Подписка
МЕНЮ
Подписка

Цифровизация ЖКХ в Подмосковье

Вадим Каретников, 21/09/22

Московская область – второй регион России по количеству населения. Последняя перепись показала, что в Подмосковье проживает 10,8 млн человек. Это регион, в котором на 1 января 2022 г. было 713 ресурсоснабжающих организаций (РСО). На примере Московской области хочу продемонстрировать, как мы создали систему цифрового управления коммунальным и энергетическим хозяйством.

Обзор решений по безопасности и автоматизации для ЖКХ

Цифровизация управления энергетической и коммунальной инфраструктурой укрупненно состоит из трех частей:

  • цифровое государственное управление;
  • отраслевые услуги для бизнеса или других субъектов деятельности;
  • цифровизация отрасли.

Сразу оговорюсь, что понятие ЖКХ включает три составляющие: "Жилищное" – это управляющие компании, дома, подъезды, голосование жителей; "Коммунальное" – это трубы, электроэнергетика, вода, тепло, канализация; и "хозяйство (городское)" – это комфортная городская среда, прилегающие территории, детские площадки, благоустройство. Эти три направления очень разные и мало соприкасаются друг с другом. Поэтому о каждом из этих направлений стоит всегда говорить отдельно. В данной статье мы поговорим о коммунальной и энергетической инфраструктуре – про трубы и провода.

Услуги технологического присоединенияУслуги технологического присоединения

Форум "Технологии безопасности" 2023 Узнайте, что запланировано!

Перевод услуг в электронный вид

Первым делом, с чем сталкиваются жители или представители бизнеса, – это услуги. Чтобы получить коммунальную услугу (газ, электричество, тепло, воду и канализацию), необходимо подключиться к теплу, воде, электричеству. А до этого нужно получить технические условия, сделать проект, который должен пройти экспертизу, и заключить договор на подключение.

Если посмотреть жизненный цикл создания любого объекта капитального строительства (жилого дома, магазина, торгового центра, бассейна), получится один и тот же "круг почета", который нужно пройти заявителю, только в зависимости от количества необходимых ресурсов его длина и сроки будут разные.

В нашем понимании цифровая трансформация – это в первую очередь перевод всех услуг в электронный вид. Почему? Потому что, во-первых, сразу появляется прозрачность в сроках, отказах и стоимости; во-вторых, это удобно для заявителей; в-третьих, мы видим, как работает отрасль в разрезе каждого предприятия.

Например, если вы хотите построить здание (неважно, это жилой дом, магазин или офис), вам нужно запросить документы у "Водоканала", потом с этой же заявкой пойти в "Теплосеть", потом к газовикам, потом к электрикам, и только после этого начать проектирование.

Далее следует второй круг почета – подключение. Третий круг – получение актов готовности, актов на технологическое присоединение и в итоге – договор на снабжение. В сумме это колоссальный объем работы и времени.

В Московской области ежегодно строится более 40 тыс. объектов. Каждому нужно получить до пяти документов по пяти ресурсам. Всего 5 ресурсов умножаем на 5 документов = 25 ДОКУМЕНТОВ! Причем сначала нужно подать заявку, а потом ее забрать. Итого 25 + 25 = 50 посещений!!! С 2017 г. мы упростили все эти процедуры, сделав ЭЛЕКТРОННУЮ УСЛУГУ на Региональном портале государственных услуг. Заявитель в Московской области на Портале формирует Единую электронную заявку: "Я хочу построить дом (магазин, завод и т.д.), мне нужно столько-то воды, столько-то электричества, столько-то газа," – и больше ничего не делает. Государственное казенное учреждение Московской области "Агентство развития коммунальной инфраструктуры" (ГКУ МО "АРКИ") автоматически распределяет заявку по ресурсоснабжающим организациям, учитывая местонахождение объекта, а заявки отрабатывают сами организации. В итоге заявитель получает на Портале госуслуг документы в электронном виде! Заявителю не нужно будет никуда ходить, лично подавать заявления и общаться с кем-либо. От заявителя сейчас не требуется, например, приложить выписку из Росреестра (для информации: наша организация автоматически получает выписку из Росреестра и государственной налоговой службы) и т.д.

После перевода услуг в электронный формат у нас сразу появилась прозрачность – мы увидели, кто и как работает и в какие сроки выдаются документы. Например, в основном технические условия (ТУ) готовят за 4–5 дней, а договоры – за 20 дней. Вопросы оказания услуг по техприсоединению регулярно рассматриваются на заседании правительства, данное направление лично курирует вице-губернатор Московской области Е.А. Хромушин, и коллеги, которые превышают сроки, объясняют причины задержек. А поскольку работа у нас налажена, за последние шесть месяцев ресурсниками не допущено ни одной просрочки! Это наш рекорд и показатель качественной работы Министерства энергетики МО и ГКУ МО "АРКИ".

Карта свободных мощностейКарта свободных мощностей

Электронные услуги мы оказываем для всех видов ресурсов. С 2017 г., когда мы только начали переводить услуги в электронный вид, через Портал было выдано более 900 тыс. электронных документов. То есть 900 тыс. раз заявитель не пошел сдавать пакет документов и столько же раз не пошел этот пакет забирать. До 2017 г. я знаю случаи, когда до полутора лет заявители ходили по организациям и не могли получить технические условия даже на проектирование. И это только на стадии до проектирования.

А вот стадия "денежная" – более 21 тыс. договоров на техприсоединение – это серьезные договоры с серьезными деньгами. Если вы подключаете свой дом, то там стандартная стоимость подключения электричества, газа, воды. И то людям по 40–50 дней не могли подписать документы! Сейчас мы все стандартизировали, проверяем стоимость каждого договора и ежегодно до 1 млрд рублей снижаем цену подключения. Вот что такое цифровая трансформация, вот наглядная работа проекта Минстроя России "Умный город".

Перейдя ко второму этапу – "Цифровизация управления" – мы подключили в нашу региональную информационную систему все ресурсоснабжающие организации, чтобы они могли отражать свою деятельность как по технологическому подключению, так и по другим направлениям работы. Мы предоставили удобный интерфейс, сделали автоматизированное рабочее место для ресурсоснабжающей организации, и все наши коллеги сейчас комфортно работают: вносят в систему документы, получают в электронном виде справки, выписки, видят свои сети и т.д.

Единая дежурно-диспетчерская службаЕдиная дежурно-диспетчерская служба

Узнайте о возможностях лидогенерации и продвижении через контент

Карта свободных мощностей

Еще один функционал для бизнеса, который мы запустили, – "Карта свободных мощностей", демонстрирующая свободные мощности по теплу, воде и канализации, а скоро – по электричеству и газу. Этот функционал востребован теми, кто планирует строить, например, на неосвоенной территории. Выбирая площадку для строительства, можно сразу понять, какие коммуникации есть, а какие отсутствуют. Ресурс для стройки будет для заявителя обеспечен в любом случае, однако цена вопроса из-за подключения будет разная. А Карта свободных мощностей поможет сразу оценить перспективу присоединения.

Единая дежурно-диспетчерская служба

Для мониторинга органами власти качества оказания услуг и оперативного реагирования на аварийные ситуации нами создана Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС). В ней собирается информация по всем отключениям тепла, воды и канализации. Поскольку все РСО заведены в единую систему, то любые порывы на сетях, отключения и ремонты они отражают в этой системе. Для примера: только в прошлом году в нашей системе было отражено более 30 тыс. событий, вплоть до самых мелких, которые даже не были замечены жителями. Собранные данные показывают, какая ресурсоснабжающая организация допускает больше аварий, в какой котельной или в каком доме чаще отключают тепло, воду, электричество и т.д.

Карта коммунальных услуг МКДКарта коммунальных услуг МКД

Карта коммунальных услуг

Еще один, причем самый популярный, сервис – "Карта коммунальных услуг МКД". Это публичный ресурс для жителей Московской области, где внесены данные по всем многоквартирным домам Подмосковья. Это порядка 56 тыс. адресов. По каждому дому существует своя карточка, где указаны номера телефонов РСО, плановые даты отключения воды и включения отопления, а также какая управляющая компания обслуживает дом. На данный момент зафиксировано более 2,3 млн посещений этого ресурса, а значит, с колл-центров мы сняли как минимум более 2,3 млн звонков. Для жителей также функционирует публичный телеграм-бот, где можно посмотреть и подписаться на уведомления о плановых отключениях воды и тепла в любом доме Подмосковья.

Так в рамках проекта "Умный город" Минстроя России мы проводим цифровизацию самой отрасли и сервисов для заявителей в части получения документов и оказания услуг.

Задачи на будущее

Министр энергетики Московской области А.Ю. Самарин поставил задачи на 2022–2023 гг. для ГКУ "АРКИ" по дальнейшему развитию электронных услуг, запуску дополнительных сервисов по информированию жителей о проведении технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования, формированию на Карте свободных мощностей информации о свободных ресурсах по электро- и газоснабжению, по расширению функционала телеграм-бота и др. Безусловно, мы со всеми поставленными задачами справляемся на 100%.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 4/2022

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Обзоры оборудования для безопасности объектов >>

Темы:Цифровое ЖКХБезопасность объектовТрибуна заказчикаЖурнал "Системы безопасности" №4/2022
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...