Блокчейн-трансформация в финансовых институтах
Руслан Юсуфов, 08/01/21
Развитие цифровых решений позволяет инновациям в области финансовых технологий эффективно проникать и укрепляться в обществе. Однако далеко не все из них находят свое признание линейным путем, от изобретения к широкому признанию и одобрению финансовыми властями. С одной стороны, инновации в области финтеха могут принести пользу обществу, а с другой – они потенциально могут оказать и негативное воздействие или даже нарушить стабильность самой финансовой системы. Данная проблема стоит тем острее, чем больше организаций по всему миру включается в цифровую "гонку вооружений". А недавние глобальные опросы представителей финансовой индустрии это только подтверждают. По результатам исследования Fujitsu, из всех индустрий финансовая лидирует в этой гонке, ввиду того что 47% крупнейших финансовых организаций уже наблюдают результаты внедрения инновационных технологий, а 34% находятся в процессе внедрения.
Цифровую трансформацию можно оценивать по целой группе параметров, но в научной среде сформировалась вполне логичная градация в разрезе конкретных "подрывных" технологий. наиболее иллюстративной сегментацией является структура, предложенная в рамках национальной программы "Цифровая экономика". К таким технологиям относятся искусственный интеллект, интернет вещей, робототехника и сенсорика, технологии расширенной реальности, квантовые технологии, технологии беспроводной связи и блокчейн. О последней технологии, которой уже многие годы пророчат судьбу "убийцы банков", мы и поговорим в этой статье.
"Революция" в системе платежей
Развитие блокчейна и криптовалют, таких как биткоин, является одним из примеров цифровых инноваций в финансовом секторе. Мировой экономический кризис 2008 г. радикальным образом повлиял на трансформацию ландшафта мировой финансовой системы и уровень доверия населения к банковской системе, снижение которого называют одной из предпосылок создания концепции платежных систем на базе технологии блокчейн.
31 октября 2008 г. анонимное физическое лицо или группа лиц под именем Сатоши Накамото опубликовали документ под названием "Bitcoin – a Peer-to-Peer electronic cash System", который заложил основу для появления криптовалют и биткоина как первого представителя данной инновационной группы платежных систем на базе технологии распределенного реестра. Если не вдаваться в сложные технологические подробности, основная цель блокчейна – создание децентрализованной среды, в которой третьи стороны не контролируют транзакции и данные. В то же время блокчейн позволяет использовать транзакционные платформы с высокой степенью безопасности, дешевизной, быстротой и меньшей подверженностью ошибкам.
Потенциальная выгода блокчейна не ограничивается экономической стороной, но и распространяется на решение социальных, политических, юридических вопросов и даже проблем здравоохранения.
Блокчейн в начале своего развития нашел яркое применение в одной индустрии – платежей. Дальнейшие исследования и эксперименты крупных игроков продемонстрировали, что блокчейн значит больше, чем основа для транзакций "в среде без доверия". Данная технология оказалась способна фундаментально изменить процессы, лежащие в основе финансовых услуг. Именно по этой причине банк международных расчетов в 2017 г. поставил блокчейн на первое место в списке "подрывных" технологий финансовой индустрии, а Аllied Market Research спрогнозировали рост рынка блокчейн-решений для финансовой индустрии в 80 раз – до 22 млрд долларов в 2026 г.
Мировой экономический кризис 2008 г. радикальным образом повлиял на трансформацию ландшафта мировой финансовой системы и уровень доверия населения к банковской системе, снижение которого называют одной из предпосылок создания концепции платежных систем на базе технологии блокчейн.
Отработанные сценарии
Функционирующие проекты крупнейших центральных и коммерческих банков, платежных систем и страховых компаний, а также рабочие документы лидирующих финансовых регуляторов дают возможность составить относительно полный список основных сценариев применения данной технологии в финансовой индустрии:
- блокчейн-платформы, позволяющие осуществлять быстрый межбанковский клиринг и расчеты по ценным бумагам;
- применение блокчейна в качестве основной или резервной внутренней межбанковской платежной и расчетной системы с целью обеспечения сохранности данных и непрерывности функционирования;
- использование блокчейна в аукционе и выпуске облигаций или в других процессах жизненного цикла облигаций;
- блокчейн-системы для организации процедур KYС/АML для отслеживания и обмена соответствующей информацией о платежах и идентификационных данных клиентов для оптимизации процессов;
- использование технологии блокчейн для создания альтернативных систем обмена информацией и данными между финансовыми институтами, государственными органами и регуляторами;
- применение блокчейна для выдачи, отслеживания и управления доставкой и перемещением наличных денег в филиалы центральных банков и коммерческих банков;
- выпуск центральным банком цифровой валюты, доступной для использования населением. Служит дополнением или заменой физических денежных средств и альтернативой традиционным банковским вкладам.
Если на первый взгляд большинство данных сценариев покажутся читателю сказками из далекого будущего, спешим вас разуверить: многие из них уже запущены в промышленную эксплуатацию крупнейшими финансовыми организациями и, что наиболее примечательно, уже принесли свои конкретные плоды повышения эффективности операционной деятельности.
Громкие блокчейн-проекты
Финансовые институты осознают, что должны меняться, а изменения могут не только затрагивать продуктовые предложения, но и привести к существенной смене ролей самих организаций. К сожалению, невозможно заглянуть за ширму отделов исследований и разработки финансовых структур, поскольку это коммерческая тайна. Но по различным косвенным признакам можно сделать выводы о том, в каком качестве такие компании видят себя через 5–10 лет.
А в контексте изучения цифровой трансформации крупнейших финансовых организаций необходим системный подход. По этой причине при поддержке международной юридической фирмы Сlifford Сhance мы изучили 367 патентов, 88 инвестиций и 515 проектов, связанных с технологией блокчейн, в 234 крупнейших финансовых организациях по всему миру. Это позволило нам сформулировать ряд прогнозов и выделить ключевые примеры прорывных блокчейн-проектов среди крупнейших финансовых организаций. Поэтому мы хотим приоткрыть читателям завесу тайн того, как на самом деле сегодня происходит настоящая блокчейн-революция в финансовых компаниях.
Потенциальная выгода блокчейна не ограничивается экономической стороной, но и распространяется на решение социальных, политических, юридических вопросов и даже проблем здравоохранения.
За рубежом
В 2019 г. Сommerzbank, Сontinental и Siemens провели транзакцию с ценными бумагами на блокчейне на сумму более 100 тыс. евро. Сommerzbank выступил в качестве технологического провайдера автоматического расчета по ценным бумагам, а Сontinental для Siemens – в роли инвестора. Транзакция с цифровой ценной бумагой была осуществлена согласно всем юридическим требованиям законодательства Люксембурга, а весь процесс был ускорен с двух дней до нескольких минут.
В конце 2019 г. HSBС перевел 20 млрд долларов активов на блокчейн-платформу для оцифровки данных о частных размещениях и сокращения времени инвесторов на запросы и проверку ценных бумаг.
В России
В России также наблюдается рост интереса со стороны государства и бизнеса к технологии блокчейн на фоне проработки масштабных инициатив по цифровизации и принятия дорожной карты по развитию блокчейна в России в рамках национальной программы "Цифровая экономика". Так, Сбербанк в прошлом году при использовании блокчейна купил у компании Trafigura дебиторскую задолженность крупного турецкого покупателя нефти. Как результат – осуществление расчета с отображением статуса в режиме онлайн, сокращение процесса с одного дня до одного часа. А Ак Барс Банк провел в Татарстане ипотечную сделку с электронной закладной на блокчейне. Ипотека была оформлена на одну из самых маленьких квартир в России площадью 12,6 кв. м, а применение блокчейн-платформы "Мастерчейн" позволило сократить время создания электронных закладных с девяти дней до одного.
Формирование нового рынка
Применение технологии блокчейн не ограничивается банками. Сегодня банковская индустрия оказывается под значительным давлением. С одной стороны, жесткое регулирование финансового сектора и сжатие процентного спреда в большинстве развитых стран привели к общему снижению маржинальности банковского бизнеса. С другой стороны, в последние годы сильно выросла конкуренция со стороны нетрадиционных игроков. Если раньше за клиентов банкам приходилось бороться с другими банками, то сейчас, вслед за стиранием границы между банками и финтех-компаниями, в борьбу за долю рынка, кроме инновационных стартапов, активно включаются крупные провайдеры финансовых технологических услуг. Последние совместно с платежными системами активно работают с альтернативными платежными решениями на базе блокчейна. Так, Mastercard на сегодняшний день официально запатентовал более 100 блокчейн-изобретений, а в 2017 г. компания открыла доступ к своему блокчейн-решению для осуществления платежных операций между банками и продавцами, нацеленному на предоставление альтернативного метода оплаты товаров и услуг с использованием традиционных фиатных валют. Компания Visa в 2019 г. запустила блокчейн-платформу для корпоративных платежей с целью повышения эффективности трансграничных расчетов между финансовыми учреждениями. более того, Mastercard, Visa и PayPal еще в июне 2019 г. были заявлены как члены небезызвестного проекта Facebook Libra association.
По всей видимости, на наших глазах происходит формирование нового рынка, на котором крупнейшие финансовые организации активно стремятся занять свое место. В перспективе подобные разработки открывают крупнейшим финтех-компаниям путь для формирования международных инфраструктурных платежных блокчейн-платформ.
Сбербанк в прошлом году при использовании блокчейна купил у ком-
пании Trafigura дебиторскую задолженность крупного турецкого поку-
пателя нефти. Как результат – осуществление расчета с отображением
статуса в режиме онлайн, сокращение процесса с одного дня до одного
часа
Предпосылки национальной цифровой валюты
Финансовый сектор в целом и системы банковских платежей в частности играют важную роль в поддержании темпов экономического развития как развитых, так и развивающихся стран, а также в обеспечении доступа последних к финансовым ресурсам первых. Но растущая тенденция расширения международной доступности финансовых и прежде всего банковских сервисов сталкивается с ужесточением регуляторных требований, особенно после того, как кризис 2008 г. поставил вопрос о необходимости переосмысления природы современных финансовых рисков и перестройки метода их регулирования. Целый ряд международных институтов, таких как Совет Европы, G-20, FАTF, МВФ и Совет по финансовой стабильности, отметили в своих исследованиях и рабочих документах наличие ряда фундаментальных проблем: эрозию конкурентной среды среди финансовых организаций на фоне известной ситуации Too Big to Fail (когда "избранные" финансовые компании спасаются государственным вмешательством), а также сокращение инструментария ЦБ в большинстве развитых стран на фоне достижения эффективной нижней границы процентной ставки. Данные проблемы известны и широко обсуждаемы многими специалистами финансовой индустрии, однако может закрасться мысль: как они связаны с цифровизацией финансовой индустрии, и тем более с блокчейном? Как показывают последние события, связь что ни на есть прямая.
Совсем недавно, 13 октября 2020 г., Банк России обнародовал консультативный доклад, в котором проанализировал потенциал цифрового рубля, спровоцировав широчайшую дискуссию среди представителей отечественной финансовой индустрии. для непосвященного читателя данное событие могло стать неожиданностью. Однако, принимая во внимание, что на сегодняшний день как минимум 36 центральных банков уже опубликовали подобные публичные отчеты и дискуссионные документы, а, согласно опросу банка международных расчетов, 80% опрошенных ЦБ по всему миру заявляют о проработке концепции национальной цифровой валюты, включение Банка России в данную "гонку вооружений" не вызывает сильного удивления. Проект цифровой валюты Банка России является живым примером указанного ранее направления применения блокчейна в финансовой индустрии – создания цифровой валюты центральным банком. Но если роль центрального банка в рамках данного проекта относительно понятна, то чего же стоит ожидать коммерческим банкам в случае возможного внедрения?
Положение коммерческих банков: экономический "штиль" или кризис
В обычное время значительных негативных последствий от наличия конкурирующих форм денег в национальной экономике не предвидится ввиду того, что любой конкурентный ответ, предложенный финансовыми организациями, скорее всего, будет эффективно отличать розничные депозиты от цифровой валюты ЦБ. Так, коммерческие банки могут конкурировать с цифровым рублем, предлагая дополнительный процентный спред, чтобы компенсировать любой кредитный риск, связанный с наличием банковского депозита. В дополнение к этому финансовые организации могут предоставлять широкий спектр услуг, которые не будут предлагаться владельцами счетов цифрового рубля. Хотя определить эффективность подобных ответных мер сложно, следует обратить внимание на то, что в обычное время низкий уровень кредитного риска в основном связан с хранением депозитов населения, что позволяет финансовым организациям более эффективно конкурировать с цифровыми валютами ЦБ. Поэтому предполагается, что в обычное время значительного сужения финансовой системы не произойдет.
Однако в условиях кризиса любое конкурентное предложение, предлагаемое финансовыми организациями, будет менее эффективным, поскольку кредитный риск, связанный с хранением розничных депозитов, будет играть основную роль. Хотя и существуют альтернативные мнения, согласно которым финансовые организации будут предлагать более высокий процентный спред для компенсации кредитного риска и конкурентные предложения игроков рынка все равно будут эффективными, данные точки зрения упускают из вида риски системного банковского кризиса. более того, отток розничных депозитов приведет к значительному снижению ликвидности за счет массового перехода клиентов финансовых организаций в цифровую валюту ЦБ. И даже в отсутствие кризиса легко конвертируемая цифровая валюта может полностью вытеснить банковские депозиты, что поставит под угрозу само существование банковской системы, а эффективный приток кредитов в экономику в отсутствие компенсационного механизма будет нарушен. Именно по этой причине цифровые валюты центральных банков следует внедрять после серьезной оценки проблемы нежелательной дезинтермедиации банковской системы и системных кризисов, которые могут возникать в ситуации "набега на банки".
Блокчейн – лишь одна из "подрывных" инноваций
В конечном итоге блокчейн как технология-феномен в последние годы нашел активный отклик у множества организаций, которые за пару лет перешли от стадии скептического отношения к поиску преимуществ и возможностей практической имплементации в бизнесе и повседневной жизни.
Необходимо осознавать, что внедрение блокчейна приведет за собой трансформацию и смежных областей. Так, в рамках изучения финансовых организаций мы обнаружили массивные инвестиции крупнейших финансовых институтов в собственные блокчейн-решения в области информационной безопасности.
По этой причине вполне вероятен постепенный отказ финансовых организаций от ряда услуг сторонних провайдеров в области ИБ. Более того, возможно, мы увидим попытки самостоятельного выхода банков на этот рынок в роли вендоров подобных решений. Финансовые организации обладают значительно большей экспертизой в сфере финансов, а вместе с внутренней экспертизой и собственными продуктами по информационной безопасности это угрожает внешним провайдерам утратой доли рынка и появлением новых конкурентов.
Однако при всем своем трансформационном потенциале блокчейн – это лишь одна из "подрывных" технологий. А как совокупность инноваций сможет перекроить финансовую индустрию на горизонте 5–10 лет, практически невозможно представить. Именно поэтому финансовые институты, которые отказываются участвовать в цифровой "гонке вооружений", вполне вероятно, останутся на обочине истории.
Руслан Юсуфов
Управляющий партнер компании MINDSMITH
Глеб Борисов
Главный аналитик компании MINDSMITH