этапе их проектирования и строительства.
В требованиях под строительством понимается создание новых и реконструкция существующих ОТИ. В соответствии с законодательством:
- строительство – создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);
- реконструкция (за исключением линейных объектов) – изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;
- реконструкция линейных объектов – изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и др.) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Проект автовокзала
Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и ответственность застройщика
Прежде всего стоит отметить, что ответственность за обеспечение безопасности на этапе проектирования и строительства ОТИ возложена на застройщика, который, кроме выполнения строительных норм и стандартов, обязан исполнять требования законодательства по транспортной безопасности. Такие требования относятся к ОТИ воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта, городского наземного электрического транспорта, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, метрополитена и включают в себя систему мер, реализуемых застройщиками ОТИ.
Указанные требования распространяются не только на вновь создаваемые объекты строительства, но и на уже функционирующие ОТИ, которые подвергаются капитальному ремонту и реконструкции. Ведь степень риска при капремонте такая же, как и при строительстве объекта.
Застройщик по согласованию с компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности (Росжелдор, Росавиация, Росморречфлот, Росавтодор) устанавливает предварительную категорию строящегося объекта транспортной инфраструктуры, исходя из количества категорий и следующих критериев категорирования:
- степень угрозы совершения акта незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность ОТИ, которая определяется на основании количественных показателей статистических данных (сведений) о совершенных и предотвращенных АНВ на территории Российской Федерации (за исключением заведомо ложных сообщений об угрозе совершения и/или совершении АНВ) за период последних 12 месяцев до момента категорирования;
- возможные последствия совершения АНВ в деятельность ОТИ, которые определяются на основании количественных показателей – числе возможных погибших или получивших вред здоровью людей, о возможном материальном ущербе.
При предварительном категорировании учитываются также сведения о месте проведения строительных работ, технических и технологических характеристиках застраиваемого ОТИ – эта информация используется при проектировании или реконструкции ОТИ и должна быть отражена в разрабатываемой технической и рабочей документации.
Крымский мост на этапе строительства
Что должно быть предусмотрено в проектной документации в части транспортной безопасности
Разрабатываемая проектная документация включает в себя текстовую и графическую части, предусматривающие проектные решения:
а) обеспечивающие в соответствии с требованиями законодательства о транспортной безопасности предотвращение несанкционированного доступа (перемещения) на ОТИ физических лиц, транспортных средств, грузов и иных материально-технических объектов;
б) определяющие схемы перемещения на ОТИ пассажиров, грузов, багажа и иных материальных объектов;
в) определяющие схемы ОТИ с указанием предполагаемых границ зоны транспортной безопасности ОТИ и ее частей;
г) определяющие схемы расположения и техническое оснащение на ОТИ специального помещения или части помещения (поста (пункта) управления обеспечением транспортной безопасности) для управления техническими средствами обеспечения транспортной безопасности и силами обеспечения транспортной безопасности;
д) направленные на оснащение ОТИ техническими средствами (устройствами), обеспечивающими взаимодействие сил обеспечения транспортной безопасности ОТИ с силами обеспечения транспортной безопасности иных ОТИ и (или) транспортных средств, с которыми осуществляется технологическое взаимодействие, а также с уполномоченными подразделениями органов ФСБ России, МВД России и территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;
е) определяющие схемы расположения на ОТИ специальных помещений или частей помещений, участков (контрольно-пропускных пунктов (постов) для осуществления пропускного режима, проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности;
ж) направленные на оснащение ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, в том числе обеспечивающими проведение досмотровых мероприятий, и схемы размещения технических средств обеспечения транспортной безопасности;
з) определяющие схему размещения и техническое оснащение автоматизированной системы, обеспечивающей сбор, накопление, обработку и хранение данных, доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности ОТИ, а также их передачу уполномоченным подразделениям ФСБ России, МВД России и территориальным органам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;
и) обеспечивающие защиту от несанкционированного доступа к техническим средствам обеспечения транспортной безопасности, автоматизированной системе, обеспечивающей сбор, накопление, обработку, хранение и передачу в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Важно подчеркнуть, что если ОТИ уже постоянно функционировал и для его защиты был разработан план (паспорт) обеспечения транспортной безопасности (ПОТБ), утвержденный, к примеру, Росавтодором, но принято решение о реконструкции ОТИ, которая не влечет за собой корректировку утвержденного ПОТБ, то в проектной документации не предусматриваются проектные решения, указанные в вышеуказанных подпунктах "а"–"и".
Автовокзал. Ростов-на-Дону, 2010 г.
Обязанности застройщика объекта транспортной инфраструктуры
В период строительства застройщик обязан организовать на строящемся ОТИ следующие мероприятия:
- досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности;
- пропускной и внутриобъектовый режимы, обеспечивающие контроль за входом (выходом) физических лиц, въездом (выездом) транспортных средств, вносом (выносом), ввозом (вывозом) грузов и иных материальных объектов, в том числе в целях предотвращения возможности размещения или попытки размещения взрывных устройств (взрывчатых веществ), угрожающих жизни или здоровью персонала и других лиц;
- мероприятия по защите от актов незаконного вмешательства, учитывающие особенности строительства отдельных ОТИ, предусмотренные законодательством РФ.
При реконструкции ОТИ, реконструируемые части которого (участки, здания, строения, сооружения, устройства) расположены в зоне транспортной безопасности ОТИ и в отношении которого застройщик не является субъектом транспортной инфраструктуры, мероприятия по досмотру и защите от АНВ осуществляются застройщиком по согласованию и при участии субъекта транспортной инфраструктуры в отношении реконструируемого объекта.
Застройщик в срок не позднее 30 суток со дня подписания договора на строительство ОТИ обязан разработать, утвердить и направить в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта или ее территориальные органы утвержденный ПОТБ строящегося ОТИ. Утвержденный ПОТБ строящегося ОТИ представляется на бумажном носителе в двух экземплярах либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью застройщика.
Первый экземпляр утвержденного ПОТБ строящегося ОТИ на бумажном носителе с отметкой о приеме подлежит возврату застройщику. При направлении утвержденного ПОТБ строящегося ОТИ в форме электронного документа застройщику направляется в электронном виде уведомление о получении указанного плана.
Особенности эксплуатации прилегающих к ОТИ объектов
В отношении объектов (зданий, строений, сооружений), не являющихся ОТИ и расположенных на земельных участках, прилегающих к ОТИ и отнесенных в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации к охранным зонам земель транспорта, также предусмотрены обязательные для исполнения требования. Это не относится к объектам, расположенным на расстоянии более 200 м от границы земельного участка, предоставленного для размещения ОТИ, а также объектам, являющимся жилыми помещениями в соответствии с Жилищным кодексом РФ.
Если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо является собственником либо владельцем такого объекта, то данный собственник/владелец обязан:
а) своими действиями и (или) бездействием не создавать условий, способствующих совершению АНВ в отношении ОТИ;
б) незамедлительно информировать субъект транспортной инфраструктуры о подозрениях или фактах возможной подготовки совершения АНВ в отношении ОТИ;
в) в случае осуществления деятельности, связанной с хранением, переработкой (перевалкой), складированием опасных грузов (грузов повышенной опасности), а также с хранением оружия и боеприпасов к нему, информировать об этом в письменной форме субъект транспортной инфраструктуры;
г) в случае проведения ими на территории объекта культурно-массовых и (или) публичных мероприятий информировать об этом субъект транспортной инфраструктуры в срок не позднее трех дней до дня начала проведения такого мероприятия;
д) организовать контроль за входом (выходом) физических лиц, въездом (выездом) транспортных средств, вносом (выносом), ввозом (вывозом) грузов и иных материальных объектов на объект, в том числе в целях предотвращения возможности размещения или попытки размещения взрывных устройств (взрывчатых веществ), проноса (провоза) оружия и боеприпасов;
е) обеспечить ведение учета прохода (проезда, перемещения) физических лиц, транспортных средств, материальных объектов на территорию объекта или с его территории, за исключением объектов, используемых исключительно в целях осуществления розничной торговли, организации общественного питания и социально-бытового обслуживания населения, оказания населению банковских услуг, а также услуг в сфере связи, здравоохранения, кинематографии и культуры, включающего в себя следующие данные:
- фамилия, имя, отчество, место работы (службы), занимаемая должность, наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- для персонала юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории объекта, – фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства (пребывания), гражданство, сведения о серии, номере, дате и месте выдачи документа, удостоверяющего личность, а также сведения о целях пребывания на объекте – для посетителей объекта;
- сведения об автотранспортных средствах, самоходных машинах и механизмах, в том числе их виде, марке, модели, цвете, регистрационном знаке (номере), сведения о должности (должностях) лица (лиц), управляющего (управляющих) автотранспортным средством, самоходной машиной и механизмом, характере груза, а также сведения о целях и сроке пребывания на объекте;
ж) осуществлять видеофиксацию реализации мероприятий, указанных в подпункте "д", обеспечить ее хранение, а также обеспечить хранение данных и сведений, предусмотренных подпунктом "е", на электронных и (или) бумажных носителях в течение месяца.
Строительство станции метрополитена
Работа по защите объектов транспорта на этапе строительства требует совершенствования
Все вышеуказанные требования призваны обеспечить безопасность объектов транспорта на этапе их строительства и реконструкции, а также безопасность стоящих рядом зданий, строений и сооружений, прилегающих к транспортным узлам.
Внимание государства к этому вопросу заслуживает уважения, ведь пока ОТИ не построен, он более чем уязвим для возможных проникновений нарушителей и попыток реализации АНВ. Чтобы проникнуть на стройплощадку, необязательно все делать по сценарию шпионского фильма, достаточно просто войти на объект под видом рабочего, купив такую же форму в магазине. Ну а о том, как осуществляется сверка постоянных пропусков и какой контингент работает в охранных организациях, говорить не стоит.
Среди объектов социальной инфраструктуры объекты транспорта имеют важнейшее значение, они являются местом скопления больших масс людей. Важно, что вопрос их защиты на этапе строительства и капремонта сдвинулся с мертвой точки.
С другой стороны, защита объекта транспорта на этапе строительства и повышенные требования к обеспечению безопасности такого объекта имеют, так сказать, незавершенный характер и требуют дальнейшего развития и совершенствования.
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>
Фото: tatarstan.ru