Цифровое ЖКХ: необходимо ли создание масштабной государственной системы?
В паспорте стратегии цифровой трансформации строительной отрасли "Строительство, городское хозяйство и ЖКХ" (разработан Минстроем) самым дорогим является проект "Цифровая инфраструктура ЖКХ". Он подразумевает разработку и внедрение типовых систем управления снабжения ресурсами с использованием IoT. Планируется, что подготовительные мероприятия пройдут с 2021 по 2025 г., а саму систему стоимостью 375 млрд рублей поэтапно запустят в 2025–2030 гг. В формате круглого заочного стола представители компаний InPrice Distribution, INTELVISION, "ЮНИКОРН", "Делетрон", "Стек" и ООО "ТЦИ" обсудили задачи отрасли, проблемы автоматизации, рассказали о технических решениях, которые обеспечивают безопасность жилого фонда и оптимизируют процессы управления и обслуживания, поделились мнением о состоянии и перспективах жилищно-коммунальной сферы.
Почему необходима цифровизация жилищно-коммунального хозяйства?


Как компания, специализирующаяся в области смарт-технологий, мы неоднократно изучали данный вопрос и пришли к выводу, что "выживание" коммунальных предприятий будет зависеть исключительно от их способности разрабатывать и внедрять новые решения, гибкие бизнес-процессы и бизнес-модели для более продуктивного и эффективного сотрудничества как с жителями, так и с государством.
Люди и технологии являются движущей силой цифровой трансформации ЖКХ, ориентированной не только на потребителей, но и на эффективность пользования ресурсами. В основе цифровизации ЖКХ лежит желание расширить возможности потребителей услуг и обслуживающих организаций. Это большой комплекс решений и технологий, который улучшает качество обслуживания, повышает энергоэффективность и мгновенно реагирует на угрозы.
Цифровизация ЖКХ способна повысить удобство и скорость выполнения задач или операций, автоматизировать процессы, предоставить компаниям возможность предлагать новые продукты или услуги, интегрировать и консолидировать различное ПО в одну цифровую платформу управления зданиями, увеличить доходы и прибыль.
Цифровые платформы управления зданиями и Интернет вещей играют первоочередную роль в цифровой трансформации отрасли. Потенциал ресурсосбережения, энергосбережения, экологичности и оптимизации бизнес-процессов для новых и существующих зданий и предприятий может достигать 60%. Цифровые сервисы повышают лояльность, эффективность управления и ARPU.


Поэтому принимать взвешенные и выгодные по использованию ресурсов страны решения критически важно. Это отражается на уровне жизни всех россиян.

- автоматизация сбора первичной информации о состоянии инженерных систем;
- автоматизация сбора информации от счетчиков потребления ресурсов жителей, о заполнении и вывозе мусора;
- представление в онлайн-режиме информации о потребленных ресурсах и выставленных счетах;
- статистическая информация о функционировании ЖКХ;
- предиктивные ремонты на основании полученных данных;
- интеграция информационных систем ЖКХ в системы более высокого уровня.
Все это позволяет:
- повысить уровень и оперативность предоставления услуг населению, собираемости оплаты за услуги ЖКХ, уменьшить долги населения;
- повысить контроль над уровнем предоставляемых услуг как со стороны городских администраций, так и со стороны населения;
- повысить надежность и долговечность функционирования систем ЖКХ.

ЖКХ консервативно и тяжело воспринимает нововведения. но темп жизни становится быстрее, технологии развиваются, появился запрос общества на повышение эффективности работы коммунальных организаций, да и государство регулярно подкидывает новые требования, выполнить которые невозможно без внедрения специализированного программного обеспечения и оборудования.
Это вынуждает предприятия адаптироваться к меняющимся внешним условиям и постепенно переходить на "цифровые рельсы", автоматизировать бизнес-процессы, внедрять новое ПО для сотрудников и сервисы для жителей. Для организаций этот процесс непростой и достаточно болезненный ввиду того, что в России треть предприятий ЖКХ убыточна, а инновации стоят недешево.
С другой стороны, есть управляющие организации, понимающие, что к подобным затратам надо относиться как к инвестициям, которые быстро окупятся за счет роста производительности труда сотрудников, повышения лояльности жильцов, экономии на возможных штрафах от государственной жилищной инспекции и пр.
А еще это сильный фактор конкурентоспособности предприятия. Те, кто вовремя это понял, захватили лидерство в отрасли.
Какое оборудование и технологии могут улучшить состояние отрасли, упростить работу управляющих компаний и сделать жизнь жильцов более комфортной и безопасной?


Главной же задачей облачного уровня является передача данных и хранение их для дальнейшей обработки, анализа и реагирования на полученные события. При этом часть информационных систем облачного слоя записывает и управляет данными устройств верхнего уровня, а вторая часть отвечает за корректную обработку этих данных, непрерывно передаваемых через платформу IoT. Цифровая платформа управления зданиями как раз и поддерживает функциональность всех систем и уровней. От датчика на внешнем периметре к пульту оператора/администратора, далее к архиву или пользовательскому интерфейсу на экране компьютера или в приложении жителя на смартфоне.



- установка счетчиков потребляемых ресурсов с удаленным сбором информации (радиосети);
- доступ к информации через личные кабинеты жильцов;
- интеграция автоматизированных систем управляющих компаний в муниципальные и территориальные информационные системы.
Опыт создания умных домов и городов в КНР показывает перспективность внедрения адресно-справочных систем идентификации и резолюции цифровых объектов на основе архитектуры цифровых объектов (Digital Object Architecture, DOA). Применение этой технологии позволило:
- ввести унифицированную систему регистрации цифровых объектов (двойников) физических объектов и процессов умного города с созданием системы реестров уникальных идентификаторов цифровых объектов;
- ввести унифицированную систему уникальных имен идентификаторов цифровых объектов (двойников) физических объектов и процессов умного здания и города не только в масштабах здания, но и в масштабах территориального образования и всей страны;
- обеспечить резолюцию (получение данных) цифровых объектов умного города по имени уникального зарегистрированного идентификатора с использованием метаданных идентификатора (набора данных, которые указывают на способ получения данных цифрового объекта);
- обеспечить требования по информационной безопасности и правам на получение информации для разного типа пользователей;
- обеспечить стандартизацию и унификацию структур типов данных цифровых объектов ЖКХ.

Жители жалуются на ошибки в квитанциях за ЖКУ, а сотрудники не справляются с большим объемом ручной работы? Значит, предприятию пора переходить на более современную программу для ведения начислений, где расчет настроен в соответствии с законодательством, занимает несколько минут, а не часов и выгрузка данных в ГИС ЖКХ происходит по нажатию одной кнопки.
Неплатежи в ЖКХ – вечная проблема отрасли. До пандемии в РФ собираемость платежей составляла в среднем 96%, во время пандемии снизилась аж до 81%1. Для решения этой проблемы есть несколько путей:
- Начислять пени за несвоевременную или неполную оплату. Любая современная программа для ведения расчетов справится с этой задачей.
- Внедрять удаленные способы взаимодействия жильцов с УК – личный кабинет и мобильное приложение, где жильцы смогут скачать квитанцию, оплатить ЖКУ, передать показания счетчиков.
- Регулярно напоминать жильцам об оплате. Из программы для ведения расчетов за ЖКУ можно делать e-mail- или СМС-рассылку с напоминанием о необходимости оплаты или о возникшей задолженности, а в личный кабинет и мобильное приложение отправлять уведомления для забывчивых граждан. Для массового информирования по телефону подойдет автообзвон.
- Самый действенный способ – автоматизировать претензионно-исковую работу с должниками. Специализированная программа проверит наличие задолженности, уведомит о ней должника, подготовит документы для досудебного урегулирования вопроса (предупреждения, претензии, соглашения о погашении) или судебного (подготовка пакета документов в суд).
Голосовые помощники становятся все популярнее. Если заинтегрировать навык "Алисы" с расчетной программой, то жильцы через "Алису" смогут передавать показания приборов учета. Такая передача показаний станет отличным дополнением к уже имеющимся каналам передачи данных. Чем больше у жителей вариантов, тем выше эффективность коммуникации.
Диспетчерским службам давно пора перейти от бумажных журналов заявок к автоматизированной системе, которая позволит решать проблемы жильцов быстрее и эффективнее. Ни один звонок не будет пропущен, а заявки не потеряются. Система сама определит жильца по номеру телефона. Оператор не тратит время на запись контактных данных, регистрирует заявку, распределяет в работу на исполнителя и затем контролирует исполнение. Эффективность работы оператора повышается в два раза.
Современные мастера аварийно-диспетчерских служб оснащены мобильными телефонами. Специальное приложение позволяет мастеру оперативно получать уведомления о поступившей работе, необходимую информацию по заявке, прикладывать фото по завершении работ. Оператор имеет возможность просматривать карту передвижений мастера.
Какие нормативные документы регулируют сферу цифровизации ЖКХ?

Скорее всего, оно приведет к снижению уровня конкуренции в пользу крупных игроков.




Правительство регулярно выпускает новые нормативные акты, вынуждающие УК внедрять все новые цифровые технологии. например:
- Федеральный закон от 21.07.2014 № 209-ФЗ обязал управляющие организации с 1 июля 2017 г. размещать информацию о своей деятельности по управлению МКД в ГИС ЖКХ. Вручную это сделать возможно, только если фонд небольшой. Автоматизация передачи информации из расчетной программы в ГИС ЖКХ требует значительных затрат, но значительно экономит время и силы сотрудников, а также позволяет избежать ошибок.
- Постановление Правительства РФ № 331 от 27 марта 2018 г. обязало аварийно-диспетчерские службы вести запись телефонных разговоров; обеспечить ответ на звонок в течении 5 мин.; в случае, если оператор не ответил на звонок – перезвонить в течение 10 мин. для выполнения этих требований диспетчерским службам пришлось дорабатывать свое ПО в части интеграции с телефонией.
- ФЗ № 54-ФЗ с 1 июля 2017 г. обязал компании, оказывающие услуги населению, проводить каждую продажу через онлайн-кассы.
Управляющие компании и ТСЖ, ведущие расчеты с физическими лицами, также попали под действие этого закона.
Почему в России автоматизация зданий продвигается с трудом и отстает от аналогичных процессов в Европе и Америке?





В России широкому распространению систем умного дома мешает достаточно высокая стоимость решений при низкой платежеспособности основной части населения. Плюс социальные барьеры: боязнь нового, изменения привычного образа жизни, неготовность разбираться в устройстве сложных систем. В обществе тема умных устройств еще мало понятна, недостаточно знаний о существующих решениях и их преимуществах.
Расскажите о тенденциях в ЖКХ. Каким оно будет к 2030 году?




- конкурентность жилья при продаже. Если удастся провести правильный маркетинг и спозиционировать умный дом как наиболее подходящий и привлекательный – цифровизация пойдет полным ходом;
- нормативное регулирование/требования по цифровизации ЖКХ приведут к тому же эффекту, что и пункт выше;
- требование на обслуживание ЖКХ через единое окно.

Дальнейшее развитие удаленных форматов общения. Все вопросы можно решить без посещения офиса.
Например, пофантазируем: применение технологий голографической коммуникации – общение жителей с представителями УК с помощью голографического звонка. При звонке формируются голограммы собеседника, которые полностью передают эмоции и жестикуляцию пользователя.
Тренд на заботу об экологии. Применение альтернативных источников энергии, например установка солнечных батарей на крыше домов.
1 https://tass.ru/nedvizhimost/9411677