Статьи

Безопасность спортивных учреждений: проблемные вопросы законодательства

Обеспечение безопасности в спортивных учреждениях – это комплексная задача, требующая системного подхода и четкого нормативно-правового регулирования. В статье рассмотрим основные документы законодательной базы этой сферы, познакомим с опытом сотрудников санно-бобслейной трассы в Сочи, затронем проблемные вопросы и моменты, остающиеся вне правового поля.

Безопасность мест с массовым пребыванием людей: обзор >>

Безопасность детей и подростков является приоритетом для любого государства, особенно в сфере образования и спорта. Спортивные образовательные учреждения, такие как школы олимпийского резерва, специализированные детско-юношеские спортивные школы и центры подготовки спортсменов, играют важную роль в воспитании молодого поколения.

Вопросы безопасности в спортивных образовательных учреждениях становятся всё более актуальными в свете многочисленных инцидентов, связанных с безопасностью спортсменов, тренеров и зрителей. Безопасность в спортивных образовательных учреждениях – это комплексная задача, требующая системного подхода и четкого нормативно-правового регулирования. Существует развитое законодательство, регулирующее эту область, однако его применение и реализация сталкиваются с рядом сложностей. В современных условиях особую актуальность приобретает вопрос соответствия существующих законодательных норм реальным потребностям спортивных образовательных учреждений.

Главные нормативные акты

Правовое регулирование безопасности в спортивных образовательных учреждениях опирается на следующие ключевые нормативные акты:

  1. Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 № 35-ФЗ направлен на защиту прав и свобод граждан, а также на создание условий для предупреждения и ликвидации терроризма в России, устанавливает меры по обеспечению безопасности на объектах критической инфраструктуры, в общественных местах, а также в транспортных системах.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает общие требования к образовательным организациям, включая обеспечение безопасных условий обучения, воспитания и развития. Ст. 28 закона закрепляет обязанности образовательной организации по созданию безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотру и уходу за обучающимися, их содержанию в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
  3. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" определяет правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта, в том числе вопросы безопасности при проведении спортивных мероприятий и тренировочного процесса.
  4. Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации". Правила устанавливают требования пожарной безопасности для зданий и сооружений, включая образовательные учреждения.
  5. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" регулирует вопросы санитарно-эпидемиологической безопасности, в том числе требования к помещениям, оборудованию и организации питания в образовательных учреждениях.
  6. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1"О защите прав потребителей" обеспечивает права спортсменов и зрителей на безопасные условия пребывания в спортивных учреждениях.
  7. Постановление Правительства РФ от 6 марта 2015 г. № 202 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта". Это основополагающий нормативный акт, определяющий стандарты безопасности для всех спортивных объектов в России, он служит базой для разработки конкретных мер защиты в зависимости от категории опасности каждого объекта.
  8. Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2014 г. № 353 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований" регламентирует все аспекты безопасности при проведении спортивных мероприятий в России, от подготовки объекта до действий в чрезвычайных ситуациях.
  9. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)". Определяет стандарты антитеррористической защищенности образовательных учреждений и организаций, подведомственных Министерству просвещения РФ.
  10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей". Данные правила устанавливают требования к организации образовательного процесса, в том числе к безопасности проведения занятий по различным видам спорта.
  11. Постановления Правительства РФ, приказы Министерства спорта РФ, Министерства образования и науки РФ, регламентирующие вопросы безопасности при организации спортивных мероприятий и тренировочного процесса по конкретным видам спорта. Эти документы содержат специфические требования к безопасности, учитывающие особенности конкретного вида спорта.

И это далеко не весь перечень нормативных актов, которые стоит учитывать при организации эксплуатации спортивных образовательных учреждений, при организации тренировочного процесса и при проведении спортивных мероприятий.

Программа онлайн-мероприятий для специалистов по безопасности, ИТ и цифровой  трансформации

Применение законодательства о безопасности на объекте "Санно-бобслейная трасса в Сочи"

Санно-бобслейная трасса в Сочи является одним из ярких примеров применения законодательства о безопасности на спортивных объектах. С момента ее постройки в рамках подготовки к Олимпийским играм 2014 г. особое внимание уделялось безопасности как участников мероприятий, так и зрителей.

Трасса соответствует всем необходимым требованиям, установленным в российском законодательстве, включая наличие систем видеонаблюдения, систем пожарной безопасности, промышленной безопасности, систем оповещения и управления эвакуацией. Проведение регулярных тренировок и соревнований на трассе строго регламентируется, что обеспечивает высокие стандарты безопасности.

В соответствии с действующим законодательством трасса прошла комплексное обследование, разработаны меры по обеспечению безопасности, включая:

  • Регулярные технические осмотры трассы и оборудования. Проводятся проверки состояния трассы, систем охлаждения, электро- и водоснабжения и другого оборудования, а также соблюдения требований безопасности при эксплуатации.
  • Обеспечение квалифицированным персоналом. На трассе работают специалисты, прошедшие соответствующую подготовку и имеющие допуск к работе с оборудованием.
  • Проведение инструктажей по технике безопасности. Спортсмены проходят инструктаж по технике безопасности, а также получают информацию о состоянии трассы и возможных опасностях.
  • Организация медицинского обеспечения. Во время тренировочного процесса и спортивных мероприятий на трассе дежурит бригада скорой медицинской помощи, готовая оказать помощь пострадавшим.
  • Разработка и реализация плана эвакуации. В случае возникновения чрезвычайной ситуации разработан план эвакуации, предусматривающий оперативное выведение сотрудников трассы и спортсменов из опасной зоны.
  • Системы инженерно-технических средств охраны. Объект обеспечен инженерно-техническими средствами охраны, в соответствии с присвоенной категорией опасности объекта. На объекте проводятся плановое техническое обслуживание и планово-предупредительные ремонты оборудования охраны. Трасса оборудована системами видеонаблюдения с модулями аналитики, позволяющими контролировать ситуацию на всех участках и оперативно реагировать на происшествия.

Однако даже с этим объектом возникают определенные трудности. Например, сложности с интерпретацией некоторых требований, отсутствие четких указаний по проверке технического состояния инфраструктуры и недостаточное финансирование для регулярных инспекций могут негативно сказаться на общем уровне безопасности.

Проблемные вопросы

При исполнении законодательства в сфере безопасности спортивных образовательных учреждений, в том числе на санно-бобслейной трассе, возникают следующие проблемные вопросы:

  1. Сложность и многообразие нормативной базы. Обилие законов, правил и инструкций создает трудности в их понимании и применении.
  2. Недостаточная детализация требований к безопасности. Некоторые нормативные акты содержат общие требования, не учитывающие специфику конкретных видов спорта и образовательных учреждений.
  3. Недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению безопасности. Недостаточное финансирование ограничивает возможности приобретения современного оборудования, проведения обучения персонала и реализации других мер, направленных на повышение безопасности.
  4. Обучение и квалификация специалистов. Форма и содержание учебных программ для специалистов по безопасности в спортивных учреждениях зачастую не соответствуют реальным требованиям. Отсутствие единой системы обучения и сертификации может привести к недопониманию и недостаточной подготовленности персонала.
  5. Субъективный фактор. Влияние человеческого фактора, в виде ошибок персонала и несоблюдения правил безопасности, остается значительным риском.

Что остается за пределами правового поля

Несмотря на наличие множества законов, регулирующих безопасность спортивных образовательных учреждений, существуют аспекты безопасности, которые держатся за пределами правового поля:

1. Кибербезопасность.

С увеличением использования цифровых технологий в спорте такие вопросы, как хакерские атаки на системы управления спортивной инфраструктурой и утечка данных, становятся все более актуальными.

Вопросы защиты персональных данных спортсменов и информации о тренировочном процессе от несанкционированного доступа также требуют дополнительного регулирования. Однако единых норм, регулирующих этот аспект, нет.

2. Психологическая безопасность.

Законодательство в основном фокусируется на физической безопасности, упуская вопросы психологического комфорта и защиты от травли и насилия. Вопросы, связанные с тиранией в спорте, травлей и психологическим давлением на спортсменов, тоже остаются вне правового поля. Необходимость защиты прав спортсменов с точки зрения психологического здоровья требует законодательного регулирования.

3. Вопросы страхования спортсменов.

Законодательство не всегда четко определяет ответственность образовательных учреждений за страхование спортсменов от несчастных случаев.

4. Безопасность в условиях пандемии.

Последние события, связанные с COVID-19, выявили пробелы в действующей системе законодательства, касающейся санитарной безопасности в спортивных учреждениях.

Пути повышения безопасности в спортивных образовательных учреждениях

Обеспечение безопасности в спортивных образовательных учреждениях – это сложная и многогранная задача, требующая постоянного совершенствования нормативной базы и повышения эффективности контроля за ее исполнением.  Для повышения уровня безопасности необходимо:

  1. Упростить и систематизировать нормативную базу. Необходимо провести анализ действующего законодательства и разработать единый, понятный и легко применимый свод правил.
  2. Уделить внимание вопросам психологической безопасности. Необходимо разработать и внедрить программы, направленные на обеспечение психологического комфорта и защиты спортсменов от травли и насилия.

Решение этих задач позволит существенно повысить уровень безопасности в спортивных образовательных учреждениях и создать благоприятные условия для занятий спортом и развития талантов. Дальнейшее развитие законодательства должно учитывать специфику различных видов спорта и образовательных учреждений, а также использовать лучшие практики и инновационные технологии для обеспечения безопасности спортсменов и персонала.

Перспективы развития законодательства в данной сфере связаны с необходимостью учета современных вызовов и угроз, а также специфики различных типов спортивных объектов.
Особое внимание следует уделить разработке механизмов адаптации общих требований к специфике конкретных учреждений.

Узнайте о возможностях лидогенерации и продвижении через контент


Иллюстрация к статье сгенерирована нейросетью Kandinsky

 

Поделитесь вашими идеями

Подписаться на новости