Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие онлайн-мероприятия компании "Гротек" 31 июля. Чат-боты и голосовые ассистенты для бизнеса 1 августа. Эффективность промышленного производства 6 августа. Подходы и системы управления корпоративными данными 8 августа. Технологии защиты периметра для объектов промышленности   Регистрируйтесь и участвуйте!

Цифровая трансформация управления системами городского хозяйства

Евгений Балашов, 11/06/24

Внедрение современных технологий для оптимизации систем управления в таких крупных мегаполисах, как Москва, настолько же необходимо, насколько и сложно в реализации. Не только жители столицы, многие отмечают огромный прогресс в развитии города. В статье рассмотрим процессы, повлиявшие на это, особенности автоматизации и какие задачи еще предстоит решить.

Ситуационный зал ЦУ КГХСитуационный зал ЦУ КГХ

Центр управления Комплекса городского хозяйства Москвы (ЦУ КГХ) начал работать в 2022 г. Создать его в 2019 г. поручил мэр Сергей Собянин, реализацию курировал заместитель мэра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков. Одна из основных задач нового центра – это повышение эффективности деятельности комплекса городского хозяйства в интересах москвичей. Еще одна не менее важная цель – аналитическая поддержка принятия различных управленческих решений.

Обзор решений по безопасности и автоматизации для ЖКХ

Налаженная система

На сегодняшний день Москва является одним из наиболее перспективных и динамично развивающихся мегаполисов планеты с современной качественной инфраструктурой. Соответственно, нельзя не отметить, что столичный комплекс городского хозяйства является одним из самых крупных в мире. В его работе более ста направлений, в которых заняты почти 600 тыс. человек. Актуальные параметры комплекса следующие:

  • более 886 млн кв. м объектов озеленения;
  • более 120 млн кв. м дорог;
  • более 200 тыс. км линий электропередачи;
  • более 30 тыс. многоквартирных домов;
  • более 27 тыс. ед. коммунальной техники;
  • более 18 тыс. км семей системы теплоснабжения;
  • более 13 тыс. км системы водоснабжения;
  • более 9,5 тыс. км системы водоотведения;
  • почти 9 тыс. км системы водостока;
  • более 9 тыс. км газовых сетей.

За два года работы ЦУ КГХ Москвы его сотрудникам удалось выстроить систему регламентированного, слаженного и эффективного взаимодействия между всеми городскими службами, а также органами власти в пределах общего информационного пространства. Такие шаги позволили максимально увеличить скорость и адекватность реагирования на те или иные происходящие в городе события. В столичном ЦУ КГХ находятся представители всех необходимых подразделений комплекса городского хозяйства и органов власти. Они отслеживают работу своих систем и объектов в режиме реального времени: данные обо всех инцидентах и происшествиях автоматически транслируются в ситуационном зале на видеостене диагональю 425 дюймов. В итоге сотрудники всех структур и ведомств имеют доступ к своей внутренней информации, могут делиться ей, максимально оперативно взаимодействуя друг с другом. Это позволяет сокращать время реагирования на любые нештатные ситуации. Каждое происходящее отраслевое событие фиксируется и ранжируется по степени критичности, а затем оперативно направляется ответственному исполнителю – органу исполнительной власти, ведомству или учреждению. Исполнитель обязан оценить масштаб проблемы, задействовать
необходимые ресурсы, а затем проконтролировать соблюдение сроков ее разрешения.

Эффекты от создания ЦУ КГХЭффекты от создания ЦУ КГХ

Успешные показатели

Центр управления комплекса городского хозяйства Москвы за два года работы доказал свою эффективность, показав значительные результаты одновременно в нескольких сферах:

1. Управление:

  • создание единого информационного пространства;
  • повышение скорости и качества обработки данных;
  • повышение оперативности принятия решений.

2. Экономика:

  • оптимизация расходов, которая позволяет наиболее эффективно координировать работы по перераспределению ресурсов;
  • предсказательная аналитика, которая позволяет прогнозировать сценарии развития отрасли в целом, конкретных организаций и отдельных ситуаций;
  • анализ возможных рисков при реализации новых проектов и инициатив.

3. Координация:

  • организация штабов для оперативного взаимодействия при отработке той или иной ситуации, происходящей в том числе в межотраслевых проектах.

4. Автоматизация:

  • полнота и точность данных, которые вносятся в специальную автоматизированную информационную систему (АИС ЦУ КГХ);
  • агрегация информации через объединение и сопоставление массивов данных;
  • автоматизация процесса анализа больших данных (Big Data).

В данный момент основная цель создания ЦУ КГХ достигнута за счет более прозрачного и оптимизированного использования информации КГХ Москвы. Эффективность управления ресурсами растет, а значит, повышается качество жизни горожан. В число задач, которые выполняют специалисты ЦУ КГХ в рамках аналитической работы, входит следующее:

  • ежедневное круглосуточное оперативное взаимодействие с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Москвы, ресурсоснабжающими организациями и инженерными компаниями комплекса городского хозяйства в рамках ситуационного зала ЦУ КГХ;
  • при работе в автоматизированной информационной системе "Центр управления комплекса городского хозяйства" (АИС ЦУ КГХ) – обеспечение наполнения этой системы данными о деятельности организаций комплекса городского хозяйства;
  • формирование и актуализация отчетов по аналитическим направлениям, корректировка форм и структур аналитических отчетов;
  • стратегический анализ и прогнозирование;
  • контроль исполнения поручений и выполнения мероприятий.

Автоматизированная информационная система

Ситуационный зал является своеобразным "сердцем" ЦУ КГХ. В нем одновременно трудятся 59 специалистов – участников информационного обмена: 48 представителей ресурсоснабжающих и инженерных организаций и 11 аналитиков дежурной смены ситуационного зала. Обработанная системой актуальная информация выводится на видеостену ситуационного зала в виде виджетов, карт, видеопотока, отражается на экране штаба ЦУ КГХ и мониторах руководителей в режиме реального времени. Если по какой-либо причине место коммунального инцидента не отражается на городских камерах видеонаблюдения, то на место происшествия оперативно выезжает сотрудник мобильной группы ЦУ КГХ и организует прямую фото- или видеотрансляцию на видеостену ситуационного зала. Автоматизированную информационную систему "Центр управления Комплекса городского хозяйства" создал департамент информационных технологий города Москвы. Она получает данные примерно по одной тысяче показателей из нескольких десятков различных источников одновременно: от оперативных служб города, ресурсоснабжающих организаций, инженерных компаний, контрольно-надзорных органов, жителей города (через портал "Наш город" и информационную систему Единого диспетчерского центра), а также с телеметрических устройств. В итоге система способна фиксировать до 60 тыс. событий в сутки, все они ранжируются по степени критичности для выявления тех, которые требуют незамедлительной реакции.

Аналитическая работа в ЦУ КГХАналитическая работа в ЦУ КГХ

Новый уровень в аналитике

Помимо оперативной работы, в АИС ЦУ КГХ предусмотрены инструменты более глубокой аналитики. Подсистема "Ммонитор КГХ" позволяет руководству Москвы отслеживать статус исполнения городских программ, получать отчеты и аналитику о деятельности предприятий КГХ Москвы в режиме реального времени. В стенах ЦУ КГХ, в частности, располагается центр обработки вызовов ГБУ "Система 112". В дежурной смене этой службы одновременно работают порядка 125 операторов, которые обрабатывают около 17 тыс. вызовов в день. Сегодня "Система 112" взаимодействует с 236 городскими оперативными и экстренными службами, а также аналогичными ведомствами Калужской и Московской областей. Размещение в ЦУ КГХ позволило повысить оперативность ее взаимодействия с другими службами. Осуществить вызов экстренных служб можно и через систему ЭРА-ГЛОНАСС, и с помощью СМС-сообщений. В дежурной смене ГБУ "Система-112" Москвы, как правило, есть операторы, способные принимать вызовы на английском и некоторых других иностранных языках, а также на наиболее распространенных языках народов России. В результате управленческие решения принимаются оперативно. Межведомственный обмен данными позволяет принимать оперативные управленческие решения без потери времени, дублирующих операций, бумажного документооборота и лишних (ручных) трудозатрат.

Таким образом, я считаю, что ЦУ КГХ Москвы – это выход на принципиально новый уровень цифровой аналитики в управлении городской агломерацией. Текущая ситуация отслеживается максимально полно. В частности, агрегация BIG DATA (больших данных) позволяет принимать текущие и стратегические управленческие решения в режиме онлайн и предупреждать на основе комплексной аналитики возможные инциденты, нивелировать их последствия. ЦУ КГХ объединил ключевые источники информации разных структур, что позволило максимально полно отслеживать текущую ситуацию и прогнозы ее изменения. Деятельность КГХ ограждена от рисков. В результате оперативного и стратегического анализа данных в круглосуточном режиме повысилась оптимальность принятия управленческих решений, в том числе ситуативных. Автоматизация анализа поднимает предсказательную аналитику на новый уровень: позволяет выявлять так называемые слепые зоны в мониторинге инфраструктуры, делать расширенные прогнозы развития города и минимизировать риски по всем направлениям деятельности комплекса городского хозяйства. Все звенья процесса работы столичного ЖКХ собраны в единую информационную цепь, поэтому дают детальную оценку качества работы всех организаций сектора и обеспечивают комфорт и безопасность жителей российской столицы.

В центре управления работает почти две сотни аналитиков ГБУ "МАЦ", которые постоянно проводят оперативный мониторинг состояния объектов комплекса, осуществляют прогнозирование развития ситуации. Основные задачи аналитических управлений ЦУ КГХ на текущий момент:

  • совершенствование автоматизированной информационной системы ЦУ КГХ, расширение количества участников информационного взаимодействия в дальнейшем;
  • оперативный мониторинг всех отраслевых событий в городе, контроль устранения нештатных ситуаций;
  • мониторинг и анализ работы всех коммунальных предприятий;
  • анализ и оценка кадрового потенциала отрасли и финансово-хозяйственной деятельности предприятий;
  • информационная поддержка текущих и стратегических управленческих решений в отрасли.

Иллюстрации предоставлены автором.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 2/2024

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Изображение от freepik

All-over-IP 2024 12 – 13 ноября | живой старт  и встречи 14 ноября  – 6 декабря | онлайн

Темы:Цифровая трансформацияЦифровое ЖКХЖурнал "Системы безопасности" №2/2024
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...